Интерактивное виртуальное пространство — новая реальность для культурных и торговых центров

Виртуальная реальность перестает казаться экзотикой. В этой сфере уже достаточно много решений и продуктов, с которыми знакомы не только инженеры и разработчики. Широкая публика легко ориентируется в понятиях VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность), MR (смешанная реальность). О перспективах применения технологий в торговых и культурно-досуговых центрах рассказывает резидент «Сколково» компания «Визионеро».
423
Изображение взято из источника: Визионеро
По оценке аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка AR/VR в 2020 году достиг 1,4 млрд рублей. Аналитики считают, что дальнейший годовой рост составит в среднем 37%. Мировой рынок измеряется уже десятками миллиардов долларов, и тоже продолжает быстро расти. До конца 2021 года в мире может быть около миллиарда пользователей виртуальных и дополненных реальностей.


Применение VR в публичных пространствах

Торговые центры уже пробовали использовать виртуальную реальность для привлечения посетителей. Первые проекты такого вида были связаны с презентацией VR как необычной интерактивной графики. Однако необходимость использовать гаджеты и шлемы сильно ограничивает пропускную способность аттракционов. Кроме того, специальным консультантам приходится показывать куда встать, как двигаться, какие жесты система распознает. 
 
Даже в таком не очень удобном виде площадки с VR неизменно собирают толпы заинтересованных. Это все еще необычно, а также дает набор ощущений, недоступных без виртуальной реальности. Например, уже есть симулятор птичьего полета — пользователь видит местность с высоты, «машет крыльями» и получает полное представление о том, как чувствует себя птица в воздухе.
 
Есть программы для спортивных залов, когда на экран беговой дорожки или велотренажера транслируется видеозапись, синхронизированная со скоростью движения. Так можно бегать и ездить будто по другим городам и красивым пейзажам. 
 
Или вовсе скачать детальный маршрут, чтобы пройти его виртуально. Такую систему подготовки к настоящим путешествиям можно использовать, чтобы сэкономить драгоценное время после прилета на место, избежать опасных ошибок на горных трассах, ничего не пропустить из достопримечательностей. Кроме того, потом можно будет вспоминать свою поездку не в виде плоских фото и видео, а практически проживая их заново. 
 
У таких проектов много преимуществ, но все они связаны с использованием специальных устройств — шлемов, датчиков, стендов, оборудования для распознавания движущихся объектов в определенном, довольно узком контуре. Это слишком неудобно, и кроме того физически невозможно пользоваться одновременно большому числу людей. Точнее, так было раньше, потому что технологии продолжают развиваться, и уже появились новые решения. 

Например, иммерсивность нового поколения от резидента «Сколково», технологического стартапа «Визионеро», не требует никаких носимых гаджетов. Интерактивные миры создаются в виртуальных комнатах, по которым можно свободно перемещаться без шлемов и перчаток с датчиками. Это в прямом смысле слова развязывает руки — как пользователям, так и организаторам. 


Мультимедийный VR-комплекс для ТРЦ и культурных центров

В наше время ТРЦ играют роль, похожую на Дома Культуры для старших поколений. Это звучит парадоксально, но возможно именно развитие ТРЦ стало одной из причин возрождения ДК по всей России. На примере торговых центров стало понятно, какая большая потребность у людей в площадках для совместного времяпрепровождения. 

Безусловно, реновация ДК актуальна прежде всего в малых и удаленных населенных пунктах. Например, для жителей Якутии это основа инфраструктуры для культурного развития. За последние 5 лет объем финансирования нацпроекта «Культура» в Якутии увеличился с 4 до 225 млн рублей. Значительная часть этого бюджета направлена на поддержку Домов Культуры. 

Однако не нужно думать, что явление носит исключительно провинциальный характер. В Московской области действует сразу три федеральных проекта, которые в том числе занимаются ДК: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Всего по России с 2016 года отреставрировано и перезапущено более 1,5 тысяч ДК на общую сумму более 10 млрд рублей.

Внимание, уделяемое Домам Культуры, вызвано не только тем, чтобы предоставить людям удобное пространство для досуга. Ожидается, что ДК могут дать толчок креативной экономике. Помочь вырастить поколение людей, которые «на ты» с новыми технологиями, но при этом не утратили связи с корнями. А перекинуть мостик между прошлым и будущим способна как раз виртуальная реальность.
 
За годы онлайн-игр, соцсетей, мессенджеров, стримингового ТВ и других площадок люди устали от экранов. Все большей популярностью пользуются офлайн-активности. Но переход от экранов к полному их отсутствию слишком резкий. И надо признать, что нарисованная графика дает гораздо больше возможностей для демонстрации других локаций, объектов, явлений, чего угодно. Долго и дорого возводить декорации, которые можно виртуально включить за несколько секунд, а потом так же быстро заменить другими. 

К этому нужно добавить, что, как показал недавний вынужденный перевод обучения на дистанционный режим в связи с коронавирусными ограничениями, успеваемость учащихся может пострадать. Похожие тенденции наблюдаются и в деловой активности. Людям нужно и живое общение, и новые технологии — все вместе. Именно такой формат предлагает виртуальное пространство Визионеро. 


Как работает технология Визионеро

Более корректно говорить о стеке технологий, поскольку иммерсивные миры «Визионеро»  находятся на стыке инженерии и IT. Суть в том, что обычное помещение можно превратить в интерактивный мультимедийный комплекс. 

Актовый зал становится палубой корабля, по которой можно ходить и даже управлять судном в волнах — а они повсюду вокруг, на стенах и полу, что создает полный эффект присутствия. Спортивные состязания с забегами по каменным столбам, выглядывающим из лавы, или по спинам крокодилов. Можно реализовать любой сценарий. Слетать в космос, уменьшиться до размера таблетки и показать ее путь в ЖКТ человека, чтобы наглядно объяснить действие лекарств. 

Программное обеспечение для создания виртуальных комнат состоит из общей платформы и настраиваемых сценариев. Разворачивание на конкретном объекте происходит очень быстро, потому что каждый сценарий можно персонализировать с помощью настроек.

Важная часть технологии — в нативном, то есть естественном управлении. Пользователям не нужно проходить специальное обучение, использовать какие-то приспособления. Можно просто смотреть, что происходит, свободно двигаться и жестами показывать свои намерения. 
 
Нетрудно догадаться, какие возможности это открывает для индустрии компьютерных игр или рекламы, проведения демонстраций продуктов. Однако первые проекты «Визионеро» связаны с обучением. 

 
Иммерсивная реальность в обучении
 
Одним из первых, кто заметил инновацию, стало Министерство образования Пермского края. Специалисты «Визионеро» разработали демонстрационные учебные комнаты с виртуальной реальностью. Объемная графика и интерактивное управление наглядно повысили вовлеченность учеников и усвоение учебного материала. Технологию быстро начали масштабировать. 
 
После получения статуса резидента «Сколково» разработчикам стало проще презентовать свое решение другим учебным заведениям и партнерам. Была получена поддержка от Фонда содействия инновациям. Идет работа по выбору новых локаций для создания таких интерактивных пространств для обучения.
 
На 1 декабря 2021 года запланировано открытие мультимедийного зала «Визионеро» в Центре развития одаренных детей в Калининграде. Этот проект будет не просто создавать виртуальные интерьеры с обратной связью от учащихся. Система также включает серверное ядро для трекинга учебного процесса. Преподаватели и родители получат аналитику успеваемости детей. А учебный центр сможет оценить результативность работы разных педагогов, которые тоже оставят свой цифровой след. 
 
Особая гордость разработчиков — мультимедийный зал «Визионеро». Упрощенно можно сказать, что это выглядит так, будто участники попадают в компьютерную игру. Они могут трогать различные игровые предметы, взаимодействовать с ними. Возможно, вы видели фильмы, которые предсказывали такие технологии. Теперь виртуальная учебная среда стала реальностью. 
 
В ближайшем будущем нас ждут принципиально новые общественные, игровые и учебные пространства. ТРЦ и ДК смогут предлагать увлекательные и полезные шоу, причем массово. Ведь никаких приспособлений для посещения иммерсивных комнат не требуется. Это изменит представление о том, как можно проводить время, учиться, заниматься спортом, бизнесом.


Материалы по теме

KnowHow

Как стать лучшим торговым центром

На церемонии награждения CREAwards 2020 года «Пушкино-Парк» и «КалинаМолл» победили в номинациях лучший средний Московский и региональный торговый центр. Жюри в ходе конкурса учитывают много факторов, в том числе и архитектурный образ объектов. Об основных тенденциях в мире, этапах проектирования, о наиболее частых ошибках, которые допускают девелоперы, рассказывает Ксения Манохина, автор выше указанных проектов и основатель архитектурного бюро KMarchitects, специализирующегося на объектах ритейла.
13.09
KnowHow

Словарь металлиста – из чего состоит стальное здание?

Стальное строительство в России набирает темпы. Однако многие знают лишь в теории о том, что такое здание из металла, путая при этом колонны, балки, двутавры и фермы. Ко дню строителя, который в этом году в России празднуют 8 августа, эксперты «Ферро-Билдинг» рассказывают, из чего состоит металлическое здание и какими базовыми терминами пользуются его строители.
06.08
KnowHow

Как X5 Retail Group попробовала и распробовала коворкинг

WeWork рассказал о том, как крупнейший ритейлер России арендовал коворкинг перед началом пандемии и почему не стал отказываться от гибких площадей, несмотря на "удаленку".

29.04

журнал CRE 17 (395)

Октябрь 1
Журнал CRE №17 (395) доступен как в печтной версии, так и в PDF-формате. Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Union Brokers unionbrokers.ru/     MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:  Актуально НЕПРОСТОЕ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Прогнозы на ближайшие перспективы исключают локдаун   Тема номера ВРЕМЯ КУРЬЕРА Почему доставка остается ложкой дегтя для развития e-commerce и омникан...

Популярное

Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (4 - 10 октября)

Назначения в CBRE, FM-оператор для Павелецкой Плазы, открытие ТРЦ Грозный Молл и отчет об офисной конференции, организованной CRE Event.
11.10
Игроки рынка

LCM выделила услуги для ритейлеров в отдельное направление

Сейчас LCM Retail сотрудничает с 20 ритейлерами, заинтересованными в активной экспансии в регионы.
11.10
Проект

«Пионер» приступил к строительству торгово-офисного центра

Общая площадь ТОЦ Botanica составит почти 90 тыс. кв. м. Ввод запланирован на 2024 год.
13.10
Назначения

В Cushman & Wakefield 5 новых назначений

Компания объявила о назначениях международных партнеров и партнеров по региону ЕМЕА.
14.10
Сделка

«Сберлогистика» арендует 55 000 кв. м под Воронежем

Компания займет складские помещения в логистическом комплексе «XXI век», первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2022 году.
12.10
Сделка

В «PNK Парке Домодедово 1» сдали 29 000 кв. м

Склад для центра автозапчастей «ШАТЕ-М Плюс» будет построен по схеме built-to-lease.
13.10
Назначения

Павел Люлин расстался с SVN

Павел Люлин, бывший управляющий директор SVN Eastward Property Management, заявил об уходе из компании. 
14.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre