Knight Frank: Уровень вакансии в ТЦ Москвы увеличился на 25% (2,5 п. п.) за год

Аналитики компании подвели предварительные итоги I полугодия на рынке торговой недвижимости Москвы. Согласно результатам исследования, общий объем предложения составил 6,89 млн кв. м арендопригодной площади (GLA) за счет трех введенных ТЦ с суммарной GLA 41,5 тыс. кв. м. Уровень вакансии в торговых центрах столицы достиг 12,5% (+2,5% относительно аналогичного показателя 2020 года). Ожидается, что всего в 2021 году в Москве будет 541 тыс. кв. м торговых площадей, при этом сохраняется вероятность корректировки даты ввода 30-40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2021 году.

4464
Изображение взято из источника: Моллы.ру

Предложение

По предварительным итогам I полугодия 2021 года общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 6,89 млн кв. м арендопригодной площади. Прирост обеспечен открытием ТРЦ «Гравитация» (GLA: 18,5 тыс. кв. м), ТРЦ Prime Plaza (GLA: 20 тыс. кв. м), а также проекта редевелопмента компании ADG Group – ТЦ «Саяны» (GLA: 3 тыс. кв. м). Всего за этот период было введено 41,5 тыс. кв. м, что на 73% меньше показателя I полугодия 2020 года, когда объем ввода составил 152,5 тыс. кв. м.
 
Уровень вакансии в торговых центрах Москвы увеличился на 2,5% относительно I полугодия 2020 года и составил 12,5%. Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек у ретейлеров, столкнувшихся с сильным негативным влиянием пандемии в 2020 году. В большинстве объектов, открытых в прошлом году, до 40% площадей остаются свободными, что соответствует тренду последних лет – вводу торговых центров с большой долей свободных площадей и активному заполнению в первые годы работы. 

Анализ рынка торговой недвижимости Москвы, I полугодие 2021 г.


Источник: Knight Frank Research, 2021
 


Спрос
 
В структуре спроса сохраняется слабая активность со стороны международных операторов. Причиной замедления экспансии на российский рынок иностранных брендов является текущая конъюнктура российского рынка, а также сложная ситуация на международных рынках, связанная с пандемией Covid-19.
 
В I полугодии 2021 года на российский рынок вышло два международных розничных оператора, что в три раза меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При снижении активности выхода международных брендов в РФ уже присутствующие ретейлеры реорганизуют торговые пространства с учетом новых запросов потребителей.



Коммерческие условия
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ставки аренды снизились под влиянием мер по предотвращению пандемии и экономического кризиса. Во II квартале 2020 года они сократились на 25% относительно верхних границ диапазонов базовой арендной ставки для якорных арендаторов и операторов торговой галереи с небольшой площадью помещений. Максимальная базовая ставка аренды приходится на помещения в зоне фуд-корта в действующих проектах с высокой проходимостью и может достигать 120 тыс. руб./кв. м /год.
 
Условия аренды в торговых центрах Москвы

Источник: Knight Frank Research, 2021

Тенденции

 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, отмечает, что с I квартала 2021 года наблюдалось улучшение показателей работы ретейлеров и девелоперов, в том числе рост коэффициента конверсии и товарооборота на 10-20%, что обусловлено как поведением покупателей, так и работой брендов по обновлению своих торговых точек и активным внедрением цифровых технологий. До середины июня мы видели позитивный тренд по восстановление трафика, который практически приблизился к показателям 2019 года, но введенные ограничения и кампания по вакцинации граждан привели к небольшому снижению посещаемости. Учитывая низкую долю вакцинированных и неоднозначное отношение граждан к принятым мерам, все это может привести к отскоку рынка торговой недвижимости.
 
Прогноз

Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода в Москве до конца 2021 года составит 541 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, прогноз нового предложения торговых центров в два раза больше прошлогоднего показателя.
 
В 2021 году к  открытию заявлены такие крупные и знаковые торговые объекты, как ТРЦ «Город Косино» (GLA: 72 тыс. кв. м), ТЦ на месте рынка «Садовод» (GLA: 50 тыс. кв. м),  ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA: 35 тыс. кв. м), ТРЦ «Небо» (GLA: 27 тыс. кв. м), ТРЦ «София» (GLA: 35 тыс. кв. м).
 
Существует вероятность корректировки даты ввода 30-40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2021 году. Однако сокращение объемов ввода не будет существенным, так как часть объектов уже находится в высокой степени готовности, и девелоперам невыгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта. По прогнозам Knight Frank, в ближайшие пять лет все заявленные торговые центры выйдут на рынок.
 
После годового роста показатель вакансии стабилизируется на уровне 12-14% к концу года, в крупных концептуальных торговых центрах столицы прогнозируется сокращение вакантных площадей до 8%.
 

Торговые центры, открывшиеся в I полугодии 2021 г. и планируемые к открытию до конца 2021 г.
 

 
Источник: Knight Frank Research, 2021


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: Безумие и отвага - что происходит в торговых центрах Москвы, открытых в пандемию

По данным аналитиков компании, в новых торговых центрах вакантность составляет в среднем 16,7%, что ниже показателя по итогам 2020 года (18,9%). Всего в компании ожидают ввода 365 тыс. кв. м торговых центров по Москве, в первом полугодии открылись 43,5 тыс. кв. м.
07.07
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Colliers: Екатеринбург обогнал Самару по обеспеченности торговыми площадями

По итогам I полугодия 2021 г. Екатеринбург стал лидером по обеспеченности торговыми площадями (742 кв. м на 1000 жителей) среди региональных городов-миллионников. За год этот показатель увеличился на 7% за счет открытия новых объектов, среди которых ТРЦ Veer Mall площадью 76 000 кв. м. Самара, которая в течение 8 лет занимала первое место в данном рейтинге, опустилась на второе место (724 кв. м на 1000 жителей) – с начала 2020 г. здесь не было открыто ни одного нового торгового центра. На третьем месте – Нижний Новгород с показателем обеспеченности 537 кв. м на 1000 жителей. Наименее обеспеченными городами-миллионниками остаются Волгоград (308 кв. м на 1000 жителей), Омск (298 кв. м) и Пермь (245 кв. м).
06.07
Источник: Cushman & Wakefield
Экспертный анализ

Cushman & Wakefield: Россия догнала Европу по обеспеченности торговыми площадями, ввод складов и офисов в Москве станет рекордным за 5 лет

Аналитики компании Cushman & Wakefield подготовили отчет #MARKETBEAT Lite по итогам II квартала 2021 года, в котором рассказали о ключевых сегментах коммерческой недвижимости.
05.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre