История предприятия
Корпоративные музеи в России – идея не новая, но сегодня переживающая принципиально иной виток развития. Первыми «корпоративными» музеями можно назвать музеи мануфактур и производств в Российской Империи: в заводских корпусах выставлялись достижения производства, продукция и почетные знаки заводов, появлялись бюсты и скульптуры основателей и меценатов. Сегодня эта традиция перерождается в современной корпоративной культуре: в России появились компании, которые выступают преемниками советских предприятий, а также новые бизнес-структуры, история которых насчитывает 20-30 лет – за это время компании уже накопили достаточную экспертизу, прошли большой путь и стремятся показать его ключевые вехи и достижения. Музеи позволяют наглядно продемонстрировать связь прошлого и будущего компании – это универсальный инструмент, способный одновременно решать коммерческие и HR-задачи.
Сам по себе формат корпоративного музея зависит как от целей и задач компании, так и от формата, площади и специфики помещений. Так, музей предприятия может быть расположен на производстве – непосредственно на территории завода или в административно-бытовом комплексе. Также компании организовывают корпоративные музеи в штаб-квартирах или головных офисах корпораций. Выбор места и формата музея зависит в первую очередь от рода деятельности компании. Если ее продукция – это то, что можно увидеть и потрогать, или услышать, то в интерьер включаются специальные витрины и стойки для экспозиции, на которых размещаются образцы продукции или предметы добычи. Однако основной упор в концепциях современных корпоративных музеев делается на мультимедийные и интерактивные экспозиции: 90% запросов технических заданий заказчиков на создание корпоративных музеев включают в себя виртуальные модели, диджитал-экраны, презентационные стенды и интерактивные пространства.
Выставка достижений
Для создания корпоративного музея не требуется большого помещения – обычно для этого выделяется специальная зона в общественном пространстве – например, в welcome-зоне, зоне ожидания или отдыха. Корпоративный музей, с одной стороны, демонстрирует историю предприятия, с другой – показывает его развитие и потенциал, поэтому их важно включать в презентационные маршруты для делегаций или отдельных гостей как важные пойнты на пути, к примеру, переговорным комнатам или залам для мероприятий.
При этом запросы на создание таких проектов поступают из разных областей - от компаний нефтегазового сектора, металлургии, добывающей промышленности, IT-компаний, и не зависят от масштаба бизнеса – строительство музея может быть актуально и для небольшой компании, если ей необходимо продемонстрировать собственную продукцию, например, в формате шоурума.
Состав и содержание музея индивидуальны, но с точки зрения планировки помещения экспозиция всегда делится на зоны, рассказывающие об истории предприятия и его продукции, технологиях, посвящённые географии и составу филиалов компаний, демонстрации современных продуктов бренда, достижений и наград, а также включает в себя зону информации о корпоративных ценностях и миссии компании. Каждая из частей экспозиции должна быть интерактивной, чтобы посетитель мог почувствовать себя непосредственным участником выставки. Дизайн всего пространства обязательно включает в себя элементы корпоративного стиля бизнеса.
Как правило, дизайн-проект формируется на основе нематериальных корпоративных ценностей, которые отражают общие цели и задачи компании – таких как лидерство, основы экосистемы и других. В дизайне музейного пространства мы используем и все технологические возможности. Наша задача – в синергии контента максимально полно показать все достижения компании, передать ее историю и отразить философию. Поэтому мы активно используем корпоративную айдентику в дизайне - начертания логотипа компании, изображения продукции бренда или ассоциирующиеся с отраслью символы – например, схематичные изображения угля, инструментов, деталей автомобиля.
Таким образом, корпоративный музей – это отдельный блок в задаче по дизайну интерьера офиса, в его периметре пересекается множество компетенций: от сценарной работы и работы специалистов по мультимедийному контенту до задач дизайнеров и архитекторов. Наиболее эффективно, если этот процесс возглавляет экспертная команда, задействованная в разработке дизайна всего офиса – такое звено сможет привлечь специализированные организации-лидеры, чтобы увязать все корпоративные ценности, историю и достижения в единую концепцию с современным офисным дизайном, поскольку корпоративный музей не существует без общего контекста офиса компании.
Сформировать интерес
Однако для того, чтобы пространство музея было востребованным всегда, а не время от времени, его необходимо гармонично интегрировать в рабочие процессы. Поэтому корпоративные музеи становятся для сотрудников мотивационным фоном каждого рабочего дня, вдохновляют и направляют персонал. Чтобы достичь такого эффекта, выставочные зоны размещаются в местах для неформальной коммуникации, командной работы, презентаций и тренингов, в состав музеев включают переговорные комнаты.
В проекте для офиса «Росатома» на ЛАЭС-2 мы, к примеру, создали интересное корпоративное пространство, рассказывающее об истории и деятельности компании в общественной зоне. С одной стороны, мы разнообразили утилитарные помещения для обеденного перерыва и отдыха, с другой – соединили в одном блоке столовую с кафе с диетическим питанием, трансформируемую переговорную для совещаний с залом для торжественных мероприятий, и дополнили выставочную функцию коворкингом и офисно-административной частью. Интеграция временных рабочих мест в зоне корпоративного музея – весьма выгодное решение: таким образом можно создать и комфортную зону ожидания для посетителей, и включить в проект функцию гибких трансформируемых рабочих зон.
Корпоративные музеи в России – идея не новая, но сегодня переживающая принципиально иной виток развития. Первыми «корпоративными» музеями можно назвать музеи мануфактур и производств в Российской Империи: в заводских корпусах выставлялись достижения производства, продукция и почетные знаки заводов, появлялись бюсты и скульптуры основателей и меценатов. Сегодня эта традиция перерождается в современной корпоративной культуре: в России появились компании, которые выступают преемниками советских предприятий, а также новые бизнес-структуры, история которых насчитывает 20-30 лет – за это время компании уже накопили достаточную экспертизу, прошли большой путь и стремятся показать его ключевые вехи и достижения. Музеи позволяют наглядно продемонстрировать связь прошлого и будущего компании – это универсальный инструмент, способный одновременно решать коммерческие и HR-задачи.
Сам по себе формат корпоративного музея зависит как от целей и задач компании, так и от формата, площади и специфики помещений. Так, музей предприятия может быть расположен на производстве – непосредственно на территории завода или в административно-бытовом комплексе. Также компании организовывают корпоративные музеи в штаб-квартирах или головных офисах корпораций. Выбор места и формата музея зависит в первую очередь от рода деятельности компании. Если ее продукция – это то, что можно увидеть и потрогать, или услышать, то в интерьер включаются специальные витрины и стойки для экспозиции, на которых размещаются образцы продукции или предметы добычи. Однако основной упор в концепциях современных корпоративных музеев делается на мультимедийные и интерактивные экспозиции: 90% запросов технических заданий заказчиков на создание корпоративных музеев включают в себя виртуальные модели, диджитал-экраны, презентационные стенды и интерактивные пространства.
Выставка достижений
Для создания корпоративного музея не требуется большого помещения – обычно для этого выделяется специальная зона в общественном пространстве – например, в welcome-зоне, зоне ожидания или отдыха. Корпоративный музей, с одной стороны, демонстрирует историю предприятия, с другой – показывает его развитие и потенциал, поэтому их важно включать в презентационные маршруты для делегаций или отдельных гостей как важные пойнты на пути, к примеру, переговорным комнатам или залам для мероприятий.
При этом запросы на создание таких проектов поступают из разных областей - от компаний нефтегазового сектора, металлургии, добывающей промышленности, IT-компаний, и не зависят от масштаба бизнеса – строительство музея может быть актуально и для небольшой компании, если ей необходимо продемонстрировать собственную продукцию, например, в формате шоурума.
Состав и содержание музея индивидуальны, но с точки зрения планировки помещения экспозиция всегда делится на зоны, рассказывающие об истории предприятия и его продукции, технологиях, посвящённые географии и составу филиалов компаний, демонстрации современных продуктов бренда, достижений и наград, а также включает в себя зону информации о корпоративных ценностях и миссии компании. Каждая из частей экспозиции должна быть интерактивной, чтобы посетитель мог почувствовать себя непосредственным участником выставки. Дизайн всего пространства обязательно включает в себя элементы корпоративного стиля бизнеса.
Как правило, дизайн-проект формируется на основе нематериальных корпоративных ценностей, которые отражают общие цели и задачи компании – таких как лидерство, основы экосистемы и других. В дизайне музейного пространства мы используем и все технологические возможности. Наша задача – в синергии контента максимально полно показать все достижения компании, передать ее историю и отразить философию. Поэтому мы активно используем корпоративную айдентику в дизайне - начертания логотипа компании, изображения продукции бренда или ассоциирующиеся с отраслью символы – например, схематичные изображения угля, инструментов, деталей автомобиля.
Таким образом, корпоративный музей – это отдельный блок в задаче по дизайну интерьера офиса, в его периметре пересекается множество компетенций: от сценарной работы и работы специалистов по мультимедийному контенту до задач дизайнеров и архитекторов. Наиболее эффективно, если этот процесс возглавляет экспертная команда, задействованная в разработке дизайна всего офиса – такое звено сможет привлечь специализированные организации-лидеры, чтобы увязать все корпоративные ценности, историю и достижения в единую концепцию с современным офисным дизайном, поскольку корпоративный музей не существует без общего контекста офиса компании.
Сформировать интерес
Однако для того, чтобы пространство музея было востребованным всегда, а не время от времени, его необходимо гармонично интегрировать в рабочие процессы. Поэтому корпоративные музеи становятся для сотрудников мотивационным фоном каждого рабочего дня, вдохновляют и направляют персонал. Чтобы достичь такого эффекта, выставочные зоны размещаются в местах для неформальной коммуникации, командной работы, презентаций и тренингов, в состав музеев включают переговорные комнаты.
В проекте для офиса «Росатома» на ЛАЭС-2 мы, к примеру, создали интересное корпоративное пространство, рассказывающее об истории и деятельности компании в общественной зоне. С одной стороны, мы разнообразили утилитарные помещения для обеденного перерыва и отдыха, с другой – соединили в одном блоке столовую с кафе с диетическим питанием, трансформируемую переговорную для совещаний с залом для торжественных мероприятий, и дополнили выставочную функцию коворкингом и офисно-административной частью. Интеграция временных рабочих мест в зоне корпоративного музея – весьма выгодное решение: таким образом можно создать и комфортную зону ожидания для посетителей, и включить в проект функцию гибких трансформируемых рабочих зон.