Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
2775
Изображение взято из источника: Deworkacy
По данным опроса резидентов Deworkacy, офис будущего – это прежде всего место для общения, работы, встреч (так считают 76%). При этом 68% хотят работать менее 5 дней в неделю, а 32% не хотят менять привычный уклад. Для 64% респондентов офис должен быть эстетичным, а не только функциональным. Рабочая среда должна быть комфортной для обучения, живой и непринужденной. 64% респондентов считают, что офис будущего должен быть высокотехнологичным, 60%, отмечают важность дополнительных сервисов (еда, сон, доставка и т.д.).
 


Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день.  По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
 
«Офис должен отвечать требованиям всех компаний-арендаторов. Важно, чтобы его можно было легко трансформировать под любые задачи, такие как расширение или сдача в субаренду. В современных проектах создаются общественные пространства, благоустроенная территория, предусмотрена вся необходимая инфраструктура — начиная от кафе и ресторанов, заканчивая продуктовыми магазинами и предприятиями сферы услуг. Компании не очень активно активно внедряют гибридные или 4-х дневные недели. При этом долгосрочное стратегическое планирование в сфере недвижимости возобновилось благодаря большей гибкости и внедрению новых рабочих моделей. Наши резиденты видят будущее в большей технологичности, но не менее важным является ключевая функция офиса – общение и обмен опытом». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.






 
По итогам I пол. 2022 года совокупный объем офисов на московском рынке составил 17,6 млн кв. м, из которых 5,05 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В. Свободными на рынке оказалось около 11,5% офисных площадей класса А (582 тыс. кв. м) – почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в предыдущем квартале – и 6,4% площадей класса В (799 тыс. кв. м).
 
Объем ввода офисов в I пол. 2022 г. был представлен тремя объектами суммарной арендопригодной площадью 37,8 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей на конец I пол. 2022 г. выросла и достигла уровня 11,5% в офисах класса А и 6,4% в офисах класса В. Запрашиваемые ставки аренды по итогам I пол. 2022 г. составили 28 079 руб./кв. м/год в классе А и 17 525 руб./кв. м/год в классе B.
 
77% рабочих мест в гибких пространствах Москвы уже занято – свободно порядка 7500 рабочих мест. Спрос на гибкие офисы остается высоким. Наблюдаемые тенденции на рынке: уход иностранных арендаторов, отсутствие сделок shell&core, рост присутствия субаренды на рынке.
 
В связи с тем, что большое количество высококвалифицированных сотрудников успели поработать в офисах, отвечающих самым высоким требованиям, они стали уделять этому вопросу большое внимание. Отраслевая специфика есть, как в организации офисного пространства, так и в его загрузке (фикс места/не фикс места, пространство для коллабораций, гибрид формат) достаточно много компаний переходит на подбор офиса с загрузкой 120-130%. Опрос экспертов показал, что компании все чаще ищут более качественные и высокотехнологичные пространства, которые соответствуют современным трендам.
 
«Все компании с высокой долей технологий и IT-составляющей заинтересованы в молодых талантах и функциональных офисных помещениях. Кроме того, уже сейчас мы видим рост сделок со стороны компаний с госучастием, при этом наблюдается тренд на слияния и поглощения, что в скором времени также найдет свое выражение в сделках. В то же время основной запрос сейчас связан с поиском красивых комфортных офисов в центре Москвы в определенном бюджете. В будущем, вероятно, государство будет применять меры поддержки отрасли и расширять строительство офисов за пределы ТТК». – Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia.
 
По мнению Сергея Баранова, директора по коммерческой недвижимости AFI Development, офис будущего представляет собой экологичное, энергоэффективное и адаптивное пространство в аренду, которое удовлетворит запросы корпоративных стандартов и ESG повестки каждого клиента. При этом он отметил, что “офисный продукт перестал быть массовым и арендатор даже при поиске помещения в бизнес-центрах не самого высокого класса выбирает индивидуализацию в IT, инженерной и комьюнити средах”.

 
 
Данное исследование подготовлено на основе данных компании Knight Frank (за второй квартал 2022 года), глубинных интервью с экспертами в рамках круглого стола (Commonwealth Partnership, AFI Development, Apollax Space, Metrika Investments, Deworkacy, Moscow Communications Agency), опроса среди сотрудников резидентов Deworkacy (около 250 респондентов).

Обсуждение предварительных итогов исследования прошло в рамках круглого стола “Офис будущего: трансформация рынка коммерческой недвижимости”, который состоялся 16 августа 2022 года.


Материалы по теме

Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Себестоимость обустройства офиса уже увеличилась на 30% и еще до 10% может вырасти до конца года

По итогам I полугодия 2022 г. средняя себестоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений (fit out) увеличилась в среднем на 30% по сравнению с I полугодием 2021 г. Так, сейчас стоимость fit out премиального уровня составляет в среднем 163 811 руб. (в I полугодии 2021 г. – 127 836 руб.), бизнес-класса – 105 403 руб. (в I полугодии 2021 г. 80 789 руб.), стандартного уровня  - 70 590 руб. (в I полугодии 2021 г. – 53 136 руб.).

Все цены указаны с учетом НДС.

 
23.08
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В Москве около 338 тыс. кв. м открытых гибких офисов и коворкингов

Как подсчитали аналитики компании, почти треть от всего объема (около 100 тыс. кв. м) занимает тройка лидеров – BusinessClub, Space 1 и SOK. Спрос в первом полугодии оценивается в 67 тыс. кв. м, а новый ввод составил 48 тыс. кв. м.

22.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre