Уровень вакантных площадей
По итогам 1 полугодия показатель составил 9,6%, что на 0,2 п. п. меньше, чем в предыдущем квартале. Стоит отметить, что динамика показателя в торговых объектах Москвы достаточно разнонаправленная в зависимости от ряда факторов. Так, в ТЦ площадью менее 45 тыс. кв. м. GLA объем свободных площадей постепенно сокращается, в то время, как в более крупных объектах продолжает расти. Безусловно, есть исключения – успешные крупные моллы, такие, как, «Авиапарк», «Саларис», Columbus. В этих объектах уровень вакантных площадей составляет менее 5%. В объектах, введенных до 2014 года, средний уровень вакантных площадей увеличился с 3,8% в II кв. 2020 года. до 7,1% по итогам II кв. 2021 года.
Предложение
В первом полугодии 2021 года в Москве открылось 65,5 тыс. кв. м торговых площадей – ТРЦ «Гравитация», «Флотилия», «Прайм Плаза» и районный центр «Саяны» от ADG Group. До конца года ожидается открытие около 280 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, объем нового ввода по итогам 2021 года может составить 342 тыс. кв. м торговых площадей, что превысит уровень 2020 года на 42%. Среди знаковых проектов можно отметить ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA 33 000 кв. м), а крупнейшим в 2021 году станет ТЦ «Город Косино» (GLA 74 000 кв. м). Средняя площадь новых объектов снижается: по итогам 2021 года показатель может составить 20,8 тыс. кв. м (в 2019 и 2020 годах показатель составлял 23 тыс. кв. м).
Новые международные бренды
По-прежнему сохраняется низкая активность международных брендов: до конца года ожидается открытие 13 новых брендов. С начала года на российский рынок вышло уже 6 из них. Готовятся к открытию ARKET, первый монобрендовый парфюмерный бутик Dior в ТРЦ «Европейский», парфюмерные концепции Aesop и Vilhelm Parfumerie на Патриарших прудах, а также перезапуск Superdry и Miss Sixty. Анонсировал выход на российский рынок испанский бренд Bimba & Lola. Развитие международных продолжается за счет устойчивых на рынке брендов, у которых не исчерпан потенциал экспансии.
Выводы
По итогам полугодия можно констатировать улучшение ситуации в торговой недвижимости: уровень вакантных площадей, наконец, стал снижаться, а динамика новых сделок относительно аналогичного периода 2020 года выросла на глазах: основными «потребителями» торговых площадей по-прежнему выступают операторы сегмента «одежда и обувь», активную экспансию продолжают продуктовые сети и операторы общепита.
Стоит отменить, что в этом году цикл стратегической ротации арендаторов приобрел поистине массовый характер среди владельцев торговой недвижимости. Арендодатели, осознав, что арендные ставки выше рынка для неквалифицированных ритейлеров – слишком краткосрочное решение, ведущее к развалу концепции и неприемлемому уровню вакантных площадей, сейчас оценивают свои объекты со стратегической точки зрения и выбирают наиболее устойчивых ритейлеров с возможным понижением фиксированной ренты, нежели малоизвестные бренды по высоким ставкам.
Размер и количество строящихся торговых центров продолжает сокращаться в Московском регионе на фоне роста цен на земельные участки и себестоимости строительства, а также снижения ставок аренды на период запуска объектов. CBRE отмечает, что пока на рынке нет проектов с арендопригодной площадью более 60 тыс. кв. м. исключительно торгового назначения с датой открытия в ближайшие три-пять лет, за исключением уже строящихся объектов таких как «Город Косино». Будущий ввод будет все больше будет обеспечиваться МФК с долей ритейла до 50% от площади.
По итогам 1 полугодия показатель составил 9,6%, что на 0,2 п. п. меньше, чем в предыдущем квартале. Стоит отметить, что динамика показателя в торговых объектах Москвы достаточно разнонаправленная в зависимости от ряда факторов. Так, в ТЦ площадью менее 45 тыс. кв. м. GLA объем свободных площадей постепенно сокращается, в то время, как в более крупных объектах продолжает расти. Безусловно, есть исключения – успешные крупные моллы, такие, как, «Авиапарк», «Саларис», Columbus. В этих объектах уровень вакантных площадей составляет менее 5%. В объектах, введенных до 2014 года, средний уровень вакантных площадей увеличился с 3,8% в II кв. 2020 года. до 7,1% по итогам II кв. 2021 года.
Предложение
В первом полугодии 2021 года в Москве открылось 65,5 тыс. кв. м торговых площадей – ТРЦ «Гравитация», «Флотилия», «Прайм Плаза» и районный центр «Саяны» от ADG Group. До конца года ожидается открытие около 280 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, объем нового ввода по итогам 2021 года может составить 342 тыс. кв. м торговых площадей, что превысит уровень 2020 года на 42%. Среди знаковых проектов можно отметить ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA 33 000 кв. м), а крупнейшим в 2021 году станет ТЦ «Город Косино» (GLA 74 000 кв. м). Средняя площадь новых объектов снижается: по итогам 2021 года показатель может составить 20,8 тыс. кв. м (в 2019 и 2020 годах показатель составлял 23 тыс. кв. м).
Новые международные бренды
По-прежнему сохраняется низкая активность международных брендов: до конца года ожидается открытие 13 новых брендов. С начала года на российский рынок вышло уже 6 из них. Готовятся к открытию ARKET, первый монобрендовый парфюмерный бутик Dior в ТРЦ «Европейский», парфюмерные концепции Aesop и Vilhelm Parfumerie на Патриарших прудах, а также перезапуск Superdry и Miss Sixty. Анонсировал выход на российский рынок испанский бренд Bimba & Lola. Развитие международных продолжается за счет устойчивых на рынке брендов, у которых не исчерпан потенциал экспансии.
Выводы
По итогам полугодия можно констатировать улучшение ситуации в торговой недвижимости: уровень вакантных площадей, наконец, стал снижаться, а динамика новых сделок относительно аналогичного периода 2020 года выросла на глазах: основными «потребителями» торговых площадей по-прежнему выступают операторы сегмента «одежда и обувь», активную экспансию продолжают продуктовые сети и операторы общепита.
Стоит отменить, что в этом году цикл стратегической ротации арендаторов приобрел поистине массовый характер среди владельцев торговой недвижимости. Арендодатели, осознав, что арендные ставки выше рынка для неквалифицированных ритейлеров – слишком краткосрочное решение, ведущее к развалу концепции и неприемлемому уровню вакантных площадей, сейчас оценивают свои объекты со стратегической точки зрения и выбирают наиболее устойчивых ритейлеров с возможным понижением фиксированной ренты, нежели малоизвестные бренды по высоким ставкам.
Размер и количество строящихся торговых центров продолжает сокращаться в Московском регионе на фоне роста цен на земельные участки и себестоимости строительства, а также снижения ставок аренды на период запуска объектов. CBRE отмечает, что пока на рынке нет проектов с арендопригодной площадью более 60 тыс. кв. м. исключительно торгового назначения с датой открытия в ближайшие три-пять лет, за исключением уже строящихся объектов таких как «Город Косино». Будущий ввод будет все больше будет обеспечиваться МФК с долей ритейла до 50% от площади.
Марина Малахатько, директор, глава департамента ритейла CBRE в России, комментирует: «Международные бренды по-прежнему заинтересованы в развитии своего бизнеса в России, однако, прямой выход новых брендов обеспечен теми сетями, которые имели опыт в России через партнеров или теми, кто уже присутствует на рынке».