Согласно данным компании JLL, на 2022 год в Москве заявлено открытие 21 торгового центра арендуемой площадью 360 тыс. кв. м; более 40% будущего предложения составляют районные торговые центры. Также заявлены к открытию и крупные объекты, такие как торговый центр в составе ТПУ «Селигерская» и «Митино Парк».
«Если все заявленные торговые центры откроются, ввод 2022 года превысит показатель предыдущего года на 36%. Тем не менее учитывая тенденции рынка и пандемию, существует вероятность переноса сроков запуска части объектов на 2023 год», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.
Новое предложение 2021 года в Москве представлено 10 торговыми центрами общей арендуемой площадью 265 тыс. кв. м. На столичный рынок вышло на 3% больше торговых площадей по сравнению с аналогичным показателем 2020 года. Среди открытий – суперрегиональный торговый центр «Город Косино» (80 тыс. кв. м GLA), «Павелецкая Плаза» (33 тыс. кв. м), «Небо» (32 тыс. кв. м) в Солнцево. Кроме того, открыты реконструированные кинотеатры ADG group «София» и «Янтарь», а также аутлет-центр Vnukovo Premium Outlets и еще несколько торговых центров.
«Доля свободных площадей в новых торговых центрах, открытых в 2021 году, по итогам года составила 15,3%. Данный показатель на 9,1 п.п. превышает среднюю вакантность по рынку, которая по итогам года составила 6,2%. Стоит отметить, что доля незанятых площадей в новых объектах всегда значительно превышает среднерыночный показатель. Торговые центры открываются не до конца заполненными и привлекают новых арендаторов уже в процессе работы, когда уже есть возможность оперировать реальными показателями объекта», – добавляет Владислав Фадеев.
К примеру, в 2016 году в новых объектах пустовала четверть всех помещений, а в 2017-2018 годах вакантность находилась на уровне 15-16%. Исключением стал 2019 год, когда в только что открытых торговых центрах было свободно 6,4%.
В целом по рынку доля свободных площадей плавно увеличивалась. По итогам 2021 года вакантность составила 6,2%, что на 0,3 п.п. выше значения середины года и на 0,8 п.п. превышает показатель конца 2020 года. В ключевых торговых центрах, напротив, видна положительная динамика. Хотя в годовом сравнении доля свободных площадей оказалась выше, во 2-м полугодии вакантность снизилась на 0,4 п.п. и по итогам 2021 года составила 2,1%.
«В 2022 году доля свободных площадей продолжит рост. На рынке много устаревших объектов, в которых, если не принять меры по обновлению концепции, вакантность будет увеличиваться. Кроме того, достаточно большой по нынешним меркам объем ввода, заявленный на этот год, также окажет влияние на рост вакантности. Не стоит забывать также и о факторе пандемии, очередная волна которой продолжает оказывать влияние на рынок, несмотря на то что многие арендаторы и собственники уже сделали все возможное, чтобы адаптироваться к работе в новой реальности. В позитивном сценарии – при отсутствии серьезных ограничений для торговых центров – к концу года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы может вырасти до 8-10%, а в ключевых торговых центрах показатель может составить 1,5-2%», – комментирует Полина Жилкина, директор департамента торговой недвижимости компании JLL.
Активность выхода новых международных брендов остается невысокой: количество дебютов снижается четвертый год подряд. По итогам 2021 года на российском рынке появилось 13 новых международных брендов, это почти в 5 раз ниже, чем в 2014 году.
К примеру, на Арбате открылся первый в России бутик итальянского бренда Shikkosa, H&M Group вывела на российский рынок бренд Arket, также открылись первые пиццерии американской сети Little Caesars. За это же время российский рынок покинуло три ритейлера: Topshop, Bath&Body Works и Lefties.
Тем не менее о своем намерении развиваться в стране заявили несколько международных ритейлеров, к примеру, немецкий производитель чемоданов Rimowa и японский ритейлер Kenkoh. Таким образом, в 2022 году можно ожидать несколько интересных открытий.