В I квартале 2022 г. в Москве не было открыто ни одного торгового центра - все объекты, а это свыше 76 тыс. кв. м, заявленные к открытию в I квартале в Московском регионе, были перенесены на более поздний срок. Об этом рассказали в пресс-службе консалтинговой компании «Коллиерз Интернешнл» (экс-Colliers).
На текущий момент общий объем скорректированного нового предложения, заявленного девелоперами к вводу в 2022 г. сократился на 14% (данные актуальны на 15 марта 2022 г. по результатам проведённого «Коллиерз» опроса). По итогам года ввод торговых центров в Москве может достигнуть минимальных значений за последние 10 лет.
Основные сложности с открытиями объектов на высокой стадии готовности в текущих условиях могут быть связаны с приостановкой деятельности значительного числа иностранных ритейлеров, в первую очередь fashion-якорей, существенным ростом валютного курса и стоимости кредитования; в свою очередь, для объектов, находящихся в активной фазе строительства, − дополнительно с сокращением импорта строительных и отделочных материалов, инженерно-технических узлов и т.д. Кроме того, ряд действующих торговых центров, имевших проблемы в функционировании и ранее, может в принципе не пережить текущий кризис, что повлечет за собой случаи банкротств и смены функционального использования объектов, особенно в случае неполучения льгот от банков и поддержки отрасли государством.
На протяжении марта на рынке наблюдался ажиотажный потребительский спрос в торговых сетях. С одной стороны, стимулирующим фактором выступила стремительно растущая инфляция и рост цен, в том числе из-за курсовых переоценок и спекулятивной деятельности, сокращение импорта и производственных мощностей иностранных производств внутри страны, боязнь потребителей дефицита товаров первой необходимости, что в итоге привело к кратному росту спроса населения на товары длительного хранения, и как следствие, росту товарооборота ритейлеров, превосходящих предновогодние показатели. С другой стороны, закрытие магазинов крупнейших fashion-ритейлеров масс-маркета также привело к спонтанному гиперспросу на одежду данных брендов.
На текущий момент общий объем скорректированного нового предложения, заявленного девелоперами к вводу в 2022 г. сократился на 14% (данные актуальны на 15 марта 2022 г. по результатам проведённого «Коллиерз» опроса). По итогам года ввод торговых центров в Москве может достигнуть минимальных значений за последние 10 лет.
Основные сложности с открытиями объектов на высокой стадии готовности в текущих условиях могут быть связаны с приостановкой деятельности значительного числа иностранных ритейлеров, в первую очередь fashion-якорей, существенным ростом валютного курса и стоимости кредитования; в свою очередь, для объектов, находящихся в активной фазе строительства, − дополнительно с сокращением импорта строительных и отделочных материалов, инженерно-технических узлов и т.д. Кроме того, ряд действующих торговых центров, имевших проблемы в функционировании и ранее, может в принципе не пережить текущий кризис, что повлечет за собой случаи банкротств и смены функционального использования объектов, особенно в случае неполучения льгот от банков и поддержки отрасли государством.
На протяжении марта на рынке наблюдался ажиотажный потребительский спрос в торговых сетях. С одной стороны, стимулирующим фактором выступила стремительно растущая инфляция и рост цен, в том числе из-за курсовых переоценок и спекулятивной деятельности, сокращение импорта и производственных мощностей иностранных производств внутри страны, боязнь потребителей дефицита товаров первой необходимости, что в итоге привело к кратному росту спроса населения на товары длительного хранения, и как следствие, росту товарооборота ритейлеров, превосходящих предновогодние показатели. С другой стороны, закрытие магазинов крупнейших fashion-ритейлеров масс-маркета также привело к спонтанному гиперспросу на одежду данных брендов.
Анна Никандрова, партнер «Коллиерз Интернешнл»: «События, произошедшие в I квартале 2022 г., по силе своего воздействия на рынок торговой недвижимости превзошли даже эффекты от пандемии COVID-19. Если говорить о посещаемости торговых центров «в моменте», то в периоды массовых анонсов брендами о приостановке деятельности, наблюдался выход индекса посещаемости торговых центров в положительную зону, в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Тем не менее, восстановление трафика даже до пандемийного уровня в среднесрочной перспективе является сложной задачей, с которой могут справиться только профессиональные управляющие компании».