Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
2807
Изображение взято из источника: Deworkacy
По данным опроса резидентов Deworkacy, офис будущего – это прежде всего место для общения, работы, встреч (так считают 76%). При этом 68% хотят работать менее 5 дней в неделю, а 32% не хотят менять привычный уклад. Для 64% респондентов офис должен быть эстетичным, а не только функциональным. Рабочая среда должна быть комфортной для обучения, живой и непринужденной. 64% респондентов считают, что офис будущего должен быть высокотехнологичным, 60%, отмечают важность дополнительных сервисов (еда, сон, доставка и т.д.).
 


Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день.  По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
 
«Офис должен отвечать требованиям всех компаний-арендаторов. Важно, чтобы его можно было легко трансформировать под любые задачи, такие как расширение или сдача в субаренду. В современных проектах создаются общественные пространства, благоустроенная территория, предусмотрена вся необходимая инфраструктура — начиная от кафе и ресторанов, заканчивая продуктовыми магазинами и предприятиями сферы услуг. Компании не очень активно активно внедряют гибридные или 4-х дневные недели. При этом долгосрочное стратегическое планирование в сфере недвижимости возобновилось благодаря большей гибкости и внедрению новых рабочих моделей. Наши резиденты видят будущее в большей технологичности, но не менее важным является ключевая функция офиса – общение и обмен опытом». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.






 
По итогам I пол. 2022 года совокупный объем офисов на московском рынке составил 17,6 млн кв. м, из которых 5,05 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В. Свободными на рынке оказалось около 11,5% офисных площадей класса А (582 тыс. кв. м) – почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в предыдущем квартале – и 6,4% площадей класса В (799 тыс. кв. м).
 
Объем ввода офисов в I пол. 2022 г. был представлен тремя объектами суммарной арендопригодной площадью 37,8 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей на конец I пол. 2022 г. выросла и достигла уровня 11,5% в офисах класса А и 6,4% в офисах класса В. Запрашиваемые ставки аренды по итогам I пол. 2022 г. составили 28 079 руб./кв. м/год в классе А и 17 525 руб./кв. м/год в классе B.
 
77% рабочих мест в гибких пространствах Москвы уже занято – свободно порядка 7500 рабочих мест. Спрос на гибкие офисы остается высоким. Наблюдаемые тенденции на рынке: уход иностранных арендаторов, отсутствие сделок shell&core, рост присутствия субаренды на рынке.
 
В связи с тем, что большое количество высококвалифицированных сотрудников успели поработать в офисах, отвечающих самым высоким требованиям, они стали уделять этому вопросу большое внимание. Отраслевая специфика есть, как в организации офисного пространства, так и в его загрузке (фикс места/не фикс места, пространство для коллабораций, гибрид формат) достаточно много компаний переходит на подбор офиса с загрузкой 120-130%. Опрос экспертов показал, что компании все чаще ищут более качественные и высокотехнологичные пространства, которые соответствуют современным трендам.
 
«Все компании с высокой долей технологий и IT-составляющей заинтересованы в молодых талантах и функциональных офисных помещениях. Кроме того, уже сейчас мы видим рост сделок со стороны компаний с госучастием, при этом наблюдается тренд на слияния и поглощения, что в скором времени также найдет свое выражение в сделках. В то же время основной запрос сейчас связан с поиском красивых комфортных офисов в центре Москвы в определенном бюджете. В будущем, вероятно, государство будет применять меры поддержки отрасли и расширять строительство офисов за пределы ТТК». – Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia.
 
По мнению Сергея Баранова, директора по коммерческой недвижимости AFI Development, офис будущего представляет собой экологичное, энергоэффективное и адаптивное пространство в аренду, которое удовлетворит запросы корпоративных стандартов и ESG повестки каждого клиента. При этом он отметил, что “офисный продукт перестал быть массовым и арендатор даже при поиске помещения в бизнес-центрах не самого высокого класса выбирает индивидуализацию в IT, инженерной и комьюнити средах”.

 
 
Данное исследование подготовлено на основе данных компании Knight Frank (за второй квартал 2022 года), глубинных интервью с экспертами в рамках круглого стола (Commonwealth Partnership, AFI Development, Apollax Space, Metrika Investments, Deworkacy, Moscow Communications Agency), опроса среди сотрудников резидентов Deworkacy (около 250 респондентов).

Обсуждение предварительных итогов исследования прошло в рамках круглого стола “Офис будущего: трансформация рынка коммерческой недвижимости”, который состоялся 16 августа 2022 года.


Материалы по теме

Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Себестоимость обустройства офиса уже увеличилась на 30% и еще до 10% может вырасти до конца года

По итогам I полугодия 2022 г. средняя себестоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений (fit out) увеличилась в среднем на 30% по сравнению с I полугодием 2021 г. Так, сейчас стоимость fit out премиального уровня составляет в среднем 163 811 руб. (в I полугодии 2021 г. – 127 836 руб.), бизнес-класса – 105 403 руб. (в I полугодии 2021 г. 80 789 руб.), стандартного уровня  - 70 590 руб. (в I полугодии 2021 г. – 53 136 руб.).

Все цены указаны с учетом НДС.

 
23.08
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В Москве около 338 тыс. кв. м открытых гибких офисов и коворкингов

Как подсчитали аналитики компании, почти треть от всего объема (около 100 тыс. кв. м) занимает тройка лидеров – BusinessClub, Space 1 и SOK. Спрос в первом полугодии оценивается в 67 тыс. кв. м, а новый ввод составил 48 тыс. кв. м.

22.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: Дмитровский логистический парк
Переговоры

На склад Ghelamco нашелся еще один претендент

Переговоры о покупке Дмитровского логистического парка площадью 243 тыс. кв. м ведет УК «Альфа-капитал». Рыночная стоимость актива оценивалась в сумму 16-19 млрд рублей.
14.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre