Сложный «якорь». Девелоперская активность в границах ТПУ

Одним из форматов развития деловых зон современной Москвы и Ближайшего Подмосковья стали транспортно-пересадочные узлы, начавшие особенно активно развиваться после утверждения соответствующего постановления Правительства города в 2011 году. За прошедшие 10 лет в столице было создано более 270 таких объектов, а до 2023 года планируется построить 37 новых транспортно-пересадочных узла. О том, с какими вызовами сталкиваются инвесторы при реализации коммерческих площадей в составе ТПУ, рассуждает Вячеслав Рожманов, генеральный директор R2 Asset Management.
2414
Изображение взято из источника: R2 Asset Management
ТПУ как инфраструктурный объект очень нужен и важен. И, конечно же, современный транспортный хаб должен предоставлять пассажиру больше возможностей, чем обычная зона остановки транспорта, или точка пересадки.

Инвесторы уже на первых этапах реализации проекта приняли в нем активное участие, в том числе — девелоперы коммерческой и жилой недвижимости. При этом в силу своей функциональной специализации ТПУ оказались непростыми объектами для бизнеса, и многие традиционные драйверы роста деловых зон здесь либо не прижились, либо стали работать с учетом особенностей транспортного хаба. В частности, серьезные коррективы в свою работу пришлось вносить управляющим ТЦ, традиционно ориентирующимся на максимальную проходимость как основной фактор рентабельности. Дело в том, что на вокзалах и ТПУ пассажиропоток, действительно, очень большой, но при этом нацеленный на конкретный результат – как можно быстрее добраться в пункт назначения. По территории ТПУ люди проходят быстро и редко интересуются покупкой каких-либо товаров – на это у них просто нет времени.

Если в обычном ТЦ конверсия в 10-20% считается хорошей, то в условиях работы торгового объекта на вокзале или пересадочном узле она на порядок ниже. Чем меньше времени человек проводит на вокзале или ТПУ, тем ему комфортнее и удобнее. Операторам торговых площадей стоит учесть это и сосредоточить свои усилия на реализации товаров и услуг, которые могут потребоваться пассажиру прямо здесь и сейчас. А к ним, в первую очередь, относятся услуги заведений общепита, аптеки, или магазины товаров, которые нужны в пути. Также возможно развитие коворкингов, переговорных, коммерческих зон отдыха и т.п.

В современной Москве достаточно примеров, когда основная функция ТПУ начинала отходить на второй план именно из-за активности дополнительных направлений хаба. Так, посетители ТПУ «Планерная» в СЗАО неоднократно отмечали, что развитие торгового центра негативно повлияло на скорость пересадки и непосредственное удобство использования ТПУ пассажирами.

Главной задачей девелопера на стадии вхождения в проект ТПУ становится проектирование такого собственного пространства, в котором транспортная функция хаба не только не пострадает от новой коммерческой деятельности, а будет максимально дополнена благодаря ей. Пространство необходимо проектировать так, чтобы пассажиры были готовы проводить здесь больше времени. Ведь чем больше сопутствующая инфраструктура отвечает их интересам, тем больше у девелоперов возможностей конвертировать эти интересы в чеки.

Если говорить о торговых площадях, то брендам в таких местах целесообразнее делать ставку не столько на прямые продажи этой точки, сколько на рекламную составляющую, демонстрацию своих возможностей, формирование отложенного спроса и привлечение внимания к бренду. Эти задачи неплохо решает форматы шоу-рума и презентационных площадок.

В России пока нет столь же ярких и правильных примеров монетизации пассажиропотока как в Европе (центральный вокзал в Берлине (Berlin Hauptbahnhof, железнодорожный вокзал Amsterdam Bijlmer ArenA и др). Сегодня наиболее значимые для города ТПУ сосредоточены у станций Московского центрального кольца (около половины из них на связках МЦК со станциями метро). однако полноценной инфраструктурой эти ТПУ еще не обросли.

ЖК в составе ТПУ, безусловно, влияют на развитие всего хаба. Жилые новостройки в Москве привлекают покупателей, а покупатели – новых инвесторов, которые нужны для строительства и благоустройства транспортно-пересадочных узлов. По сути, большинство сторонних инвестиций в развитие ТПУ привлекается именно благодаря новым жилым проектам. Самыми удачными и перспективными для дальнейших частных инвестиций ТПУ становятся те, которые расположены в локациях с высокой деловой активностью, в сосредоточении жилых комплексов. К таким ТПУ и ЖК можно отнести «Деловой центр» в границах ММДЦ «Москва-Сити», ЖК «Вавилова, 4» и «Донское подворье» неподалеку от ТПУ «Площадь Гагарина».

Одним из основных драйверов активности девелоперов в проекты ТПУ на ближайшую перспективу можно назвать новую программу РЖД по внедрению стандартов развития вокзальных комплексов и прилегающих к ним территорий. Планируется, что все железнодорожные вокзалы будут переформатироваться в многофунциональные пространства и точки притяжения. Безусловно, это станет заметным толчком развития городской среды и новым инвестиционным вектором.


иГРОКИ РЫНКА

R2 Asset Management

Рожманов Вячеслав

Инвестиции

R2 Asset Management

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как ТПУ влияют на посещаемость ближайших ТЦ

Осенью 2016 г. власти столицы планируют запуск нового транспортно-пересадочного узла «Открытая», который свяжет платформу МКЖД «Открытое шоссе» с ближайшей станцией метро «Бульвар Рокоссовского». 
29.07
Экспертный анализ

При строительстве ТПУ можно совместить интересы города и бизнеса

Масштабный проект московских властей предусматривает строительство к 2020 году 273 ТПУ. Для мегаполиса, ежедневно пропускающего трафик в несколько миллионов человек, это жизненно необходимо. 

07.12
10 фактов Вам надо знать о…

10 фактов о строительстве ТПУ

26.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre