ТПУ как инфраструктурный объект очень нужен и важен. И, конечно же, современный транспортный хаб должен предоставлять пассажиру больше возможностей, чем обычная зона остановки транспорта, или точка пересадки.
Инвесторы уже на первых этапах реализации проекта приняли в нем активное участие, в том числе — девелоперы коммерческой и жилой недвижимости. При этом в силу своей функциональной специализации ТПУ оказались непростыми объектами для бизнеса, и многие традиционные драйверы роста деловых зон здесь либо не прижились, либо стали работать с учетом особенностей транспортного хаба. В частности, серьезные коррективы в свою работу пришлось вносить управляющим ТЦ, традиционно ориентирующимся на максимальную проходимость как основной фактор рентабельности. Дело в том, что на вокзалах и ТПУ пассажиропоток, действительно, очень большой, но при этом нацеленный на конкретный результат – как можно быстрее добраться в пункт назначения. По территории ТПУ люди проходят быстро и редко интересуются покупкой каких-либо товаров – на это у них просто нет времени.
Если в обычном ТЦ конверсия в 10-20% считается хорошей, то в условиях работы торгового объекта на вокзале или пересадочном узле она на порядок ниже. Чем меньше времени человек проводит на вокзале или ТПУ, тем ему комфортнее и удобнее. Операторам торговых площадей стоит учесть это и сосредоточить свои усилия на реализации товаров и услуг, которые могут потребоваться пассажиру прямо здесь и сейчас. А к ним, в первую очередь, относятся услуги заведений общепита, аптеки, или магазины товаров, которые нужны в пути. Также возможно развитие коворкингов, переговорных, коммерческих зон отдыха и т.п.
В современной Москве достаточно примеров, когда основная функция ТПУ начинала отходить на второй план именно из-за активности дополнительных направлений хаба. Так, посетители ТПУ «Планерная» в СЗАО неоднократно отмечали, что развитие торгового центра негативно повлияло на скорость пересадки и непосредственное удобство использования ТПУ пассажирами.
Главной задачей девелопера на стадии вхождения в проект ТПУ становится проектирование такого собственного пространства, в котором транспортная функция хаба не только не пострадает от новой коммерческой деятельности, а будет максимально дополнена благодаря ей. Пространство необходимо проектировать так, чтобы пассажиры были готовы проводить здесь больше времени. Ведь чем больше сопутствующая инфраструктура отвечает их интересам, тем больше у девелоперов возможностей конвертировать эти интересы в чеки.
Если говорить о торговых площадях, то брендам в таких местах целесообразнее делать ставку не столько на прямые продажи этой точки, сколько на рекламную составляющую, демонстрацию своих возможностей, формирование отложенного спроса и привлечение внимания к бренду. Эти задачи неплохо решает форматы шоу-рума и презентационных площадок.
В России пока нет столь же ярких и правильных примеров монетизации пассажиропотока как в Европе (центральный вокзал в Берлине (Berlin Hauptbahnhof, железнодорожный вокзал Amsterdam Bijlmer ArenA и др). Сегодня наиболее значимые для города ТПУ сосредоточены у станций Московского центрального кольца (около половины из них на связках МЦК со станциями метро). однако полноценной инфраструктурой эти ТПУ еще не обросли.
ЖК в составе ТПУ, безусловно, влияют на развитие всего хаба. Жилые новостройки в Москве привлекают покупателей, а покупатели – новых инвесторов, которые нужны для строительства и благоустройства транспортно-пересадочных узлов. По сути, большинство сторонних инвестиций в развитие ТПУ привлекается именно благодаря новым жилым проектам. Самыми удачными и перспективными для дальнейших частных инвестиций ТПУ становятся те, которые расположены в локациях с высокой деловой активностью, в сосредоточении жилых комплексов. К таким ТПУ и ЖК можно отнести «Деловой центр» в границах ММДЦ «Москва-Сити», ЖК «Вавилова, 4» и «Донское подворье» неподалеку от ТПУ «Площадь Гагарина».
Одним из основных драйверов активности девелоперов в проекты ТПУ на ближайшую перспективу можно назвать новую программу РЖД по внедрению стандартов развития вокзальных комплексов и прилегающих к ним территорий. Планируется, что все железнодорожные вокзалы будут переформатироваться в многофунциональные пространства и точки притяжения. Безусловно, это станет заметным толчком развития городской среды и новым инвестиционным вектором.
Инвесторы уже на первых этапах реализации проекта приняли в нем активное участие, в том числе — девелоперы коммерческой и жилой недвижимости. При этом в силу своей функциональной специализации ТПУ оказались непростыми объектами для бизнеса, и многие традиционные драйверы роста деловых зон здесь либо не прижились, либо стали работать с учетом особенностей транспортного хаба. В частности, серьезные коррективы в свою работу пришлось вносить управляющим ТЦ, традиционно ориентирующимся на максимальную проходимость как основной фактор рентабельности. Дело в том, что на вокзалах и ТПУ пассажиропоток, действительно, очень большой, но при этом нацеленный на конкретный результат – как можно быстрее добраться в пункт назначения. По территории ТПУ люди проходят быстро и редко интересуются покупкой каких-либо товаров – на это у них просто нет времени.
Если в обычном ТЦ конверсия в 10-20% считается хорошей, то в условиях работы торгового объекта на вокзале или пересадочном узле она на порядок ниже. Чем меньше времени человек проводит на вокзале или ТПУ, тем ему комфортнее и удобнее. Операторам торговых площадей стоит учесть это и сосредоточить свои усилия на реализации товаров и услуг, которые могут потребоваться пассажиру прямо здесь и сейчас. А к ним, в первую очередь, относятся услуги заведений общепита, аптеки, или магазины товаров, которые нужны в пути. Также возможно развитие коворкингов, переговорных, коммерческих зон отдыха и т.п.
В современной Москве достаточно примеров, когда основная функция ТПУ начинала отходить на второй план именно из-за активности дополнительных направлений хаба. Так, посетители ТПУ «Планерная» в СЗАО неоднократно отмечали, что развитие торгового центра негативно повлияло на скорость пересадки и непосредственное удобство использования ТПУ пассажирами.
Главной задачей девелопера на стадии вхождения в проект ТПУ становится проектирование такого собственного пространства, в котором транспортная функция хаба не только не пострадает от новой коммерческой деятельности, а будет максимально дополнена благодаря ей. Пространство необходимо проектировать так, чтобы пассажиры были готовы проводить здесь больше времени. Ведь чем больше сопутствующая инфраструктура отвечает их интересам, тем больше у девелоперов возможностей конвертировать эти интересы в чеки.
Если говорить о торговых площадях, то брендам в таких местах целесообразнее делать ставку не столько на прямые продажи этой точки, сколько на рекламную составляющую, демонстрацию своих возможностей, формирование отложенного спроса и привлечение внимания к бренду. Эти задачи неплохо решает форматы шоу-рума и презентационных площадок.
В России пока нет столь же ярких и правильных примеров монетизации пассажиропотока как в Европе (центральный вокзал в Берлине (Berlin Hauptbahnhof, железнодорожный вокзал Amsterdam Bijlmer ArenA и др). Сегодня наиболее значимые для города ТПУ сосредоточены у станций Московского центрального кольца (около половины из них на связках МЦК со станциями метро). однако полноценной инфраструктурой эти ТПУ еще не обросли.
ЖК в составе ТПУ, безусловно, влияют на развитие всего хаба. Жилые новостройки в Москве привлекают покупателей, а покупатели – новых инвесторов, которые нужны для строительства и благоустройства транспортно-пересадочных узлов. По сути, большинство сторонних инвестиций в развитие ТПУ привлекается именно благодаря новым жилым проектам. Самыми удачными и перспективными для дальнейших частных инвестиций ТПУ становятся те, которые расположены в локациях с высокой деловой активностью, в сосредоточении жилых комплексов. К таким ТПУ и ЖК можно отнести «Деловой центр» в границах ММДЦ «Москва-Сити», ЖК «Вавилова, 4» и «Донское подворье» неподалеку от ТПУ «Площадь Гагарина».
Одним из основных драйверов активности девелоперов в проекты ТПУ на ближайшую перспективу можно назвать новую программу РЖД по внедрению стандартов развития вокзальных комплексов и прилегающих к ним территорий. Планируется, что все железнодорожные вокзалы будут переформатироваться в многофунциональные пространства и точки притяжения. Безусловно, это станет заметным толчком развития городской среды и новым инвестиционным вектором.