Как стать лучшим торговым центром

На церемонии награждения CREAwards 2020 года «Пушкино-Парк» и «КалинаМолл» победили в номинациях лучший средний Московский и региональный торговый центр. Жюри в ходе конкурса учитывают много факторов, в том числе и архитектурный образ объектов. Об основных тенденциях в мире, этапах проектирования, о наиболее частых ошибках, которые допускают девелоперы, рассказывает Ксения Манохина, автор выше указанных проектов и основатель архитектурного бюро KMarchitects, специализирующегося на объектах ритейла.
3441
Изображение взято из источника: KMarchitects
Очень часто региональные девелоперы на первом этапе проектирования привлекают местные проектные организации, так как это кажется заказчикам более удобным и местные проектные институты могут быстрее согласовывать проекты. Но, как правило, такие организации не имеют большого опыта ритейле и принимают схематичные планировочные решения от коммерческих консультантов за основу, не сильно вдаваясь в особенности дизайна подобных объектов, но следуя четким схемам по Российским нормам и правилам.
 
Распространенные ошибки, которых можно было бы избежать, изначально сотрудничая с опытным архитектором в сфере ритейла:
 
  1. Неверно рассчитывается чистовая высота потолков с учетом коммуникаций, что очень важно для презентабельности витрин арендаторов и комфорта покупателей. Когда дело доходит до чистовой отделки, выясняется, что из-за огромного количества коммуникаций потолки будут очень низкие, что не даст возможности использовать высокое витринное стекло и организовать дополнительный декоративный фриз для вывесок арендаторов.  
  2. Проектирование инженерных коммуникаций осуществляется до появления дизайн проекта и без надзора и согласования дизайнерами размещения всех видимых элементов оборудования и высот его размещения. Это ведет к неприятным последствиям, как чисто декоративного характера, но так же снижая общий уровень качества торгового центра, как архитектурного объекта.
  3. Вертикальные связи размещаются без учета визуальной доступности магазинов. Часто вертикальные связи устанавливают либо в слишком большом количестве,  перекрывая вид на галереи и витрины, либо наоборот доводят до минимума из-за желания протянуть поток посетителей через весь торговый центр, создавая большие неудобства. 
  4. Негармоничное общее архитектурное решение. Большое количество колонн в галереях, отсутствие явной красивой целостной планировки, недостаток дневного света, тесные и неудобные пространства санузлов, не соответствующее европейским нормам – все это впоследствии отразиться на качестве восприятия объекта посетителями.  
  5. Отсутствие на проекте грамотного консультанта брокера. Результатом может стать недопустимое сужение галерей с целью увеличения торговых площадей, нелогичная нарезка арендаторов, которую впоследствии придется исправлять, хотя в идеале она должна быть определена заранее и совпадать с сеткой колонн.
 
Такие ошибки совершаются на стадии Проекта. Дальше, пройдя согласования и уже начав стройку, заказчики начинают искать архитекторов для создания проектов фасадов и интерьеров, благоустройства, что как правило, уже поздно.  Всегда лучше выбирать команду дизайнеров и архитекторов, отвечающих за художественную ценность объекта, параллельно с проектными организациями, отвечающими за согласование проекта и разработку инженерной части. Большинство заказчиков на этом этапе связываются с архитекторами и дизайнерами, не имеющими опыта в проектировании объектов ритейла. На этом этапе обычно тратятся довольно внушительные суммы денег и примерно год времени, пока наконец-то заказчики не осознают, что что-то идет не так. В торговой недвижимости, как в бизнесе, время является самым важным ресурсом, ведь не открывшись вовремя, заказчик может понести крупный ущерб. Примерно 70% наших клиентов приходят к нам уже набив такие шишки. «Пушкино Парк», «КалинаМолл» и KazanMall также не избежали этой участи.




Фото предоставлены KMarchitects

Как можно обезопасить проект на стадии выбора архитекторов
 
Конечно, стоит начать с изучения портфолио, списков выполненных объектов, рекомендаций заказчиков. Но и это не всегда показательно, бывает даже, что люди приписывают себе чужое авторство работ. Поэтому я обычно рекомендую уделить большое время общению, попросить архитекторов рассказать в деталях о своих проектах. Также профессионализм команды покажет составленное коммерческое предложение на работы. Чем подробнее список работ, тем больше может быть уверенность заказчика в том, что он получит. Если формулировки КП крайне расплывчаты и общие, не включают в себя описания всех необходимых деталей и узлов, всего возможного спектра услуг, то лучше поискать других подрядчиков.
 
Мы всегда стараемся осуществить все возможные для проекта работы, чтобы он получился целостным и ярким. Лучше начать с брендинга, чтобы было к чему привязаться при разработке концепции фасадов и интерьеров. Брендингом также должны заниматься только графические дизайнеры, имеющие опыт в сфере ритейла. Далее уже можно параллельно работать над фасадами, интерьерами, благоустройством. Благоустройству обязательно важно уделить большое внимание. Идеально, если концептуальная идея будет прослеживаться уже начиная с улицы, а красивые и удобные зоны перед торговым центром начнут привлекать местных жителей еще до открытия объекта. Мы также сами всегда занимаемся дизайном навигации, она не должна выпадать из общей концепции. Качественная и продуманная навигация будет высоко оценена посетителями. Не стоит забывать и о дизайне подземных парковок. Продуманность деления на зоны, красивые и видимые издалека входные группы, наличие запоминающейся яркой символики и нумерации обязательно вызовут благодарность у гостей торгового центра.



Фото предоставлены KMarchitects 

Когда дизайн интерьеров готов, выполнена подробная документация по отделке, нужно обязательно подготовить гид для арендаторов с рекомендациями по оформлению витрин и вывесок на фризах и пилястрах. Об этом очень часто забывают, согласовывают арендаторам все подряд, чтобы поскорее открыться, а потом наблюдают очень некрасивую картину, схожую с рекламой на улицах Стамбула, где все вывески живут сами по себе - скачут по высоте, размерам, имеют абсолютно разную стилистику. Мы обязательно даем ограничения и рекомендации по вывескам во всех зонах торгового центра, чтобы названия магазинов смотрелись все вместе гармонично. А также на этапе надзора желательно, чтобы главный архитектор проводил финальное согласование всех витрин арендаторов.



Фото предоставлены KMarchitects 

Важными местами общего пользования являются санузлы, комнаты матери и ребенка, гардеробные, зоны отдыха. Я очень люблю проектировать эти зоны. Чем больше внимания уделяется комфорту посетителя, тем больше он захочет провести времени в торговом центре и поскорее вернуться. Желательно продумывать все до мелочей – удобные полочки для сумочек, зоны для макияжа, просторные кабины и общие зоны, отсутствие дверей при доступе в общие зоны санузлов из коридоров, качественный дизайн и материалы. В идеале можно добавить приятные звуки и ароматизацию в помещениях.



Фото предоставлены KMarchitects 

По моему мнению, огромную роль играет также привлечение профессиональных фитодизайнеров на проект. Чем больше озеленения, нестандартных композиций, сочетающих травы, живые и искусственные растения, тем комфортнее себя будут чувствовать посетители на подсознательном уровне. Такой подход всегда окупается и придает богатый внешний вид интерьерам. Качественный проект фитодизайнеры создают в совместной работе с архитекторами, и он требует немало времени, поэтому озаботиться данным вопросом стоит уже после согласования концепции интерьеров. 



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда рекомендую создавать в проекте по возможности зоны притяжения с помощью интересных арт-объектов, зон отдыха, нестандартных деталей интерьера, которые говоря современным языком, были бы instagrammable. В таких зонах люди с удовольствием фотографируются, выкладывают фото в социальные сети, отмечая место посещения и привлекая новых посетителей. 
 
В целом, по моему мнению, тенденции в мире для интерьеров объектов ритейла основаны на создании комфортных светлых более нейтральных интерьеров, с большим количеством натуральных материалов, качественного озеленения, удобной качественной мебели. Дизайн должен быть актуален на долгие годы. Яркие кричащие интерьеры уже давно не являются нормой, ведь они отвлекают посетителя от витрин и не дают возможности долго находится в таком пространстве.  На Западном рынке чаще начинают привлекать именитых архитекторов для создания проектов торговых центров, которые смогут иметь высокую художественную ценность и стать местом достопримечательности города. Архитектурные решения все меньше напоминают обычные привычные «коробки» с декоративными фасадами, но становятся уникальными и запоминающимися.



Фото предоставлены KMarchitects 

Я всегда призываю заказчиков не экономить, хотя это непросто в настоящее время. Однако, покупка качественных мебели и материалов всегда оправдывает себя. Во Владивостоке и Пушкино впервые в России на объектах ритейла мы использовали для пола и пилястр юрский известняк из карьеров Германии. Этот материал давно зарекомендовал себя в Европе, как очень необычный внешне и прочный. Он может запросто прослужить до 100 лет, так как обладает гораздо большей плотностью, чем другие породы. Также его причудливые узоры с доисторическими окаменелостями привлекают взгляды. Это стало своего рода визитной карточкой объектов. В сочетании с качественным итальянским керамогранитом проект очень выигрывает на фоне обычных привычных решений на рынке. Мебель, приобретенная у проверенных европейских производителей, также прослужит долго, оставаясь актуальной с точки зрения дизайна много лет. 
 
Наш очередной проект Kazan Mall открыл официально свои двери 4 декабря 2020 года. В этом проекте мы постарались учесть максимально весь свой опыт, чтобы сделать его незабываемым. Но об этом уже в следующей статье. 


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: Безумие и отвага - что происходит в торговых центрах Москвы, открытых в пандемию

По данным аналитиков компании, в новых торговых центрах вакантность составляет в среднем 16,7%, что ниже показателя по итогам 2020 года (18,9%). Всего в компании ожидают ввода 365 тыс. кв. м торговых центров по Москве, в первом полугодии открылись 43,5 тыс. кв. м.
07.07
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

CBRE: пустота перестает быть самым быстро растущим арендатором ТЦ

Аналитики компании подвели итоги 1 полугодия 2021 года на рынке торговой недвижимости Москвы. В отчёте CBRE отмечается, что впервые с начала пандемии рост уровня вакантных площадей в торговых центрах Москвы остановился.
01.07

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre