Перспективные форматы рабочих пространств. Smart-офис, hub-офис, розничные места – что выбирают арендаторы

Большинство современных офисов не может вписаться в какой-либо формат, офисы стремятся к индивидуализации, и поэтому чаще всего смешивают несколько типов рабочих пространств. И на каждом этаже может функционировать целая комбинация форматов. В России переход от типизации к индивидуализации и многофункциональности пространства в офисной недвижимости начался сравнительно недавно. Предпосылками стали эффективные практики удаленной или частично-удаленной работы во время коронавирусных ограничений. О форматах и будущем офисов рассуждает Алексей Бравин, генеральный директор G5 Architects.
6453
Изображение взято из источника: G5 Architects
Эволюция офисной недвижимости
 
Ориентируясь на спрос, бизнес-центры интегрируют новые функции и возможности, и определенно тяготеют к МФК, расширяют сервисные площади, включают новые досуговые, спортивные, food и retail-компоненты. Причем сервисные и ритейл-функции в составе бизнес-центра перестают быть вспомогательными и становятся неотъемлемой частью жизни офисов. Мы начали с того, что для арендаторов и их сотрудников офис перестаёт быть только местом работы. Кафе и рестораны уже место не только для обеда, но и для бизнес-встреч. Другими обязательными элементами инфраструктуры становятся не только банкоматы, отделения банков, фитнес-клубы, прачечные и т. д., как раньше. В бизнес-центрах появляются зоны отдыха, медицинские центры, зоны спа и салоны красоты, беби-румы и досуговые зоны. А в последние месяцы — даже пункты выдачи заказов, постаматы и мини-склады для онлайн-магазинов.
 
И вот ответ на этот тренд: большинство (55%) новых офисных зданий, анонсированных к вводу в Москве на 2021—2024 годы, — это не бизнес-центры, а многофункциональные комплексы, МФК, сочетающие различные типы площадей. Цель — максимально повысить таким образом лояльность клиентов и предоставить качественный трафик всем арендаторам.
 
Без коворкинга не обойтись
 
Один из неотъемлемых элементов любого МФК — это коворкинг. Работа в гибком пространстве имеет свою специфику, и главная проблема - это высокий уровень шума, особенно заметный в крупных городах. Проблему можно решить за счет сокращения площади open space и увеличения приватных зон. Среди других недостатков - довольно высокая почасовая аренда, а клиентам требуется больше уединенности и конфиденциальности. Отсюда иногда возникают сложности при организации некоторых встреч. Кроме того, некоторым арендаторам сложно отказаться от элементов корпоративного брендинга.
 
Среди позитивных сторон работы в коворкинге следует выделить возможность арендовать рабочее место на короткий срок и участие в мероприятиях, проводимых на территории гибких пространств, широкий спектр дополнительных услуг, включенных в стоимость аренды и отсутствие затрат на ремонт и оборудование. В коворкинге чувтсвуется своя определенная рабочая атмосфера, более творческая и шумная, чем можно встретить в классическом офисе. Есть возможность арендовать новые рабочие места или гибкий офис при расширении команды. Для резидентов МФК обычно предоставляются сниженные ставки аренды переговорных, и это приятный бонус.
 
Для собственника недвижимости сдача в аренду помещения под гибкое рабочее пространство выгодна, поскольку отделка и развитие инфраструктуры здания производится силами оператора коворкинга. Свободные площади в офисном здании сокращаются, вслед за оператором коворкинга на аренду приходят представители малого бизнеса (магазины, кофейни и пр.), сама локация становится популярнее благодаря мероприятиям, которые проводят в коворкинге. Главный риск — возможное несоответствие репутации здания проходящим в нем мероприятиям, это лучше сразу дополнительно согласовывать при заключении договора.
 
Для корпоративных клиентов аренда гибкого пространства дает возможность не отвлекаться на администрирование офиса, а сосредоточиться на основных бизнес-задачах. При переезде на новые площади нет затрат на отделку офиса и подгонку пространства под свои нужды. Flex-пространства в Москве пока занимают около 200 000 м², но с учётом доли гибких пространств на европейском рынке в 4,5% потенциал сегмента — 800—900 тыс. «квадратов».
 
Что востребовано сегодня?
 
Классический коворкинг с розничными местами в открытом пространстве используют в основном фрилансеры. Такой формат предоставляет минимальную стоимость аренды и большой выбор рабочих мест. Дизайнеры, которые разрабатывают пространства коворкингов стараются наполнить их разнообразными мебельными решениями для удобства резидентов. По имо классического стола и кресла практически в каждом коворкинге сейчас можно встретить: закрытые и полузакрытые кабинки, рассчитанные даже на 1 человека; кресла EGG и его разновидности, которые позволяют уединится; различные диванные зоны и ниши в строительном исполнении. Такой формат рабочего пространства в разы удобнее для резидента, чем столик в кафе или дома, где продуктивность снижается. Так же это место нетворкинга, где можно завести полезные знакомства.
 
Среди офисных работников в России оказалось в 3,5 раза меньше поклонников open space, большинству россиян нравится кабинетная система. К такому выводу пришли в результате исследования (есть у РБК) эксперты сервиса SuperJob. Из опрошенных сотрудников, чей рабочий день проходит в офисе, 45% заявили, что более эффективно выполняют свои обязанности в кабинетах или подобных закрытых пространствах. При этом 13% ответили, что им удобнее работать в открытых помещениях open space. Еще 26% признались, что не видят разницы и не считают, что тип рабочего пространства влияет на производительность труда и настроение. Опрос проходил в 468 населенных пунктах во всех округах России с 4 по 11 мая 2021 года. В нем участвовали 1600 офисных сотрудников.
 
Что представляет собой smart-офис? Это незакрепленное рабочее место для временной аренды в полностью оборудованном офисном помещении малой площади. Smart-офис представляет собой помещение от 8 до 40 кв.м. с готовой отделкой, инженерией и меблировкой. Пользователю необходим только свой компьютер. По статистике такой формат мини-офиса является самым популярным, так как более 60% резидентов, это компании от 2 до 15 человек. Системы smart office наиболее активно внедряют компании технологического и финансового секторов, которые одними из первых сделали фокус на цифровые бизнес-модели и цифровизацию ключевых бизнес-процессов. Например, Lamoda, «Яндекс», «Сколково», Yota, «Ингосстрах». Чаще всего применяются сегодня следующие решения: бронирование рабочих мест и переговорных, автоматизация консьерж-функции, отчёты о загрузке рабочих мест, системы протоколирования рабочих встреч и совещаний, отчёты о реальной загрузке инфраструктуры. Постепенное удешевление технологий будет способствовать всё более массовой автоматизации управления офисными зданиями.
 
Hub-офис используют компании от 15 человек до нескольких сотен. Такой офис представляет собой пространство для работы и коммуникации, где окружающая среда мотивирует и объединяет. Hub (англ.) - центр интереса, центр деятельности, центр внимания. По своей сути, это симбиоз классического коворкинга с smart-офисов в формате agile, где планировка подстраивается под коммуникации рабочих групп. Такие офисы реализуются под конкретного заказчика с учетом специфики бизнес-процессов. Hub-офис основной конкурент традиционной аренде.
 
Как правило, в московских коворкингах и гибких офисах есть своя кухня, душевые, спа- и фитнес-зоны, организованы парковки и переговорные. Всегда есть как зоны open space, так и локеры.
 
Будущее офисной недвижимости
 
Прогнозировать, каким именно будет офис будущего через 10 лет и даже через 2—3 года, довольно сложно: тренды на рынке, влияющие на формат офисной недвижимости сильны, и каждый из них может существенно изменить наше привычное представление об офисе. Меняется и само понятие рабочего времени, и сами бизнес-процессы. Диджитализация стирает границы привычных форм, изменяет скорость течения времени, сокращает расстояния. Единственное, что можно сказать точно: офисные пространства уже очень скоро перестанут быть типовыми, где рядами стоят «одинаковые офисные столы для одинаковых сотрудников». Ещё одним важным трендом изменения офисного пространства можно назвать персонализацию — формирование рабочего пространства индивидуально под каждого сотрудника.
 
Консалтинговое агентство Cushman & Wakefield провело опрос почти 580 руководителей ведущих фирм на рынке коммерческой недвижимости разных стран. В ходе исследования выяснилось, что почти 70% компаний обращаются к гибкой организации рабочего пространства. При этом многие респонденты заявили, что планируют до 2025 увеличить число рабочих мест в коворкингах вдвое. Поэтому востребованность коворкингов будет расти ближайшие несколько лет.


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Ricci: Обзор офисного рынка Москвы

По данным компании, новый ввод офисов класса А и В+ может составить 714 тыс. кв. м по итогам года. Спрос в первом квартале составил 170 тыс. кв. м. Уровень вакансии за три месяца серьезно не изменился, однако в компании ожидают, что к концу года вакантность в классе А вырастет до 25%, а в среднем для классов А, В и В+ - до 16-18%.
20.05
Источник: app2top.ru
Исследования рынка

Bright Rich: Вакансия в офисах Петербурга ощутимо выросла всего за месяц

Объем текущей вакансии на офисном рынке Петербурга за последний месяц (с 28 марта по 25 апреля 2022 г.) вырос на 27 240 кв. м (8,3%). Объем скрытой вакансии (т.е. площадей, планируемых к освобождению в течение года) за этот период увеличился на 31,5%. Об этом рассказали в консалтинговой компании Bright Rich | CORFAC International.
16.05
Источник: kovorkingi.ru
Исследования рынка

m2data: Какие мини-офисы в аренду есть в Москве

Аналитики компании изучили предложения по офисным помещениям площадью от 30 до 50 кв. м. Четверть таких офисов предлагается в ЦАО. Большая часть мини-офисов – это помещения с открытой планировкой (71,3%) и отделкой (95,7%). 3% оборудованы мебелью, а менее 2% - кухней.
12.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre