Основные материалы, которые используют при строительстве премиальных частных домов, например, наши партнеры компания СТМК, — бетон, арматура, штукатурка, цемент — производятся в России. Уже достаточно давно крупные производители организовали здесь свои производства, например, компании PERI, Holcim и другие.
Но сложнее обстоят дела с экстерьерными отделочными материалами — облицовочным кирпичом и металлом кортен. В большей степени это импортные материалы. Из-за усложнившейся логистики цены на них выросли на 10-15%. Некоторые скандинавские и немецкие производители собираются приостановить поставки в Россию. Решить проблему помогут переговоры с европейскими брендами, налаживание логистики, но удорожания при этом не избежать.
Что касается мебели и предметов интерьера, то в Москве огромное количество шоурумов, владельцы которых привозили из Италии, Франции, Испании, Скандинавии небольшие партии дизайнерской мебели, предметов декора, эксклюзивной сантехники. Все это продолжит ввозиться, правда, уже по другим ценам.
Так же решить проблему поможет импортозамещение, над которым начали активно работать во всех сферах. Однако не все психологически готовы к переходу на такую схему: слово «импортозамещение» для многих звучит как «некачественный продукт». Наша компания ищет на российском рынке самые качественные продукты, под стать ушедшим европейским материалам, чтобы продолжить поставки материалов нашим заказчикам без ущерба качеству. Еще до событий в феврале мы с партнерами открыли новое производство по российскому клинкерному кирпичу под Пензой. Сделали разведку глиняных карьеров, нашли качественную глину, закупили европейское оборудование и наладили производство новой линейки клинкерного кирпича. Продукция очень востребована на рынке и сейчас нам заменяет некоторые импортные материалы. Так же мы начали сотрудничать с заводом, который производит “фотобетон” российского производства и инновационный материал - “геокерамику”, которая, по нашим оценкам, станет скоро очень популярной.
Сложившаяся ситуация — хороший повод обратить внимание на российские компании, которые прежде не рассматривались нашей индустрией всерьез. Теперь же мы понимаем, что многие из них готовы предложить качественную продукцию за разумные деньги. Мы видим, что рынок хоть и находится в состоянии некоторой растерянности, но имеет большой потенциал. Просто раскрывать его придется в новых условиях.