Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
2744
Изображение взято из источника: Deworkacy
По данным опроса резидентов Deworkacy, офис будущего – это прежде всего место для общения, работы, встреч (так считают 76%). При этом 68% хотят работать менее 5 дней в неделю, а 32% не хотят менять привычный уклад. Для 64% респондентов офис должен быть эстетичным, а не только функциональным. Рабочая среда должна быть комфортной для обучения, живой и непринужденной. 64% респондентов считают, что офис будущего должен быть высокотехнологичным, 60%, отмечают важность дополнительных сервисов (еда, сон, доставка и т.д.).
 


Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день.  По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
 
«Офис должен отвечать требованиям всех компаний-арендаторов. Важно, чтобы его можно было легко трансформировать под любые задачи, такие как расширение или сдача в субаренду. В современных проектах создаются общественные пространства, благоустроенная территория, предусмотрена вся необходимая инфраструктура — начиная от кафе и ресторанов, заканчивая продуктовыми магазинами и предприятиями сферы услуг. Компании не очень активно активно внедряют гибридные или 4-х дневные недели. При этом долгосрочное стратегическое планирование в сфере недвижимости возобновилось благодаря большей гибкости и внедрению новых рабочих моделей. Наши резиденты видят будущее в большей технологичности, но не менее важным является ключевая функция офиса – общение и обмен опытом». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.






 
По итогам I пол. 2022 года совокупный объем офисов на московском рынке составил 17,6 млн кв. м, из которых 5,05 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В. Свободными на рынке оказалось около 11,5% офисных площадей класса А (582 тыс. кв. м) – почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в предыдущем квартале – и 6,4% площадей класса В (799 тыс. кв. м).
 
Объем ввода офисов в I пол. 2022 г. был представлен тремя объектами суммарной арендопригодной площадью 37,8 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей на конец I пол. 2022 г. выросла и достигла уровня 11,5% в офисах класса А и 6,4% в офисах класса В. Запрашиваемые ставки аренды по итогам I пол. 2022 г. составили 28 079 руб./кв. м/год в классе А и 17 525 руб./кв. м/год в классе B.
 
77% рабочих мест в гибких пространствах Москвы уже занято – свободно порядка 7500 рабочих мест. Спрос на гибкие офисы остается высоким. Наблюдаемые тенденции на рынке: уход иностранных арендаторов, отсутствие сделок shell&core, рост присутствия субаренды на рынке.
 
В связи с тем, что большое количество высококвалифицированных сотрудников успели поработать в офисах, отвечающих самым высоким требованиям, они стали уделять этому вопросу большое внимание. Отраслевая специфика есть, как в организации офисного пространства, так и в его загрузке (фикс места/не фикс места, пространство для коллабораций, гибрид формат) достаточно много компаний переходит на подбор офиса с загрузкой 120-130%. Опрос экспертов показал, что компании все чаще ищут более качественные и высокотехнологичные пространства, которые соответствуют современным трендам.
 
«Все компании с высокой долей технологий и IT-составляющей заинтересованы в молодых талантах и функциональных офисных помещениях. Кроме того, уже сейчас мы видим рост сделок со стороны компаний с госучастием, при этом наблюдается тренд на слияния и поглощения, что в скором времени также найдет свое выражение в сделках. В то же время основной запрос сейчас связан с поиском красивых комфортных офисов в центре Москвы в определенном бюджете. В будущем, вероятно, государство будет применять меры поддержки отрасли и расширять строительство офисов за пределы ТТК». – Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia.
 
По мнению Сергея Баранова, директора по коммерческой недвижимости AFI Development, офис будущего представляет собой экологичное, энергоэффективное и адаптивное пространство в аренду, которое удовлетворит запросы корпоративных стандартов и ESG повестки каждого клиента. При этом он отметил, что “офисный продукт перестал быть массовым и арендатор даже при поиске помещения в бизнес-центрах не самого высокого класса выбирает индивидуализацию в IT, инженерной и комьюнити средах”.

 
 
Данное исследование подготовлено на основе данных компании Knight Frank (за второй квартал 2022 года), глубинных интервью с экспертами в рамках круглого стола (Commonwealth Partnership, AFI Development, Apollax Space, Metrika Investments, Deworkacy, Moscow Communications Agency), опроса среди сотрудников резидентов Deworkacy (около 250 респондентов).

Обсуждение предварительных итогов исследования прошло в рамках круглого стола “Офис будущего: трансформация рынка коммерческой недвижимости”, который состоялся 16 августа 2022 года.


Материалы по теме

Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Себестоимость обустройства офиса уже увеличилась на 30% и еще до 10% может вырасти до конца года

По итогам I полугодия 2022 г. средняя себестоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений (fit out) увеличилась в среднем на 30% по сравнению с I полугодием 2021 г. Так, сейчас стоимость fit out премиального уровня составляет в среднем 163 811 руб. (в I полугодии 2021 г. – 127 836 руб.), бизнес-класса – 105 403 руб. (в I полугодии 2021 г. 80 789 руб.), стандартного уровня  - 70 590 руб. (в I полугодии 2021 г. – 53 136 руб.).

Все цены указаны с учетом НДС.

 
23.08
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В Москве около 338 тыс. кв. м открытых гибких офисов и коворкингов

Как подсчитали аналитики компании, почти треть от всего объема (около 100 тыс. кв. м) занимает тройка лидеров – BusinessClub, Space 1 и SOK. Спрос в первом полугодии оценивается в 67 тыс. кв. м, а новый ввод составил 48 тыс. кв. м.

22.08

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre