CBRE: пустота перестает быть самым быстро растущим арендатором ТЦ

Аналитики компании подвели итоги 1 полугодия 2021 года на рынке торговой недвижимости Москвы. В отчёте CBRE отмечается, что впервые с начала пандемии рост уровня вакантных площадей в торговых центрах Москвы остановился.
4029
Изображение взято из источника: РБК Недвижимость
Уровень вакантных площадей
 
По итогам 1 полугодия показатель составил 9,6%, что на 0,2 п. п. меньше, чем в предыдущем квартале. Стоит отметить, что динамика показателя в торговых объектах Москвы достаточно разнонаправленная в зависимости от ряда факторов. Так, в ТЦ площадью менее 45 тыс. кв. м. GLA объем свободных площадей постепенно сокращается, в то время, как в более крупных объектах продолжает расти. Безусловно, есть исключения – успешные крупные моллы, такие, как, «Авиапарк», «Саларис», Columbus. В этих объектах  уровень вакантных площадей  составляет менее 5%. В объектах, введенных до 2014 года, средний уровень вакантных площадей увеличился с 3,8% в II кв. 2020 года. до 7,1% по итогам II кв. 2021 года.

 


 
Предложение
 
В первом полугодии 2021 года в Москве открылось 65,5 тыс. кв. м торговых площадей – ТРЦ «Гравитация», «Флотилия», «Прайм Плаза» и районный центр «Саяны» от ADG Group. До конца года ожидается открытие около 280 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, объем нового ввода по итогам 2021 года может составить 342 тыс. кв. м торговых площадей, что превысит уровень 2020 года на 42%. Среди знаковых проектов можно отметить ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA 33 000 кв. м), а крупнейшим в 2021 году станет ТЦ «Город Косино» (GLA 74 000 кв. м). Средняя площадь новых объектов снижается: по итогам 2021 года показатель может составить 20,8 тыс. кв. м (в 2019 и 2020 годах показатель составлял 23 тыс. кв. м).

 

 
 
Новые международные бренды
 
По-прежнему сохраняется низкая активность международных брендов: до конца года ожидается открытие 13 новых брендов. С начала года на российский рынок вышло уже 6 из них. Готовятся к открытию  ARKET, первый монобрендовый парфюмерный бутик Dior в ТРЦ «Европейский», парфюмерные концепции Aesop и Vilhelm Parfumerie на Патриарших прудах, а также перезапуск Superdry и Miss Sixty. Анонсировал выход на российский рынок испанский бренд Bimba & Lola. Развитие международных продолжается за счет устойчивых на рынке брендов, у которых не исчерпан потенциал экспансии.

 

 
Выводы
 
По итогам полугодия можно констатировать улучшение ситуации в торговой недвижимости: уровень вакантных площадей, наконец, стал снижаться, а динамика новых сделок относительно аналогичного периода 2020 года выросла на глазах: основными «потребителями» торговых площадей по-прежнему выступают операторы сегмента «одежда и обувь», активную экспансию продолжают продуктовые сети и операторы общепита.
 
Стоит отменить, что в этом году цикл стратегической ротации арендаторов приобрел поистине массовый характер среди владельцев торговой недвижимости. Арендодатели, осознав, что арендные ставки выше рынка для неквалифицированных ритейлеров – слишком краткосрочное решение, ведущее к развалу концепции и неприемлемому уровню вакантных площадей, сейчас оценивают свои объекты со стратегической точки зрения и выбирают наиболее устойчивых ритейлеров с возможным понижением фиксированной ренты, нежели малоизвестные бренды по высоким ставкам.
 
Размер и количество строящихся торговых центров продолжает сокращаться в Московском регионе на фоне роста цен на земельные участки и себестоимости строительства, а также снижения ставок аренды на период запуска объектов. CBRE отмечает, что пока на рынке нет  проектов с арендопригодной площадью более 60 тыс. кв. м. исключительно торгового назначения с датой открытия в ближайшие три-пять лет, за исключением уже строящихся объектов таких как «Город Косино». Будущий ввод будет все больше будет обеспечиваться МФК с долей ритейла до 50% от площади.
 

Марина Малахатько, директор, глава департамента ритейла CBRE в России, комментирует: «Международные бренды по-прежнему заинтересованы в развитии своего бизнеса в России, однако, прямой выход новых брендов обеспечен теми сетями, которые имели опыт в России через партнеров или теми, кто уже присутствует на рынке».

 
 


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Малахатько Марина

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Материалы по теме

Источник: new-retail.ru
Исследования рынка

Colliers: Вакантность в стрит-ритейле снизилась впервые с начала пандемии

По итогам II квартала 2021 г. средний уровень вакантности в стрит-ритейле (центральные торговые коридоры Москвы) составил 11,9%, что выше прошлогоднего показателя аналогичного периода на 3,9 п.п. (8,0% во II квартале 2020 г.) При этом по сравнению с итогами I квартала 2021 г. доля свободных площадей снизилась на 0,5 п.п. Это первый раз с начала пандемии в марте 2020 г., когда вакантность в сегменте стрит-ритейла стала сокращаться, отмечают аналитики компании.
25.06
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Knight Frank: Самара подтвердила лидерство по обеспеченности торговыми площадями

Город уже пятый год подряд лидирует по этому показателю среди миллионников в России. Данные компании не включают Москву и Петербург, но по нашим оценкам Москва бы конкурировала с Ростовом-на-Дону, а Северная столица – с Екатеринбургом, то есть, даже приглашение на чемпионат столичных звезд вряд ли бы повлияло на итоговый результат. Волжане - снова чемпионы!

09.06
Источник: new-retail.ru
Экспертный анализ

JLL: Невский пережил зиму с минимальными потерями

Аналитики компании подвели итоги основного торгового коридора Санкт-Петербурга. По их данным средняя вакантность осталась на уровне декабря, ставка также существенно не изменилась, а максимальная ротация наблюдалась в сегменте общепита.
01.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre