Игра за прилавок: пойдёт ли девелопер строить фудхоллы?

Сравнительно недавно, пришедшие в Россию как альтернатива «ресторанным дворикам» в ТРЦ и городским кафе, фудхоллы завоевали сердца жителей столицы. Пространства, нарушающие традиционные представления о ресторанах высокой кухни, появились всего шесть лет назад. Доступная цена, широкий ассортимент блюд и необычная локация – «Депо», Даниловский рынок, «Вокруг света» закономерно получили статус «модных мест» для встреч среди молодёжи. Новые места регулярно пополняют гастрономическую карту Москвы. Вместе с популярностью растёт и спрос на свободные площади: насколько нынешняя обстановка выгодна девелоперам, и рассматривают ли они это как дополнительную строчку в финансовой модели, которая будет приносить доход? Экспертным мнением делится инвестиционный директор R2 Asset Management Максим Витошинский.

3632
Изображение взято из источника: R2 Asset Management

«Фудхолльный» бум

Несмотря на падение объёмов ресторанного рынка в 2020 году на 15,9% до 173,3 млрд рублей по сравнению с 2019-м, после снятия ограничений ситуация быстро стабилизировалась. На данный момент отставание от допандемийных показателей составляет 26%, со среднесуточным оборотом 850 млн. рублей.

Фудхоллы – это гастрономические площадки, куда люди приходят отдохнуть и попробовать что-то особенное за небольшие деньги. Для сравнения: блюдо, за которое в индийском ресторане ты отдал бы 4-5 тысяч рублей, в фудхолле обойдётся в 500-600 рублей. Нигде в мире нет такого количества «маркетов», как в Москве, разве что в Барселоне и Мадриде имеется по одном проекту, но они даже «близко не стоят» с «Депо» по уровню. Еще один плюс – в возможности попробовать много разных блюд в одном месте, не разъезжая по всему городу.

Пандемия фактически уравняла предприятия общественного питания, оставив выбор питания за потребителем. В общем объеме выручки за 2020 год, согласно исследованиям KPMG, доля доставки увеличилась на 44%. Арендаторы фудхоллов оказались в выигрышном положении, предлагая самобытный ассортимент изголодавшимся по впечатлениям людей, вынужденных соблюдать режим самоизоляции.

Максим отмечает, что фудхоллы, как и любой трендовый бизнес в России, практически стабилизировался: жители мегаполиса перестают воспринимать такой вид досуга, как «экзотический» и привыкли к нему. Рынок уже успел обзавестись весомыми игроками: Novikov Group, RESTart Vasilchuk Brothers, White Rabbit Family и другие.

Как только на гастрономическом рынке появляется что-то интересное, это сразу начинают копировать. Когда Аркадий Новиков открыл #Farsh, началась «эпидемия» бургеров: Black Star Burger, Burger Heroes, «Мясная лавка». Первыми, кто подавал фо-бо, были Lao Lee на Миусской улице. Стоило им открыться на Даниловском рынке – рынок взорвался. Таков жизненный цикл любого продукта: интересен, пока не надоест.

Вопрос аренды

Фудхоллы – самый быстрый путь для молодого ресторатора в большой бизнес: стартовать можно без вложений. Что практически исключено в случае с ТРЦ, где выживаемость обеспечивает сетевая структура и наличие большого количества филиалов, которые «кормят» друг друга за счёт низких цен и высокой проходимости. У маленьких компаний в разы меньше шансов пережить карантин, кризисы или введение QR-кодов.

Фудмаркет и фудкорт – это две противоположности. Фудхолл практически никогда не откроется в большом торговом центре по типу «Афимолла» или «Атриума», т.к. его целевая аудитория другая. В ТЦ не ходят есть, там покупают одежду, сопутствующие товары и, скорее, сделают выбор в пользу продуктового магазина при наличии парковки.

Другая конкурентная ниша – сетевые городские кафе, которые стараются предоставить клиенту большой выбор в рамках одного меню: китайскую, итальянскую, индийскую и т.д. кухни. Доступный ценовой сегмент обеспечивают, как и в случае с фаст-фудом, филиалы. Однако оба сектора достаточно сильно «просели» в пандемию: по данным JLL, в 2020 году только на центральных улицах прекратили работу более 200 заведений, таких как «Шоколадница», Prime, KFC. Связано это было, в первую очередь, с необходимостью оптимизировать затраты.

Арендаторы, имеющие всего одну точку, всегда заточены на качество больше, чем крупные игроки с разветвлённой сетью. Если будут плохие отзывы – заведение закроется.

По данным PMGroup в 2021 г. в Москве работает больше 40 гастромаркетов, суммарныи? объем инвестиции? в сегмент составляет около 10 млрд. руб. Работу 1054 корнеров обеспечивают свыше 5000 сотрудников.

Когда нет конкретной специализации, страдает качество. В ресторане с 500-600 позициями, представленными в меню, еда всегда будет не такой вкусной, как в фудмаркете, где каждый занимается монопродуктом. Подобные проекты хороши тем, что ты всегда ешь свежую, понятную еду приготовленную человеком. Большой плюс, посещать фудхоллы компанией или семьёй: каждый выбирает то, что хочет в любимом корнере.

Интерес к спальным районам

В последнее время отмечается интерес застройщиков к спальным районам Москвы: Гольяново, Чертаново, Саларьево. Появляется большое количество густонаселённых ЖК с организованной инфраструктурой. У людей возникает обоснованная потребность получать впечатления в пешей доступности от дома, а не добираться до Никольской улицы или Цветного бульвара несколько часов по пробкам.

Естественно, что риэлторы, уже опробовавшие силы в стрит-ритейле, стремятся предугадать и другие запросы клиентов: Gremm Group, управляющая Усачевским рынком, к 2022 году реализует в Чертаново гастромаркет на 5,8 тыс. кв. м. Годом ранее (в 2020-м – ред.) группа «ПИК» построила фудхолл на территории ТЦ «Саларис».

Задача девелопера – сформировать заманчивое предложение, чтобы люди покупали квартиры, которые «ПИК» в Саларьево строит тысячами. Gremm Group инвестируют около 1,5 млрд. рублей в конструкцию площадью 7 тысяч квадратов: значит, проводили аналитику. Это история про постоянный трафик, потому что никто не поедет на «Академика Янгеля» для того, чтобы поесть фо-бо: только местные жители. У застройщиков есть еще лет 5-6, пока для спальных районов это в новинку.

Будущее

В перспективе, переместившись в спальные районы, фудхоллы станут альтернативой маленьким кафе, фаст-фуду и барам. У жителей появится гастрономический выбор и место для культурного досуга всей семьи, за которым не нужно далеко ехать.

Что же касается центра, то фудхоллы уже давно стали полноценной частью стрит-ритейла Москвы. Чтобы интегрироваться в нишу, девелоперам, на данном этапе, требуются помощь внешних консультантов, понимающих трафик, перспективы развития локации, профиль потенциальных арендаторов и т. д – самодостаточные внутренние департаменты еще не до конца сформированы.



Материалы по теме

Источник: kr-pro
Экспертный анализ

Московские мануфактуры: креативные кластеры, фудкорты и офисные пространства

За последние несколько лет лофт-кварталы успели стать точками притяжения для жителей Москвы: хипстерские кафе стали соседствовать с образовательными кластерами и офисными пространствами. Как изменился рынок бывших мануфактур, кто и по каким причинам выбирает площадки с индустриальным прошлым для своего бизнеса, - рассказывает Иван Гуськов, генеральный директор Apollax Space
20.07
Экспертный анализ

Как фуд-холлы в Петербурге перетягивают спрос с центральных улиц

Весна традиционно является наиболее активным периодом на рынке торговых коридоров: в ожидании высокого туристического сезона помещения активно арендуются как рестораторами, так и fashion-операторами.
11.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: IBC Global
Проект

В Кыргызстане стартовало строительство Global Hub

Общая площадь комплекса составит 137 тыс. кв. м. Консультантом и эксклюзивным брокером проекта выступила компания IBC Global, девелопер - Alkanov Group один из крупнейших игроков сегмента Кыргызской Республики.
09.01
Источник: Ricci
Назначения

Ricci назначает главного операционного директора

Эту должность займет Ирина Песоцкая. До прихода в компанию Ирина занимала ключевые позиции в Nikoliers, БКС Банке, Альфа-Банке, Ренессанс-Капитал и Kept (ранее КПМГ). 
09.01
Источник: Business Club
Назначения

Екатерина Прокопова теперь в Business Club

Она заняла должность директора отдела по связям с общественностью.
10.01
Источник: Hutton
Проект

Hutton займется строительством Light Industrial

Компания получила разрешение на строительство производственного комплекса Noman площадью около 13 400 кв. м на юго-востоке Москвы.
09.01
Источник: Pridex
Игроки рынка

Pridex создает офисную экосистему

Компания провела ребрендинг и объединила ключевые направления деятельности - Pridex Construction, Pridex Spaces, Pridex Technology и Pridex Lab - под единым материнским брендом. 
09.01
Источник: Crocus Group
Игроки рынка

Crocus Group поделилась итогами года

В ТРК Vegas новые арендаторы заняли более 9 000 квадратных метров арендной площади, а ТЦ «Крокус Сити Молл» пополнил свой портфель арендаторов более чем на 15 премиальных брендов.
09.01
Источник: ТРЦ «Ярмарка»
Открытие

В Астрахани в ТРЦ «Ярмарка» открылся Superland

Общая площадь семейного активити-парка составляет 2005 кв. м.  
09.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre