Аналитики компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Согласно исследованию, объем предложения пополнился пятью новыми ТЦ с совокупной арендопригодной площадью 84,2 тыс. кв. м. Уровень вакансии в торговых центрах столицы может достигнуть 15% (+3,2 п. п. относительно аналогичного показателя 2020 года). Ожидается, что по итогам года на российский рынок выйдет 14 новых брендов, что на 7,7% выше показателя 2020 года (13 брендов).
Предложение
На данный момент в Москве введено в эксплуатацию пять торговых центров с суммарной арендопригодной площадью 84,2 тыс. кв. м: ТРЦ «Саяны» (GLA: 3 тыс. кв. м), ТРЦ «Гравитация» (GLA: 18,5 тыс. кв. м), ТРЦ «Смоленский пассаж», фаза II (GLA: 19,7 тыс. кв. м), ТРЦ Prime Plaza (GLA: 20 тыс. кв. м) и ТЦ «Флотилия» (GLA: 23 тыс. кв. м).
По оценке, общий объем предложения в Москве по итогам года может достигнуть 7,2 млн кв. м арендопригодной площади при реализации всех заявленных проектов 2021 года к вводу – 353,2 тыс. кв. м GLA (+35% по сравнению с аналогичным показателем 2020 года).
Вакансия
По итогам 2021 года уровень вакансии в торговых центрах столицы может достигнуть 15% (+3,2 п. п. относительно аналогичного показателя 2020 года).
Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек у ретейлеров, столкнувшихся с сильным негативным влиянием пандемии.
Уровень вакансии в большинстве объектов, открытых в 2021 году, достигает 40%, что соответствует тренду последних лет – вводу торговых центров с большой долей свободных площадей и активному заполнению в течение первых лет работы.
Спрос
По итогам 2021 года зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны новых международных торговых операторов: на российский рынок выйдет 14 новых брендов, что на 7,7% выше показателя 2020 года (13 брендов).
Однако в целом в структуре спроса сохраняется слабая активность со стороны международных операторов. Причиной замедления экспансии на российский рынок иностранных брендов является текущая конъюнктура российского рынка, а также сложная ситуация на международных рынках, связанная с пандемией Covid-19.
Тенденции и прогнозы
Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики товарооборота и действия скидок для арендаторов.
Усиление тренда на ТЦ малого формата в Москве. Большинство новых реализуемых и анонсированных торговых проектов представлены в формате городских комьюнити-центров, средняя площадь которых находится в диапазоне 10-30 тыс. кв. м GLA.
ТЦ как место проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.
Сохраняется тренд на открытие ТЦ в рамках ТПУ, куда администрация города Москвы привлекает инвесторов через торги или же берет часть проектов в самостоятельную работу.
Предложение
На данный момент в Москве введено в эксплуатацию пять торговых центров с суммарной арендопригодной площадью 84,2 тыс. кв. м: ТРЦ «Саяны» (GLA: 3 тыс. кв. м), ТРЦ «Гравитация» (GLA: 18,5 тыс. кв. м), ТРЦ «Смоленский пассаж», фаза II (GLA: 19,7 тыс. кв. м), ТРЦ Prime Plaza (GLA: 20 тыс. кв. м) и ТЦ «Флотилия» (GLA: 23 тыс. кв. м).
По оценке, общий объем предложения в Москве по итогам года может достигнуть 7,2 млн кв. м арендопригодной площади при реализации всех заявленных проектов 2021 года к вводу – 353,2 тыс. кв. м GLA (+35% по сравнению с аналогичным показателем 2020 года).
Вакансия
По итогам 2021 года уровень вакансии в торговых центрах столицы может достигнуть 15% (+3,2 п. п. относительно аналогичного показателя 2020 года).
Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек у ретейлеров, столкнувшихся с сильным негативным влиянием пандемии.
Уровень вакансии в большинстве объектов, открытых в 2021 году, достигает 40%, что соответствует тренду последних лет – вводу торговых центров с большой долей свободных площадей и активному заполнению в течение первых лет работы.
Спрос
По итогам 2021 года зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны новых международных торговых операторов: на российский рынок выйдет 14 новых брендов, что на 7,7% выше показателя 2020 года (13 брендов).
Однако в целом в структуре спроса сохраняется слабая активность со стороны международных операторов. Причиной замедления экспансии на российский рынок иностранных брендов является текущая конъюнктура российского рынка, а также сложная ситуация на международных рынках, связанная с пандемией Covid-19.
Тенденции и прогнозы
Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики товарооборота и действия скидок для арендаторов.
Усиление тренда на ТЦ малого формата в Москве. Большинство новых реализуемых и анонсированных торговых проектов представлены в формате городских комьюнити-центров, средняя площадь которых находится в диапазоне 10-30 тыс. кв. м GLA.
ТЦ как место проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.
Сохраняется тренд на открытие ТЦ в рамках ТПУ, куда администрация города Москвы привлекает инвесторов через торги или же берет часть проектов в самостоятельную работу.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В 2021 году в Москве будет введен исторический минимум новых торговых центров, что не может не сказываться на общем уровне развития торговли в столице. Мы понимаем, что такие низкие показатели ввода связаны с целым рядом как объективных причин (пандемия, снижение спроса со стороны арендаторов, отсутствие предпосылок для роста ставок аренды в новых ТЦ, удорожание строительства и проч.), так и с субъективными причинами, ключевая из которых, – неготовность девелоперов заходить в проекты с длинными сроками окупаемости. Поэтому мы ожидаем, что по мере восстановления рынка и выхода из затянувшегося кризиса 2020-2021 гг., будет увеличиваться интерес девелоперов к торговым центрам, и возрастет активность в строительстве качественных торговых объектов разных форматов – ТПУ, комьюнити-центров, региональных моллов».