Как стать лучшим торговым центром

На церемонии награждения CREAwards 2020 года «Пушкино-Парк» и «КалинаМолл» победили в номинациях лучший средний Московский и региональный торговый центр. Жюри в ходе конкурса учитывают много факторов, в том числе и архитектурный образ объектов. Об основных тенденциях в мире, этапах проектирования, о наиболее частых ошибках, которые допускают девелоперы, рассказывает Ксения Манохина, автор выше указанных проектов и основатель архитектурного бюро KMarchitects, специализирующегося на объектах ритейла.
3267
Изображение взято из источника: KMarchitects
Очень часто региональные девелоперы на первом этапе проектирования привлекают местные проектные организации, так как это кажется заказчикам более удобным и местные проектные институты могут быстрее согласовывать проекты. Но, как правило, такие организации не имеют большого опыта ритейле и принимают схематичные планировочные решения от коммерческих консультантов за основу, не сильно вдаваясь в особенности дизайна подобных объектов, но следуя четким схемам по Российским нормам и правилам.
 
Распространенные ошибки, которых можно было бы избежать, изначально сотрудничая с опытным архитектором в сфере ритейла:
 
  1. Неверно рассчитывается чистовая высота потолков с учетом коммуникаций, что очень важно для презентабельности витрин арендаторов и комфорта покупателей. Когда дело доходит до чистовой отделки, выясняется, что из-за огромного количества коммуникаций потолки будут очень низкие, что не даст возможности использовать высокое витринное стекло и организовать дополнительный декоративный фриз для вывесок арендаторов.  
  2. Проектирование инженерных коммуникаций осуществляется до появления дизайн проекта и без надзора и согласования дизайнерами размещения всех видимых элементов оборудования и высот его размещения. Это ведет к неприятным последствиям, как чисто декоративного характера, но так же снижая общий уровень качества торгового центра, как архитектурного объекта.
  3. Вертикальные связи размещаются без учета визуальной доступности магазинов. Часто вертикальные связи устанавливают либо в слишком большом количестве,  перекрывая вид на галереи и витрины, либо наоборот доводят до минимума из-за желания протянуть поток посетителей через весь торговый центр, создавая большие неудобства. 
  4. Негармоничное общее архитектурное решение. Большое количество колонн в галереях, отсутствие явной красивой целостной планировки, недостаток дневного света, тесные и неудобные пространства санузлов, не соответствующее европейским нормам – все это впоследствии отразиться на качестве восприятия объекта посетителями.  
  5. Отсутствие на проекте грамотного консультанта брокера. Результатом может стать недопустимое сужение галерей с целью увеличения торговых площадей, нелогичная нарезка арендаторов, которую впоследствии придется исправлять, хотя в идеале она должна быть определена заранее и совпадать с сеткой колонн.
 
Такие ошибки совершаются на стадии Проекта. Дальше, пройдя согласования и уже начав стройку, заказчики начинают искать архитекторов для создания проектов фасадов и интерьеров, благоустройства, что как правило, уже поздно.  Всегда лучше выбирать команду дизайнеров и архитекторов, отвечающих за художественную ценность объекта, параллельно с проектными организациями, отвечающими за согласование проекта и разработку инженерной части. Большинство заказчиков на этом этапе связываются с архитекторами и дизайнерами, не имеющими опыта в проектировании объектов ритейла. На этом этапе обычно тратятся довольно внушительные суммы денег и примерно год времени, пока наконец-то заказчики не осознают, что что-то идет не так. В торговой недвижимости, как в бизнесе, время является самым важным ресурсом, ведь не открывшись вовремя, заказчик может понести крупный ущерб. Примерно 70% наших клиентов приходят к нам уже набив такие шишки. «Пушкино Парк», «КалинаМолл» и KazanMall также не избежали этой участи.




Фото предоставлены KMarchitects

Как можно обезопасить проект на стадии выбора архитекторов
 
Конечно, стоит начать с изучения портфолио, списков выполненных объектов, рекомендаций заказчиков. Но и это не всегда показательно, бывает даже, что люди приписывают себе чужое авторство работ. Поэтому я обычно рекомендую уделить большое время общению, попросить архитекторов рассказать в деталях о своих проектах. Также профессионализм команды покажет составленное коммерческое предложение на работы. Чем подробнее список работ, тем больше может быть уверенность заказчика в том, что он получит. Если формулировки КП крайне расплывчаты и общие, не включают в себя описания всех необходимых деталей и узлов, всего возможного спектра услуг, то лучше поискать других подрядчиков.
 
Мы всегда стараемся осуществить все возможные для проекта работы, чтобы он получился целостным и ярким. Лучше начать с брендинга, чтобы было к чему привязаться при разработке концепции фасадов и интерьеров. Брендингом также должны заниматься только графические дизайнеры, имеющие опыт в сфере ритейла. Далее уже можно параллельно работать над фасадами, интерьерами, благоустройством. Благоустройству обязательно важно уделить большое внимание. Идеально, если концептуальная идея будет прослеживаться уже начиная с улицы, а красивые и удобные зоны перед торговым центром начнут привлекать местных жителей еще до открытия объекта. Мы также сами всегда занимаемся дизайном навигации, она не должна выпадать из общей концепции. Качественная и продуманная навигация будет высоко оценена посетителями. Не стоит забывать и о дизайне подземных парковок. Продуманность деления на зоны, красивые и видимые издалека входные группы, наличие запоминающейся яркой символики и нумерации обязательно вызовут благодарность у гостей торгового центра.



Фото предоставлены KMarchitects 

Когда дизайн интерьеров готов, выполнена подробная документация по отделке, нужно обязательно подготовить гид для арендаторов с рекомендациями по оформлению витрин и вывесок на фризах и пилястрах. Об этом очень часто забывают, согласовывают арендаторам все подряд, чтобы поскорее открыться, а потом наблюдают очень некрасивую картину, схожую с рекламой на улицах Стамбула, где все вывески живут сами по себе - скачут по высоте, размерам, имеют абсолютно разную стилистику. Мы обязательно даем ограничения и рекомендации по вывескам во всех зонах торгового центра, чтобы названия магазинов смотрелись все вместе гармонично. А также на этапе надзора желательно, чтобы главный архитектор проводил финальное согласование всех витрин арендаторов.



Фото предоставлены KMarchitects 

Важными местами общего пользования являются санузлы, комнаты матери и ребенка, гардеробные, зоны отдыха. Я очень люблю проектировать эти зоны. Чем больше внимания уделяется комфорту посетителя, тем больше он захочет провести времени в торговом центре и поскорее вернуться. Желательно продумывать все до мелочей – удобные полочки для сумочек, зоны для макияжа, просторные кабины и общие зоны, отсутствие дверей при доступе в общие зоны санузлов из коридоров, качественный дизайн и материалы. В идеале можно добавить приятные звуки и ароматизацию в помещениях.



Фото предоставлены KMarchitects 

По моему мнению, огромную роль играет также привлечение профессиональных фитодизайнеров на проект. Чем больше озеленения, нестандартных композиций, сочетающих травы, живые и искусственные растения, тем комфортнее себя будут чувствовать посетители на подсознательном уровне. Такой подход всегда окупается и придает богатый внешний вид интерьерам. Качественный проект фитодизайнеры создают в совместной работе с архитекторами, и он требует немало времени, поэтому озаботиться данным вопросом стоит уже после согласования концепции интерьеров. 



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда рекомендую создавать в проекте по возможности зоны притяжения с помощью интересных арт-объектов, зон отдыха, нестандартных деталей интерьера, которые говоря современным языком, были бы instagrammable. В таких зонах люди с удовольствием фотографируются, выкладывают фото в социальные сети, отмечая место посещения и привлекая новых посетителей. 
 
В целом, по моему мнению, тенденции в мире для интерьеров объектов ритейла основаны на создании комфортных светлых более нейтральных интерьеров, с большим количеством натуральных материалов, качественного озеленения, удобной качественной мебели. Дизайн должен быть актуален на долгие годы. Яркие кричащие интерьеры уже давно не являются нормой, ведь они отвлекают посетителя от витрин и не дают возможности долго находится в таком пространстве.  На Западном рынке чаще начинают привлекать именитых архитекторов для создания проектов торговых центров, которые смогут иметь высокую художественную ценность и стать местом достопримечательности города. Архитектурные решения все меньше напоминают обычные привычные «коробки» с декоративными фасадами, но становятся уникальными и запоминающимися.



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда призываю заказчиков не экономить, хотя это непросто в настоящее время. Однако, покупка качественных мебели и материалов всегда оправдывает себя. Во Владивостоке и Пушкино впервые в России на объектах ритейла мы использовали для пола и пилястр юрский известняк из карьеров Германии. Этот материал давно зарекомендовал себя в Европе, как очень необычный внешне и прочный. Он может запросто прослужить до 100 лет, так как обладает гораздо большей плотностью, чем другие породы. Также его причудливые узоры с доисторическими окаменелостями привлекают взгляды. Это стало своего рода визитной карточкой объектов. В сочетании с качественным итальянским керамогранитом проект очень выигрывает на фоне обычных привычных решений на рынке. Мебель, приобретенная у проверенных европейских производителей, также прослужит долго, оставаясь актуальной с точки зрения дизайна много лет. 
 
Наш очередной проект Kazan Mall открыл официально свои двери 4 декабря 2020 года. В этом проекте мы постарались учесть максимально весь свой опыт, чтобы сделать его незабываемым. Но об этом уже в следующей статье. 


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: Безумие и отвага - что происходит в торговых центрах Москвы, открытых в пандемию

По данным аналитиков компании, в новых торговых центрах вакантность составляет в среднем 16,7%, что ниже показателя по итогам 2020 года (18,9%). Всего в компании ожидают ввода 365 тыс. кв. м торговых центров по Москве, в первом полугодии открылись 43,5 тыс. кв. м.
07.07
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

CBRE: пустота перестает быть самым быстро растущим арендатором ТЦ

Аналитики компании подвели итоги 1 полугодия 2021 года на рынке торговой недвижимости Москвы. В отчёте CBRE отмечается, что впервые с начала пандемии рост уровня вакантных площадей в торговых центрах Москвы остановился.
01.07

журнал CRE 2 (436)

февраль 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Ознакомиться с PDF-версией номера можно ЗДЕСЬ Вышел из печати CRE №2 (436) соредактором в котором выступил Игорь Коновалов, председатель правления Группы Инпром Эстейт. Номер посвящен прогнозам на 2024 год.  В НОМЕРЕ: Летучка Игорь КОНОВАЛОВ: "Русские люди могут и должны создавать капитал в России" Инвестиции ТИХАЯ ГАВАНЬ Недвижимость останется главным защитным и самым надежным в условиях падающего рубля и в...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (19-25 февраля)

Переход Андрея Постникова из Ориентира в CORE.XP, выход скандинавского бренда в Петербург, новости девелопера Stone, коворкинг TheOffice в DM Tower, БЦ от Газпромбанка и отель от Газпрома, пилотный проект в «Сити-2», еще одна очередь в проекте «Строительного Альянса» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
25.02
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

«Селигер Сити» станет здоровее

MR Group открывает центр красоты и здоровья в «Селигер Сити».
 
27.02
Источник: CRE
Проект

«Магнит» получит распредцентр на 86 тыс. кв. м в Подмосковье

Новый РЦ расположен в Подольском районе, его ввод намечен на середину 2024 года, а инвестиции оцениваются в 10 млрд рублей.
26.02
Источник: Kanayan Retail&Development Consulting
Экспертный анализ

Сын ошибок трудных: клиентский опыт будет одним из главных конкурентных инструментов дискаунтеров

К февралю 2024 года доля дискаунтеров в российской сетевой рознице превысила 60%. Уже через три года формат может занять более 70 %  рынка, но с клиентским опытом в большинстве сетей по-прежнему работают по остаточному принципу и в убеждении, что главное для покупателя — цена. Однако на фоне продолжающегося бума открытий новых «дешёвых» магазинов, инфляции и спада доходов, на авансцену театра конкурентной борьбы неизбежно выйдет сервис, убеждены игроки.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail
26.02
Источник: cre.ru
Игроки рынка

«Всеинструменты.ру» отчитались об итогах года

«Всеинструменты.ру» по итогам 2023 г. нарастили выручку на 54%.
 
27.02
Источник: Instone Development
Экспертный анализ

Камера сохранения

Инвестиции в региональные складские и логистические проекты остаются самым перспективным направлением для игроков. Спрос на склады будет значительно превышать предложение ещё очень долго и практически везде, хотя ожидаемый объём ввода уже в 2024-м окажется максимальным за всю историю рынка, а региональные показатели – впервые же превысят московские.

Текст: Алина Арсенина. Журнал CRE
 
Продолжение, начало читайте здесь и здесь.
28.02
Источник: CRE
Сделка

«Самолет» купил банк

Девелоперская группа закрыла сделку по приобретению КБ «Система». 
27.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre