JLL: Хлеба вместо зрелищ. Новые тренды на рынке ТЦ Петербурга

На протяжении пяти лет в городе открывается по одному ТЦ, единственный заявлен и на 2022 год. А вот сегмент фуд-холлов обещает вырасти в новом году в три раза.
1426
Изображение взято из источника: Моллы.ру
Новым форматом развлечений в торговых центрах Санкт-Петербурга становится еда и фуд-холлы: по данным международной консалтинговой компании JLL, в ближайшем будущем Петербург ожидает бум открытий в этом сегменте, если пандемия в очередной раз не скорректирует планы рестораторов.
 
Сейчас фуд-холлы представлены в четырех торговых центрах города и еще в шести анонсирован их запуск в 2022 году; в результате объем этого сегмента вырастет с 10 до 30 тыс. кв. м. Так, Ginza Project реализует проект в «Невском центре», «Депо» – в «Варшавском экспрессе»; «Адамант» анонсировал открытие гастрономических пространств в своих торговых центрах.
 
«В отличие от фуд-кортов, где люди обычно перекусывают и отдыхают во время шопинга, фуд-холлы – это место притяжения, сюда приходят специально, чтобы попробовать новые блюда и пообщаться с друзьями. В фуд-холлах проводят много времени, там назначают встречи, а наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным форматом развлечений», – комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
 
Наибольшие трудности в торговых центрах испытывают традиционные форматы развлечений, включая кинотеатры. В 2021 году закрылись кинотеатры в ТЦ «Пик» и ТРК «Лиговъ». Учитывая рост популярности онлайн-платформ с одной стороны и ограничения работы в офлайн-формате с другой, в 2022 году эксперты JLL прогнозируют продолжение волны закрытий кинотеатров и переоборудование их площадей под другой функционал.
 

 
К концу второго года пандемии заканчивается запас прочности и у детских развлечений в торговых центрах. В 2021 году закрылся «Батутный Клуб 720» в ТЦ «Капитолий», анонсировано закрытие Angry Birds в ТРК «Европолис». Помимо пандемии и снижения доходов населения, ежегодное сокращение рождаемости на протяжении последних пяти лет приводит к отрицательной динамике посещаемости детских развлекательных центров и к низким темпам их дальнейшего развития, а в дальнейшем эта тенденция усилится.
 
Основная ротация в торговых центрах традиционно происходит в сегменте одежды и аксессуаров, а положительная динамика открытий по сравнению с закрытиями говорит о стабилизации ситуации во второй половине 2021 года. С июня по декабрь открылось на 12 тыс. кв. м больше магазинов одежды и аксессуаров, чем закрылось. Активно развиваются такие бренды, как SinSay, Gloria Jeans, Reserved, House, Cropp. Сократили свое присутствие в торговых центрах Concept Club, Incity, Luhta и другие.
 
В 2021 году в торговых центрах Петербурга появилось девять новых брендов, ранее не представленных в городе. Интерес международных fashion-ритейлеров к Северной столицы – признак оживления рынка. Среди новых брендов, которые вышли на рынок Петербурга, - PitBull West Coast, Marc & Andre, Dirk Bikkembergs, Jacadi, Polo Ralph Lauren, EA7, Nebbia.
 
В действующих торговых центрах эксперты JLL наблюдают третью за последние 10 лет волну реконцепций. Фуд-корты сменяются фуд-холлами («Сити Молл», «Меркурий»), часть площадей переформатируется под офисы («Атлантик сити») и коворкинги («Капитолий»), ритейлеры проводят обновление концепций своих магазинов и т.д.
 
Объем нового строительства минимален. В 2021 году в Санкт-Петербурге открылся один качественный торговый центр «Спутник» арендопригодной площадью 11 тыс. кв. м. Завершившийся год продолжил «традицию» минимального ввода, которая наблюдается на петербургском рынке с 2018 года: уже пять лет в городе запускается лишь по одному ТЦ, а в 2017-м открытий не было вообще. На 2022 год также анонсирован только один новый проект. Рынок торговых центров насыщен типовыми объектами, и в перспективе ближайших лет аналитики JLL не ожидают роста активности девелоперов по строительству новых проектов.
 

 
Средний уровень свободных площадей в торговых центрах за год увеличился незначительно – на 0,9 п.п. – и достиг 4,3%.
 
«Пик вакантности (4,6%) был пройден летом 2021 года, после чего мы наблюдаем снижение и не прогнозируем дальнейшего роста, – говорит Наталия Киреева. – Каждая новая волна пандемии и связанных с ней ограничений оказывает все меньшее влияние на бизнес. Наиболее устойчиво себя чувствуют крупные топовые торговые центры города, в которых свободно всего 2% площадей. Некоторые из них, достигнув 100% заполняемости, даже сдают в аренду под торговые функции помещения паркинга. Так, на парковке “Жемчужной Плазы” открылся магазин “Домовой” площадью около 2 тыс. кв. м. Также заметны позитивные изменения в аутлет-центрах: за год вакантность в них сократилась в два раза – с 19,5% до 10,2%».


иГРОКИ РЫНКА

Knight Frank Russia

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: Knight Frank
Точка зрения

Новая этика торговых центров: зачем нам нужна реновация

События 2020-2021 гг. привели к совершенно новой стадии развития рынка торговой недвижимости, когда большинство торговых центров внезапно оказались устаревшими. О том, к чему сегодня стремятся крупнейшие региональные торгово-развлекательные центры и как оставаться востребованным местом у посетителей, рассуждает Алексей Базин, управляющий Сити-парка «Град».
24.12
Источник: mosprogulka.ru
Исследования рынка

CBRE: Вакантность на улицах Москвы составляет от 4,3% до 27,5%

Самый низкий уровень свободных площадей в стрит-ритейле на Большой Дмитровке, максимальный – на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах.

21.12
Источник: shopandmall.ru
Исследования рынка

Knight Frank: В 2021 году ожидается исторический минимум нового ввода ТЦ в Москве

К настоящему моменту не введены в эксплуатацию четыре крупных объекта – «Город Косино», «Павелецкая Плаза», «София» и «Небо». До ввода районного центра «Янтарь» общий объем составлял 84,2 тыс. кв. м. Новые ТЦ открываются с вакантностью около 40%, что соответствует тренду последних лет. Общая доля свободных площадей по итогам года может достигнуть 15%.
06.12

журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. PDF-версию можно посмотреть ЗДЕСЬ Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8 - 14 августа)

Дебют регионального оператора коворкингов в Москве, открытие РЦ «Чижик», завершение строительства склада для «Яндекса», назначения в Ситилинк и Nikoliers, и другие новости в нашей традиционной подборке.
14.08
Источник: CRE
Открытие

«Чижик» открыл РЦ на 17,4 тыс. кв. м в Москве

Мультитемпературный склад будет обслуживать 250 магазинов в Москве и Подмосковье.

10.08
Источник: CRE
Конфликт

Апелляционный суд оставил в силе решение по H&M

Согласно решению суда, компания должна выплатить «Острову Мечты» 538 млн рублей.

12.08
Источник: CRE
CRE Awards

Они поддержали CRE Federal Awards 2022!

Сектор Facility & Property Management
 
10.08
Источник: Ситилинк
Назначения

Александр Лозовский стал директором по закупкам «Ситилинка»

В новой роли он будет заниматься расширением ассортимента и открытием новых категорий, а также займется реализацией новой стратегии компании.

10.08
Источник: Radius Group
Игроки рынка

Radius Group переходит на российскую CRM

Решение InState Real Estate CRM заменит американскую SalesForce, уходящую с рынка.
10.08
Источник: CRE
Открытие

«АТ Недвижимость» ввела в эксплуатацию склад для «Яндекса»

Компания заняла 139 тыс. кв. м в «Логопарке Софьино». Кроме того, получено разрешение на строительство служебного здания площадью 3,3 тыс. кв. м для компании, управляющей логопарком.

11.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre