Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
2570
Изображение взято из источника: Deworkacy
По данным опроса резидентов Deworkacy, офис будущего – это прежде всего место для общения, работы, встреч (так считают 76%). При этом 68% хотят работать менее 5 дней в неделю, а 32% не хотят менять привычный уклад. Для 64% респондентов офис должен быть эстетичным, а не только функциональным. Рабочая среда должна быть комфортной для обучения, живой и непринужденной. 64% респондентов считают, что офис будущего должен быть высокотехнологичным, 60%, отмечают важность дополнительных сервисов (еда, сон, доставка и т.д.).
 


Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день.  По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
 
«Офис должен отвечать требованиям всех компаний-арендаторов. Важно, чтобы его можно было легко трансформировать под любые задачи, такие как расширение или сдача в субаренду. В современных проектах создаются общественные пространства, благоустроенная территория, предусмотрена вся необходимая инфраструктура — начиная от кафе и ресторанов, заканчивая продуктовыми магазинами и предприятиями сферы услуг. Компании не очень активно активно внедряют гибридные или 4-х дневные недели. При этом долгосрочное стратегическое планирование в сфере недвижимости возобновилось благодаря большей гибкости и внедрению новых рабочих моделей. Наши резиденты видят будущее в большей технологичности, но не менее важным является ключевая функция офиса – общение и обмен опытом». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.






 
По итогам I пол. 2022 года совокупный объем офисов на московском рынке составил 17,6 млн кв. м, из которых 5,05 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В. Свободными на рынке оказалось около 11,5% офисных площадей класса А (582 тыс. кв. м) – почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в предыдущем квартале – и 6,4% площадей класса В (799 тыс. кв. м).
 
Объем ввода офисов в I пол. 2022 г. был представлен тремя объектами суммарной арендопригодной площадью 37,8 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей на конец I пол. 2022 г. выросла и достигла уровня 11,5% в офисах класса А и 6,4% в офисах класса В. Запрашиваемые ставки аренды по итогам I пол. 2022 г. составили 28 079 руб./кв. м/год в классе А и 17 525 руб./кв. м/год в классе B.
 
77% рабочих мест в гибких пространствах Москвы уже занято – свободно порядка 7500 рабочих мест. Спрос на гибкие офисы остается высоким. Наблюдаемые тенденции на рынке: уход иностранных арендаторов, отсутствие сделок shell&core, рост присутствия субаренды на рынке.
 
В связи с тем, что большое количество высококвалифицированных сотрудников успели поработать в офисах, отвечающих самым высоким требованиям, они стали уделять этому вопросу большое внимание. Отраслевая специфика есть, как в организации офисного пространства, так и в его загрузке (фикс места/не фикс места, пространство для коллабораций, гибрид формат) достаточно много компаний переходит на подбор офиса с загрузкой 120-130%. Опрос экспертов показал, что компании все чаще ищут более качественные и высокотехнологичные пространства, которые соответствуют современным трендам.
 
«Все компании с высокой долей технологий и IT-составляющей заинтересованы в молодых талантах и функциональных офисных помещениях. Кроме того, уже сейчас мы видим рост сделок со стороны компаний с госучастием, при этом наблюдается тренд на слияния и поглощения, что в скором времени также найдет свое выражение в сделках. В то же время основной запрос сейчас связан с поиском красивых комфортных офисов в центре Москвы в определенном бюджете. В будущем, вероятно, государство будет применять меры поддержки отрасли и расширять строительство офисов за пределы ТТК». – Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia.
 
По мнению Сергея Баранова, директора по коммерческой недвижимости AFI Development, офис будущего представляет собой экологичное, энергоэффективное и адаптивное пространство в аренду, которое удовлетворит запросы корпоративных стандартов и ESG повестки каждого клиента. При этом он отметил, что “офисный продукт перестал быть массовым и арендатор даже при поиске помещения в бизнес-центрах не самого высокого класса выбирает индивидуализацию в IT, инженерной и комьюнити средах”.

 
 
Данное исследование подготовлено на основе данных компании Knight Frank (за второй квартал 2022 года), глубинных интервью с экспертами в рамках круглого стола (Commonwealth Partnership, AFI Development, Apollax Space, Metrika Investments, Deworkacy, Moscow Communications Agency), опроса среди сотрудников резидентов Deworkacy (около 250 респондентов).

Обсуждение предварительных итогов исследования прошло в рамках круглого стола “Офис будущего: трансформация рынка коммерческой недвижимости”, который состоялся 16 августа 2022 года.


Материалы по теме

Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Себестоимость обустройства офиса уже увеличилась на 30% и еще до 10% может вырасти до конца года

По итогам I полугодия 2022 г. средняя себестоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений (fit out) увеличилась в среднем на 30% по сравнению с I полугодием 2021 г. Так, сейчас стоимость fit out премиального уровня составляет в среднем 163 811 руб. (в I полугодии 2021 г. – 127 836 руб.), бизнес-класса – 105 403 руб. (в I полугодии 2021 г. 80 789 руб.), стандартного уровня  - 70 590 руб. (в I полугодии 2021 г. – 53 136 руб.).

Все цены указаны с учетом НДС.

 
23.08
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В Москве около 338 тыс. кв. м открытых гибких офисов и коворкингов

Как подсчитали аналитики компании, почти треть от всего объема (около 100 тыс. кв. м) занимает тройка лидеров – BusinessClub, Space 1 и SOK. Спрос в первом полугодии оценивается в 67 тыс. кв. м, а новый ввод составил 48 тыс. кв. м.

22.08

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre