Nikoliers: Себестоимость обустройства офиса уже увеличилась на 30% и еще до 10% может вырасти до конца года

По итогам I полугодия 2022 г. средняя себестоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений (fit out) увеличилась в среднем на 30% по сравнению с I полугодием 2021 г. Так, сейчас стоимость fit out премиального уровня составляет в среднем 163 811 руб. (в I полугодии 2021 г. – 127 836 руб.), бизнес-класса – 105 403 руб. (в I полугодии 2021 г. 80 789 руб.), стандартного уровня  - 70 590 руб. (в I полугодии 2021 г. – 53 136 руб.).

Все цены указаны с учетом НДС.

 
2857
Изображение взято из источника: CRE
К росту стоимости внутренней отделки и инженерного оснащения в первую очередь привели сложность приобретения материалов, приостановка импорта и производств, нарушение цепочек поставок и рост стоимости логистики, а также дефицит рабочей силы. В текущей ситуации многие компании находятся в процессе выстраивания новых логистических цепочек для доставки товаров, а также поиска российских аналогов иностранным материалам и технологиям. По оценке Nikoliers, без учета внешних факторов рост стоимости отделки всех классов до конца года может составить еще не менее 5-10%.

Стоимость внутренней отделки и инженерного оснащения офисных помещений складывается из следующих факторов:

- Общестроительные работы (36-38% от общей стоимости). Они включают в себя модернизацию существующего помещения (демонтажные работы отделку стен, установка фальшпола, отделка пола, установка подвесных потолков, аксессуаров, встраиваемой мебели, вывесок и логотипов, матирование стеклянных перегородок.

- Электрические и слаботочные системы (26-31%). Они включают в себя системы электроснабжения, освещения, пожарную сигнализацию, IT-оборудование и др.

- Механические системы (17–18%). Это вентиляция, кондиционирование, отопление, водоснабжение и канализацию, противопожарный водопровод (спринклеры и пожарные шкафы), системы газового пожаротушения и дымоудаления и др.

- Иные затраты (9%), которые включают в себя согласования с арендодателем и государственными органами, накладные расходы, издержки, непредвиденные расходы и т.п.

- Профессиональное управление проектом (2-5%), вкл. строительный контроль.

- Дизайн проект, а также проектная и исполнительная документация (3-5%). Включают в себя общестроительную проектную документацию и инженерную проектную документацию.

В стоимость отделки не входит отдельностоящая мебель, которая обычно составляет плюс 25-40% к стоимости проекта.
Основной рост стоимости fit out произошел за счет роста стоимости оборудования электрических и слаботочных систем, а также затрат на общестроительные работы (вкл. рабочую силу и стройматериалы), которые формируют большую часть бюджета. В настоящий момент внутренний рынок труда не может покрыть все потребности строительной отрасли, в результате чего сегмент существенно зависим от иностранной рабочей силы. Укрепление рубля привело к повышению привлекательности российского рынка для иностранной рабочей силы, однако проблема дефицита профессиональных кадров все еще остается.

На фоне санкций и изменения логистических цепочек также увеличились цены на оборудование и мебель, что отразилось на финальной стоимости отделки офисов.

В среднесрочной перспективе на стоимость fit out офисных помещений будет серьезно влиять изменения в сферах электроснабжения, IT и программирования. На текущий момент замена крупнейших поставщиков в данных сферах является сложной задачей в силу предоставляемых ими технических и дизайнерских решений. При этом с точки зрения основных строительных материалов и оборудования в России не наблюдается дефицита или отсутствия решений, соответственно, с течением времени многие девелоперы и строительные компании будет постепенно внедрять их для отделки и оснащения помещений.

 
Игорь Темнышев, региональный директор департамента управления строительными проектами Nikoliers: «Сейчас офисные помещения без отделки стали менее привлекательными для потенциальных арендаторов из-за ограниченности в выборе ассортимента под отделку и мебели, а также роста цен на строительные материалы. По нашим данным, из представленного предложения на офисном рынке в Москве порядка 30% помещений представлено в Shell&Core, и около 70% - с отделкой. Здесь также учитываются качественные, полностью отделанные и меблированные офисы, которые выходят на рынок за выездом уходящих компаний. Поскольку они, как правило, достаточно хорошо вкладывались в организацию пространства, отделка такого уровня также влияет на общую стоимость fit out в сегменте. В течение ближайшего времени различные компании строительного сектора будут выстраивать новые логистические цепочки для доставки товаров и искать аналоги иностранным материалам и технологиям – на фоне чего возможен дальнейший рост стоимости отделки. При этом в долгосрочной перспективе по мере решения всех текущих вопросов мы прогнозируем увеличение распространенности отделки непосредственно от девелопера».


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Темнышев Игорь

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В Москве около 338 тыс. кв. м открытых гибких офисов и коворкингов

Как подсчитали аналитики компании, почти треть от всего объема (около 100 тыс. кв. м) занимает тройка лидеров – BusinessClub, Space 1 и SOK. Спрос в первом полугодии оценивается в 67 тыс. кв. м, а новый ввод составил 48 тыс. кв. м.

22.08
Источник: Nikoliers
KnowHow

Как сделать так, чтобы люди хотели работать именно в вашем бизнес-центре?

Текущая ситуация серьезно отразилась на всех сегментах рынка недвижимости. В условиях неопределенности управляющим компаниям все чаще приходится брать на себя ответственность, принимать неочевидные решения, рисковать. И также важно делиться опытом, рассказывать об удачных кейсах. Партнер компании Nikoliers Анна Никандрова в серии авторских колонок «Ритейл и не только в большом городе» делится своим опытом и интересными кейсами из практики.

19.08
Источник: Knight Frank Russia
Исследования рынка

Knight Frank Russia: Ставки в офисах Москвы растут вместе с вакантностью

По данным компании, с начала года показатель свободных площадей вырос на 2 п. п. и 0,8 п. п. в классах А и В соответственно, до 11,5% и 6,4%. Однако, большая часть высвобождаемых площадей приходится на высококачественное предложение в развитых деловых районах, за счет чего средняя предлагаемая ставка также демонстрирует рост.
03.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12
Источник: УК «Сампа»
Управление недвижимостью

Becar FM обслужит ТЦ «Июнь»

Объект площадью 175 тыс. кв. м был построен в 2012 году и является одним из крупнейших в портфеле УК «Сампа».
23.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre