По данным опроса резидентов Deworkacy, офис будущего – это прежде всего место для общения, работы, встреч (так считают 76%). При этом 68% хотят работать менее 5 дней в неделю, а 32% не хотят менять привычный уклад. Для 64% респондентов офис должен быть эстетичным, а не только функциональным. Рабочая среда должна быть комфортной для обучения, живой и непринужденной. 64% респондентов считают, что офис будущего должен быть высокотехнологичным, 60%, отмечают важность дополнительных сервисов (еда, сон, доставка и т.д.).
Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день. По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
Сотрудники российских компаний хотят больше развлечений и здоровой еды. 44% считают, что роль офиса в процессе обучения и обмена опытом очень важна. 72% хотят иметь возможность работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать выходной день. По данным опроса 44% респондентов работают менее 40 часов в неделю, а 72% респондентов уже работают в гибридном формате или считают, что нужно не него переходить (видят в нем преимущества для себя).
«Офис должен отвечать требованиям всех компаний-арендаторов. Важно, чтобы его можно было легко трансформировать под любые задачи, такие как расширение или сдача в субаренду. В современных проектах создаются общественные пространства, благоустроенная территория, предусмотрена вся необходимая инфраструктура — начиная от кафе и ресторанов, заканчивая продуктовыми магазинами и предприятиями сферы услуг. Компании не очень активно активно внедряют гибридные или 4-х дневные недели. При этом долгосрочное стратегическое планирование в сфере недвижимости возобновилось благодаря большей гибкости и внедрению новых рабочих моделей. Наши резиденты видят будущее в большей технологичности, но не менее важным является ключевая функция офиса – общение и обмен опытом». – Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.
По итогам I пол. 2022 года совокупный объем офисов на московском рынке составил 17,6 млн кв. м, из которых 5,05 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В. Свободными на рынке оказалось около 11,5% офисных площадей класса А (582 тыс. кв. м) – почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в предыдущем квартале – и 6,4% площадей класса В (799 тыс. кв. м).
Объем ввода офисов в I пол. 2022 г. был представлен тремя объектами суммарной арендопригодной площадью 37,8 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей на конец I пол. 2022 г. выросла и достигла уровня 11,5% в офисах класса А и 6,4% в офисах класса В. Запрашиваемые ставки аренды по итогам I пол. 2022 г. составили 28 079 руб./кв. м/год в классе А и 17 525 руб./кв. м/год в классе B.
77% рабочих мест в гибких пространствах Москвы уже занято – свободно порядка 7500 рабочих мест. Спрос на гибкие офисы остается высоким. Наблюдаемые тенденции на рынке: уход иностранных арендаторов, отсутствие сделок shell&core, рост присутствия субаренды на рынке.
В связи с тем, что большое количество высококвалифицированных сотрудников успели поработать в офисах, отвечающих самым высоким требованиям, они стали уделять этому вопросу большое внимание. Отраслевая специфика есть, как в организации офисного пространства, так и в его загрузке (фикс места/не фикс места, пространство для коллабораций, гибрид формат) достаточно много компаний переходит на подбор офиса с загрузкой 120-130%. Опрос экспертов показал, что компании все чаще ищут более качественные и высокотехнологичные пространства, которые соответствуют современным трендам.
«Все компании с высокой долей технологий и IT-составляющей заинтересованы в молодых талантах и функциональных офисных помещениях. Кроме того, уже сейчас мы видим рост сделок со стороны компаний с госучастием, при этом наблюдается тренд на слияния и поглощения, что в скором времени также найдет свое выражение в сделках. В то же время основной запрос сейчас связан с поиском красивых комфортных офисов в центре Москвы в определенном бюджете. В будущем, вероятно, государство будет применять меры поддержки отрасли и расширять строительство офисов за пределы ТТК». – Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia.
По мнению Сергея Баранова, директора по коммерческой недвижимости AFI Development, офис будущего представляет собой экологичное, энергоэффективное и адаптивное пространство в аренду, которое удовлетворит запросы корпоративных стандартов и ESG повестки каждого клиента. При этом он отметил, что “офисный продукт перестал быть массовым и арендатор даже при поиске помещения в бизнес-центрах не самого высокого класса выбирает индивидуализацию в IT, инженерной и комьюнити средах”.
Данное исследование подготовлено на основе данных компании Knight Frank (за второй квартал 2022 года), глубинных интервью с экспертами в рамках круглого стола (Commonwealth Partnership, AFI Development, Apollax Space, Metrika Investments, Deworkacy, Moscow Communications Agency), опроса среди сотрудников резидентов Deworkacy (около 250 респондентов).
Обсуждение предварительных итогов исследования прошло в рамках круглого стола “Офис будущего: трансформация рынка коммерческой недвижимости”, который состоялся 16 августа 2022 года.