CBRE: С начала года в Москве открылось меньше трети заявленных ТЦ

По данным компании, открыто лишь 28% от общего объема торговых площадей, заявленных на 2021 год. Годовой объем открытых торговых площадей может составить около 250 тыс. кв. м. Уровень свободных площадей по итогам 2021 года может достигнуть 10%.

3490
Изображение взято из источника: ЦИАН
Аналитики CBRE подвели итоги 10 месяцев на рынке торговой недвижимости Москвы и сделали прогнозы до конца 2021 года.
 
Предложение
 
С начала 2021 года в Москве было открыто 5 торговых центров общей арендуемой площадью 80 тыс. кв. м. Основной объем, 70% торговых площадей, заявленных к открытию на 2021 год, придется на конец ноября – декабрь. Сроки открытия нескольких торговых центров арендуемой площадью порядка 50 тыс. кв. м уже перенесены на начало 2022 года. Таким образом, в четвертом квартале к открытию ожидается 201 тыс. кв. м. Учитывая сохранение негативной эпидемиологической ситуации, девелоперы могут перенести открытия на более благоприятный период и запустить торговые центры в 2022 году. Таки образом, общий объем открытий может составить 250 тыс. кв. м по итогам года.  


 
8 ноября состоялось открытие ТРЦ «Смоленский Пассаж 2». Самый ожидаемый проект 2021 года – открытие ТРЦ «Павелецкая Плаза», парк на Павелецкой площади был открыт для посетителей в сентябре.
 
Средний размер открываемых торговых центров продолжает сокращаться. В течение последних 4 лет средняя площадь составляет 20 тыс. кв. м–24 тыс. кв. м кв. м против 46 тыс. кв. м в 2015–2016 годах. Средний объем новых торговых проектов будет находиться в диапазоне 10 тыс. кв. м–30 тыс. кв. м. На рынок будет выходить все больше проектов районных торговых центров и многофункциональных комплексов, имеющих в своей структуре торговую составляющую. Новые торговые центры будут нацелены на удовлетворение потребностей населения, проживающего или работающего в непосредственной близости к проекту.
 
Спрос
 
С начала 2021 года на рынке торговых центров Москвы наибольшую активность сохраняют продуктовые и fashion сети. Высокий спрос также наблюдается со стороны операторов ресторанов и кафе. Драйверами увеличения оборотов торговых сетей в 2021 году стали снятие ограничений и возвращение большинства сотрудников в офисы, траты накоплений за 2020 год и рост розничных цен.
 
В рамках принятых программ развития компании тестируют новые локации и форматы. Например, H&M открыл самый большой магазин в России площадью более 3,5 тыс кв. м в ТРЦ «Мега Теплый Стан», группа Melon Fashion Group объявила об открытии новых форматов брендов befree, ZARINA и Love Republic, в конце 2021 года ожидается запуск самого большого магазина Uniqlo в Европе в новой концепции в ТРЦ «Европейский». В ТРЦ «Ривьера» off-price ритейлер Familia открыл первый магазин формата Familia Home. Hoff запустил phydidgital-пространство в ТРЦ «Мега Белая Дача». Компания «Азбука Вкуса» объявила о ребрендинге, в рамках которого пройдет реновация магазинов сети. Фокус новых концепций, запускаемых ритейлерами, - создание уникального опыта потребителя, в основе которого лежит гармоничное сочетание цифровой среды и физического пространства. 
 
Интерес к московскому рынку усиливается со стороны региональных сетей: волгоградский ритейлер открыл первый магазин под брендом Noun в ТРЦ «Афимолл», до конца года к открытию запланировано еще 5 точек.
 
Согласно нашим прогнозам, экспансия торговых операторов продолжится. В среднесрочной перспективе темп роста розничных продаж может быть ограничен сохраняющимся негативным эпидемиологическим фон и очередными мерами по закрытию торговых центров для сдерживания распространения пандемии, а также сдержанной динамикой доходов населения и дальнейшим ростом розничных цен, что может негативно отразиться на планах ритейлеров по дальнейшему развитию.


 
Уровень вакантных площадей в ТЦ Москвы по итогам 2021 года может достигнуть 10% за счет открытия большого объема торговых площадей в конце года. Тем не менее, принимая во внимание текущую динамику сделок, по прогнозам CBRE, в первой половине 2022 года объем свободных помещений будет сокращаться. 
 
Коммерческие условия
 
В течение третьего квартала 2021 года Прайм ставка аренды в топовых ТЦ скорректировалась на 1% до 200,3 тыс. руб. благодаря укреплению курса рубля к евро. Часть топовых ТЦ продолжает номинировать ставки аренды в евро. По прогнозам CBRE, существенного изменения ставки до конца 2021 года не ожидается.
 
Ключевые ТЦ продемонстрировали высокую способность к восстановлению трафика. Прайм ставка аренды практически достигла допандемийного уровня, в третьем квартале она составила 83 тыс. руб. против 85 тыс. руб. по итогам 2019 года. 
 
Предоставление скидок носит исключительный характер в зависимости от ограничений работы того или иного профиля арендатора.

 
Международные бренды
 
С начала 2021 года на рынок Москвы вышли 12 международных брендов. В третьем квартале свой первый розничный магазин стандартного формата открыл бренд Bally в ТЦ «Крокус Сити Молл». Бренды Superdry и Miss Sixty перезапустили свои концепции в Москве. Superdry вышел на рынок в формате аутлета на Орджоникидзе 11, бренд Miss Sixty открыл два своих магазина, в ТЦ «Авиапарк» и «Метрополис».
 
В начале октября свои первые бутики открыли Dior в ТЦ «Европейский» и Eleventy в ТЦ «Времена Года». До конца года ожидается выход, как минимум, четырех брендов. Это ARKET группы H&M, Elemis, парфюмерные концепции Vilhelm Paurfumerie и Aesop на Малой Бронной. 
 
В третьем квартале стало известно, что Under Armour может вернуться в Россию после своего ухода в 2019 году. Турецкая компания Eroglu Holding планирует развитие нового бренда Loft Jeans. Люксовый бренд Rimowa рассматривает открытие первого магазина.
 
Несмотря на барьеры, вызванные пандемией, международные бренды не заморозили свои планы по выходу на российский рынок, который сохраняет большой потенциал для развития. 
 

 
С начала года о приостановлении своей деятельности на территории России заявили международный бренды – Arcadia Group, Bath & Body Works, Shu Uemura.
 
Марина Малахатько, старший директор, глава ритейл департамента CBRE, комментирует: «Средние ставки аренды в московском регионе до сих пор не вернулись к допандемийным значениям, однако показатель прайм-ставки по топ моллам уже стабильно выше отметки 200 тыс. руб./кв. м + эксплуатация + НДС, что говорит о признаках реального восстановления - хотя и не всего рынка торговой недвижимости - а пула лучших объектов в своём сегменте. Наиболее активными участниками новых сделок в третьем квартале остаются профили одежды, продуктов, общепита и фитнесы.

Уже очевиден тот факт, что в 2021 темпы роста спроса потребителей на локальные торговые центры опередили темпы роста суперрегиональных моллов. Этот вывод мы сделали на основе биг-дата анализа по российским торговым центром. Его подтверждают наши американские коллеги, наблюдая скачок роста к небольшим коммьюнити моллам «у дома»
».


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Малахатько Марина

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Материалы по теме

Источник: R2 Asset Management
Точка зрения

Игра за прилавок: пойдёт ли девелопер строить фудхоллы?

Сравнительно недавно, пришедшие в Россию как альтернатива «ресторанным дворикам» в ТРЦ и городским кафе, фудхоллы завоевали сердца жителей столицы. Пространства, нарушающие традиционные представления о ресторанах высокой кухни, появились всего шесть лет назад. Доступная цена, широкий ассортимент блюд и необычная локация – «Депо», Даниловский рынок, «Вокруг света» закономерно получили статус «модных мест» для встреч среди молодёжи. Новые места регулярно пополняют гастрономическую карту Москвы. Вместе с популярностью растёт и спрос на свободные площади: насколько нынешняя обстановка выгодна девелоперам, и рассматривают ли они это как дополнительную строчку в финансовой модели, которая будет приносить доход? Экспертным мнением делится инвестиционный директор R2 Asset Management Максим Витошинский.

15.11
Источник: daily.afisha.ru
Исследования рынка

Knight Frank: В 2021 году на российский рынок вышло 11 новых международных брендов

Количество новых брендов сопоставимо с аналогичным показателем 2020 года, но в шесть раз ниже показателя 2014 года.
09.11
Источник: retail.ru
Точка зрения

Рынок торговой недвижимости на новой волне

Сегодня рынок торговой недвижимости находится в стадии активной «ломки»: меняются форматы торговых объектов и розничных операторов, привычки шопинга и модели потребления, понимание нормы поведения в общественных местах. Безусловно, это период навсегда войдет в историю не только российского, но и мирового рынка торговой недвижимости как один из самых знаковых и тяжелых. Представляем статью Евгении Хакбердиевой, регионального директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, из журнала CRE№16 (сентябрь 2021 г.).
21.10

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (17-23 марта)

ФСК расстается с особняком, Nikoliers назначает нового гендиректора в Петербурге, Stone вплотную занялся Ходынкой и может поучаствовать еще в одном проекте на Ленинградке, RBNA закрыла крупную сделку, Megastroy отчитался по проекту в Красноярске, а Forma вступила в АРКН. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
23.03
Источник: MR Group
Экспертный анализ

Квартирный запрос: станет ли «упаковка» квартир в ЗПИФ будущим рынка недвижимости

«Упаковка» арендных квартир в ЗПИФ и другие продукты для коллективных и непрофильных инвесторов может стать одним из самых интересных и перспективных решений: квартиры – наиболее понятный формат для условного частника, особенно сейчас, когда «купить свою на стадии котлована» стало дорого или невыгодно. Вывод таких предложений может частично решить и назревшую проблему запуска профессионального рынка арендного жилья со специализированными управляющими компаниями, о котором в России говорят, как минимум, двадцать лет, но пока аренда квартир остаётся самым серым и нецивилизованным сегментом. В «упаковку» квартир планируют выходить, по данным CRE, сразу несколько крупных девелоперов, считая его «новым будущим» рынка недвижимости, однако отдельные эксперты относятся к продукту осторожно и скептически.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
24.03
Источник: Страна Девелопмент
Открытие

В Восточном Бирюлеве построили ТЦ «Среда»

ГК «Страна Девелопмент» получила разрешение на ввод в эксплуатацию торгового центра площадью около 8,7 тыс. кв. м на Элеваторной улице. Открытие запланировано на апрель 2025 года. 
25.03
Источник: T+T Architects
Открытие

«Аэрофлот» открыл новый клиентский офис на Маяковской

Флагманский офис авиаперевозчика площадью 1,27 тыс. кв. м расположился на 1-ой Тверской-Ямской улице. Проект разработало архитектурное бюро T+T Architects. 
24.03
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала концепцию офиса для дочки "Лукойла"

Штаб-квартира "Лукойл-Инжиниринг" расположилась в новом здании площадью 15 тыс. кв. м на ул. Щепкина. Департамент управления строительными проектами CMWP детально проработал функциональное зонирование, обеспечив оптимальное размещение подразделений и создание комфортной среды для работы. 
24.03
Источник: Aspace
Сделка

Aspace Технопарк сдали "в одни руки"

Сервисный офис на 421 рабочее место в МФК Technopark Plaza полностью арендовала IT-компания, специализирующаяся на создании продуктов с использованием ИИ.
24.03
Источник: Курорт Лучи
Проект

В Анапе к 2030 году построят крупнейший курорт

На площади свыше 32 га курорта «Лучи» откроются отели операторов Azimut, Cosmos, Alean и Domina. Также здесь запланированы торговый центр, аквапарк, конгресс-холл и другая инфраструктура. Проект реализует СЗ «Авангард».
25.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre