Knight Frank: Пустующих помещений в стрит-ритейле хватило бы на два крупных ТЦ

Вакантность в центральных торговых коридорах составляет порядка 16,6% или 131,4 тыс. кв. м. В 2021 году количество дебютов и анонсов международных брендов на центральных коридорах Москвы возросло до шести.
3368
Изображение взято из источника: new-retail.ru
Аналитики компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке стрит-ретейла Москвы. Совокупный объем площадей формата стрит-ретейл составил 792,4 тыс. кв. м, средний размер помещений – 166,3 кв. м. Лидером в структуре арендаторов по профилю деятельности является сегмент общепита. Практически на всех торговых коридорах Москвы сохраняется большой объем вакантных помещений формата стрит-ретейл – порядка 131,4 тыс. кв. м. Увеличение вакантности зафиксировано по всем направлениям в среднем на 2,5%. В целом постепенный рост спроса со стороны арендаторов в 2021 году привел к снижению темпов роста уровня вакантности и не превышает 1,8 п. п. На центральных коридорах Москвы увеличилось количество дебютов и анонсов международных брендов. Так, в 2021 году их число возросло до шести, тогда как в 2019-2020 гг. достигало максимум 1-2.

Предложение

Суммарный объем площадей на улицах города составил 792,4 тыс. кв. м, средний размер помещений – 166,3 кв. м.:
  • на центральных пешеходных улицах столицы – 88,5 тыс. кв. м;
  • на центральных транспортно-пешеходных – 452,9 тыс. кв. м;
  • на магистральных торговых коридорах города – 251,0 тыс. кв. м.
 
В структуре площадей арендаторов наибольший объем помещений на транспортно-пешеходных улицах и крупных магистралях приходится на объекты с площадью в диапазоне 100–200 кв. м – 24,3% и 26,9% соответственно.
 

 
Вакансия
 
По предварительным итогам 2021 года практически на всех торговых коридорах Москвы сохраняется большой объем вакантных помещений формата стрит-ретейл – порядка 131,4 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам двух крупноформатных торговых центров. Увеличение вакантности зафиксировано по всем направлениям в среднем на 2,5%. Постепенный рост спроса со стороны арендаторов в 2021 году привел к снижению темпов роста уровня вакантности и не превышает 1,8 п. п.
 

 
В 2021 году вводимые ограничения сильнее всего сказались на сфере общественного питания Москвы, однако в структуре площадей арендаторов общепит до сих пор занимает наибольший объем помещений на центральных и пешеходных улицах столицы. Так, на центральных торговых коридорах операторы занимают 38% (-0,1 п. п. за год). Помимо этого, на центральных улицах в большей степени представлены досуговые концепции (8,2%, снижение за год на -3,1 п. п.), банки и финансовые организации (8,5%, нет изменений). Стоит отметить, что здесь доля фэшн-операторов в структуре спроса по сравнению с пешеходными улицами существенно ниже – всего 9,1% (+1,2 п. п. за год), для сравнения – на пешеходных улицах их доля составляет 24,6% (-0,6 п. п. за год).


 
Ключевое влияние на развитие ретейлеров оказывают следующие факторы:
 
  • Ограничения на работу предприятий общественного питания: работа навынос и доставку, сокращенный режим работы, увеличение нормативов по посадке и заполняемости.
  • Снижение посещаемости заведений центральных районов столицы.
  • Отсутствие иностранного туристического потока. Снижение количества сотрудников, работающих в офисе.
  • Ограничения на работу предприятий индустрии красоты, развлекательных сегментов и фитнес-индустрии.

Спрос

На центральных коридорах Москвы увеличилось количество дебютов и анонсов международных брендов. Так, в 2021 году их число возросло до шести, тогда как в 2019-2020 гг. достигало максимум 1-2.
 




Тенденции и прогнозы

Снижение доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы до докризисного уровня можно ожидать не ранее I полугодия 2022 года. Это связано в том числе с очередным ужесточением антиковидных мер: ограничением деятельности предприятий общественного питания и большинства ретейлеров, не предоставляющих товары и услуги первой необходимости, временным запретом на работу в ночное время, обязательным переводом части сотрудников на удаленную работу.
 
В ближайшей перспективе ожидается рост предложения, формируемый коммерческими площадями в составе жилых проектов, например, Fairmont & Vesper Residences Moscow на ул. Тверская, и создаваемыми в результате реновации центральных локаций в столице: набережные Тараса Шевченко и Бережковская, проект «ГЭС-2» на Болотном острове.
 
Как и на главных торговых улицах Москвы, в торговой части ММДЦ «Москва-Сити» сохраняется неопределенность. Дальнейшие действия арендаторов делового района будут во многом являться реакцией на поведение внутреннего потребителя, а трафика посетителей до докризисного уровня можно ожидать не ранее первой половины 2022 года.
 
Проект застройки территории ММДЦ «Москва-Сити» в ближайшие три года будет включать строительство четырех новых объектов, в составе которых запланированы торговые помещения. В случае реализации всех проектов в анонсированные сроки, к 2023 году объем предложения торговых помещений формата стрит-ретейл в деловом районе увеличится на 27,3 тыс. кв. м и составит 88,3 тыс. кв. м.
 
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank: «В 2021 году мы отмечаем рост вакансии, связанный в том числе с трехкратным вводом ограничительных мер: сначала работа предприятий общественного питания была остановлена на несколько недель в зимний период, затем на несколько недель летом и на неделю осенью. Многие ретейлеры столкнулись с недополучением прибыли и оказались на грани закрытия заведений, размер выручки сократился до 10-20% от показателя прошлых лет. В связи с этим, а также с возможным очередным ужесточением антиковидных мер мы скорректировали прогноз по восстановлению рынка и ожидаем снижения доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы не ранее I полугодия 2022 года. Однако стоит отметить, что несмотря на влияние пандемийной реальности на операторов стрит-ретейла, мы отмечаем позитивный тренд на увеличение новых открытий на улицах Москвы, который будет продолжаться в случае постепенной стабилизации ситуации».

 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Козина Ирина

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Maris: Вакантность в стрит-ритейле Петербурга падает

Аналитики компании подвели итоги 2021 года в сегменте стрит-ритейла Северной столицы.

29.11
Источник: tourprom.ru
Экспертный анализ

JLL: Отток арендаторов с ресторанных улиц иссякает

В июле-сентябре 2021 года на ресторанных улицах Москвы закрылось минимальное за квартал количество арендаторов с начала пандемии. Вакантность осталась на том же уровне.
22.11
Источник: daily.afisha.ru
Исследования рынка

Knight Frank: В 2021 году на российский рынок вышло 11 новых международных брендов

Количество новых брендов сопоставимо с аналогичным показателем 2020 года, но в шесть раз ниже показателя 2014 года.
09.11

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre