Как стать лучшим торговым центром

На церемонии награждения CREAwards 2020 года «Пушкино-Парк» и «КалинаМолл» победили в номинациях лучший средний Московский и региональный торговый центр. Жюри в ходе конкурса учитывают много факторов, в том числе и архитектурный образ объектов. Об основных тенденциях в мире, этапах проектирования, о наиболее частых ошибках, которые допускают девелоперы, рассказывает Ксения Манохина, автор выше указанных проектов и основатель архитектурного бюро KMarchitects, специализирующегося на объектах ритейла.
3581
Изображение взято из источника: KMarchitects
Очень часто региональные девелоперы на первом этапе проектирования привлекают местные проектные организации, так как это кажется заказчикам более удобным и местные проектные институты могут быстрее согласовывать проекты. Но, как правило, такие организации не имеют большого опыта ритейле и принимают схематичные планировочные решения от коммерческих консультантов за основу, не сильно вдаваясь в особенности дизайна подобных объектов, но следуя четким схемам по Российским нормам и правилам.
 
Распространенные ошибки, которых можно было бы избежать, изначально сотрудничая с опытным архитектором в сфере ритейла:
 
  1. Неверно рассчитывается чистовая высота потолков с учетом коммуникаций, что очень важно для презентабельности витрин арендаторов и комфорта покупателей. Когда дело доходит до чистовой отделки, выясняется, что из-за огромного количества коммуникаций потолки будут очень низкие, что не даст возможности использовать высокое витринное стекло и организовать дополнительный декоративный фриз для вывесок арендаторов.  
  2. Проектирование инженерных коммуникаций осуществляется до появления дизайн проекта и без надзора и согласования дизайнерами размещения всех видимых элементов оборудования и высот его размещения. Это ведет к неприятным последствиям, как чисто декоративного характера, но так же снижая общий уровень качества торгового центра, как архитектурного объекта.
  3. Вертикальные связи размещаются без учета визуальной доступности магазинов. Часто вертикальные связи устанавливают либо в слишком большом количестве,  перекрывая вид на галереи и витрины, либо наоборот доводят до минимума из-за желания протянуть поток посетителей через весь торговый центр, создавая большие неудобства. 
  4. Негармоничное общее архитектурное решение. Большое количество колонн в галереях, отсутствие явной красивой целостной планировки, недостаток дневного света, тесные и неудобные пространства санузлов, не соответствующее европейским нормам – все это впоследствии отразиться на качестве восприятия объекта посетителями.  
  5. Отсутствие на проекте грамотного консультанта брокера. Результатом может стать недопустимое сужение галерей с целью увеличения торговых площадей, нелогичная нарезка арендаторов, которую впоследствии придется исправлять, хотя в идеале она должна быть определена заранее и совпадать с сеткой колонн.
 
Такие ошибки совершаются на стадии Проекта. Дальше, пройдя согласования и уже начав стройку, заказчики начинают искать архитекторов для создания проектов фасадов и интерьеров, благоустройства, что как правило, уже поздно.  Всегда лучше выбирать команду дизайнеров и архитекторов, отвечающих за художественную ценность объекта, параллельно с проектными организациями, отвечающими за согласование проекта и разработку инженерной части. Большинство заказчиков на этом этапе связываются с архитекторами и дизайнерами, не имеющими опыта в проектировании объектов ритейла. На этом этапе обычно тратятся довольно внушительные суммы денег и примерно год времени, пока наконец-то заказчики не осознают, что что-то идет не так. В торговой недвижимости, как в бизнесе, время является самым важным ресурсом, ведь не открывшись вовремя, заказчик может понести крупный ущерб. Примерно 70% наших клиентов приходят к нам уже набив такие шишки. «Пушкино Парк», «КалинаМолл» и KazanMall также не избежали этой участи.




Фото предоставлены KMarchitects

Как можно обезопасить проект на стадии выбора архитекторов
 
Конечно, стоит начать с изучения портфолио, списков выполненных объектов, рекомендаций заказчиков. Но и это не всегда показательно, бывает даже, что люди приписывают себе чужое авторство работ. Поэтому я обычно рекомендую уделить большое время общению, попросить архитекторов рассказать в деталях о своих проектах. Также профессионализм команды покажет составленное коммерческое предложение на работы. Чем подробнее список работ, тем больше может быть уверенность заказчика в том, что он получит. Если формулировки КП крайне расплывчаты и общие, не включают в себя описания всех необходимых деталей и узлов, всего возможного спектра услуг, то лучше поискать других подрядчиков.
 
Мы всегда стараемся осуществить все возможные для проекта работы, чтобы он получился целостным и ярким. Лучше начать с брендинга, чтобы было к чему привязаться при разработке концепции фасадов и интерьеров. Брендингом также должны заниматься только графические дизайнеры, имеющие опыт в сфере ритейла. Далее уже можно параллельно работать над фасадами, интерьерами, благоустройством. Благоустройству обязательно важно уделить большое внимание. Идеально, если концептуальная идея будет прослеживаться уже начиная с улицы, а красивые и удобные зоны перед торговым центром начнут привлекать местных жителей еще до открытия объекта. Мы также сами всегда занимаемся дизайном навигации, она не должна выпадать из общей концепции. Качественная и продуманная навигация будет высоко оценена посетителями. Не стоит забывать и о дизайне подземных парковок. Продуманность деления на зоны, красивые и видимые издалека входные группы, наличие запоминающейся яркой символики и нумерации обязательно вызовут благодарность у гостей торгового центра.



Фото предоставлены KMarchitects 

Когда дизайн интерьеров готов, выполнена подробная документация по отделке, нужно обязательно подготовить гид для арендаторов с рекомендациями по оформлению витрин и вывесок на фризах и пилястрах. Об этом очень часто забывают, согласовывают арендаторам все подряд, чтобы поскорее открыться, а потом наблюдают очень некрасивую картину, схожую с рекламой на улицах Стамбула, где все вывески живут сами по себе - скачут по высоте, размерам, имеют абсолютно разную стилистику. Мы обязательно даем ограничения и рекомендации по вывескам во всех зонах торгового центра, чтобы названия магазинов смотрелись все вместе гармонично. А также на этапе надзора желательно, чтобы главный архитектор проводил финальное согласование всех витрин арендаторов.



Фото предоставлены KMarchitects 

Важными местами общего пользования являются санузлы, комнаты матери и ребенка, гардеробные, зоны отдыха. Я очень люблю проектировать эти зоны. Чем больше внимания уделяется комфорту посетителя, тем больше он захочет провести времени в торговом центре и поскорее вернуться. Желательно продумывать все до мелочей – удобные полочки для сумочек, зоны для макияжа, просторные кабины и общие зоны, отсутствие дверей при доступе в общие зоны санузлов из коридоров, качественный дизайн и материалы. В идеале можно добавить приятные звуки и ароматизацию в помещениях.



Фото предоставлены KMarchitects 

По моему мнению, огромную роль играет также привлечение профессиональных фитодизайнеров на проект. Чем больше озеленения, нестандартных композиций, сочетающих травы, живые и искусственные растения, тем комфортнее себя будут чувствовать посетители на подсознательном уровне. Такой подход всегда окупается и придает богатый внешний вид интерьерам. Качественный проект фитодизайнеры создают в совместной работе с архитекторами, и он требует немало времени, поэтому озаботиться данным вопросом стоит уже после согласования концепции интерьеров. 



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда рекомендую создавать в проекте по возможности зоны притяжения с помощью интересных арт-объектов, зон отдыха, нестандартных деталей интерьера, которые говоря современным языком, были бы instagrammable. В таких зонах люди с удовольствием фотографируются, выкладывают фото в социальные сети, отмечая место посещения и привлекая новых посетителей. 
 
В целом, по моему мнению, тенденции в мире для интерьеров объектов ритейла основаны на создании комфортных светлых более нейтральных интерьеров, с большим количеством натуральных материалов, качественного озеленения, удобной качественной мебели. Дизайн должен быть актуален на долгие годы. Яркие кричащие интерьеры уже давно не являются нормой, ведь они отвлекают посетителя от витрин и не дают возможности долго находится в таком пространстве.  На Западном рынке чаще начинают привлекать именитых архитекторов для создания проектов торговых центров, которые смогут иметь высокую художественную ценность и стать местом достопримечательности города. Архитектурные решения все меньше напоминают обычные привычные «коробки» с декоративными фасадами, но становятся уникальными и запоминающимися.



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда призываю заказчиков не экономить, хотя это непросто в настоящее время. Однако, покупка качественных мебели и материалов всегда оправдывает себя. Во Владивостоке и Пушкино впервые в России на объектах ритейла мы использовали для пола и пилястр юрский известняк из карьеров Германии. Этот материал давно зарекомендовал себя в Европе, как очень необычный внешне и прочный. Он может запросто прослужить до 100 лет, так как обладает гораздо большей плотностью, чем другие породы. Также его причудливые узоры с доисторическими окаменелостями привлекают взгляды. Это стало своего рода визитной карточкой объектов. В сочетании с качественным итальянским керамогранитом проект очень выигрывает на фоне обычных привычных решений на рынке. Мебель, приобретенная у проверенных европейских производителей, также прослужит долго, оставаясь актуальной с точки зрения дизайна много лет. 
 
Наш очередной проект Kazan Mall открыл официально свои двери 4 декабря 2020 года. В этом проекте мы постарались учесть максимально весь свой опыт, чтобы сделать его незабываемым. Но об этом уже в следующей статье. 


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: Безумие и отвага - что происходит в торговых центрах Москвы, открытых в пандемию

По данным аналитиков компании, в новых торговых центрах вакантность составляет в среднем 16,7%, что ниже показателя по итогам 2020 года (18,9%). Всего в компании ожидают ввода 365 тыс. кв. м торговых центров по Москве, в первом полугодии открылись 43,5 тыс. кв. м.
07.07
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

CBRE: пустота перестает быть самым быстро растущим арендатором ТЦ

Аналитики компании подвели итоги 1 полугодия 2021 года на рынке торговой недвижимости Москвы. В отчёте CBRE отмечается, что впервые с начала пандемии рост уровня вакантных площадей в торговых центрах Москвы остановился.
01.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre