NF Group: Почти 12% складских площадей России занимают 3PL-услуги

Консалтинговая компания NF Group (ex-Knight Frank Russia) провела исследование на рынке контрактной логистики в разрезе складской недвижимости. В рамках него было опрошено 40 логистических операторов, оказывающих 3PL-услуги. Суммарный объем складских площадей, на которых логистическими операторами оказываются 3PL-услуги, составляет 4,51 млн кв. м или 11,8% от общего объема арендопригодных площадей. Объем сделок за девять месяцев 2022 года, заключенных транспортными и логистическими компаниями, составил 266 тыс. кв. м, что меньше, чем за тот же период 2021 года (392 тыс. кв. м), но превышает значения 2020 года (197 тыс. кв. м). После ухода с рынка ряда зарубежных компаний, являющихся клиентами логистических операторов, наиболее популярным способом оптимизации стала сдача складов в субаренду и заключение краткосрочных контрактов. По итогам III квартала на долю логистических и транспортных компаний пришлось 45 тыс. кв. м или 12% от общего объема площадей, предлагаемых в субаренду.
674
Изображение взято из источника: NF Group
Логистические компании являются одними из основных драйверов развития складского сегмента в России. Суммарный объем складской недвижимости, которой владеют логистические операторы с целью оказания услуг 3PL, составляет 4,51 млн кв. м или 11,8% от общего объема арендопригодных площадей в стране. Для сравнения, на конец III квартала 2022 топ-10 крупнейших компаний традиционного ретейла занимают чуть менее 6 млн кв. м или 15%, а топ-10 компаний онлайн-ретейла по объему продаж в 2021 году, включая омниканальных ретейлеров, более 4 млн кв. м или 11%.

Объем сделок транспортных и логистических компаний, заключенных за три квартала 2022 года, составил 266 тыс. кв. м, включая крупную конфиденциальную сделку на объекте площадью 102 тыс. кв. м. Объем сделок за девять месяцев 2022 года значительно меньше объема за аналогичный период в 2021 году (392 тыс. кв. м), но при этом превышает значение 2020 года (197 тыс. кв. м).

На Москву приходится 73,6% площадей логистических операторов, на которых оказываются услуги 3PL, на Санкт-Петербург – 11,2%, на регионы – 15,2%.

Структура профилей клиентов логистических операторов значительно диверсифицирована. Наибольший объем площадей приходится на хранение товаров повседневного спроса (24%), продуктов (16%) и производственных товаров (14%). На компании сферы традиционного ретейла и электронной торговли приходится по 10% и 9% соответственно. При этом из-за усложнения цепочек поставок компании сферы электронной торговли могут значительно увеличить долю занимаемых площадей.

 
Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group: «Изменение логистических цепочек и приостановка работы иностранных компаний усложнили работу логистических операторов. Сейчас многие из них рассматривают расширение только при наличии соответствующих запросов от клиентов. Тем не менее, география запланированных расширений сохраняется с ориентацией на традиционные логистические хабы страны – Москву и Санкт-Петербург. В столице, согласно данным опроса, планируемое расширение 3PL-операторов составляет 260 тыс. кв. м, а в Санкт-Петербурге - 127 тыс. кв. м».
 
За девять месяцев 2022 года загрузка складских площадей логистических операторов снизилась с 94,4% до 91%, что связано с постепенным сокращением товарооборота клиентов после периода высокого спроса в начале года.
 
Уход и приостановка деятельности зарубежных компаний, санкционные ограничения и изменение экономической ситуации отразились на клиентском портфеле и договорных условиях. Так, по итогам III квартала 2022 года доля иностранных компаний по объему занимаемых площадей у логистических операторов составила 44%. У половины операторов доля иностранных компаний среди клиентов не изменилась с начала года, у 30% сократилась, а у 20% увеличилась. Часть иностранных пользователей сменили собственника на российское юридическое лицо и продолжили пользоваться услугами логистических операторов, другая часть ­ продолжает платить за услуги ответственного хранения, однако объемы операций со складскими запасами товаров значительно снизились.
 
В текущих условиях сохраняется риск, что при принятии иностранными пользователями окончательного решения о прекращении деятельности, вакансия на складских площадях логистических операторов увеличится, из-за чего компаниям придется принимать решения об оптимизации пустующих площадей. Наиболее популярным способом оптимизации является сдача их в субаренду и заключение краткосрочных контрактов. По итогам III квартала на долю логистических и транспортных компаний приходится всего 12% от общего объема площадей, предлагаемых на рынке в субаренду, или 45 тыс. кв. м.
 
С начала года тарифная политика большинства логистических операторов не изменилась, однако по сравнению с концом 2021 года стоимость наиболее популярных услуг выросла в среднем от 5 до 20%, что обусловлено ежегодной индексацией на индекс потребительских цен, либо на фиксированный процент. При этом большинство операторов по-прежнему договариваются об индексации на индивидуальных условиях. Предпосылок к снижению тарифов до конца года по словам операторов нет.
 
Больше половины опрошенных операторов считают, что новыми драйверами развития рынка 3PL-логистики смогут стать маркетплейсы, компании, хранящие продукты, и игроки сферы FMCG, поскольку e-com компании могут не справляться собственными силами со значительно усложнившейся логистикой, а продукты и товары повседневного спроса — это те категории, траты на которые сохраняются дольше всего при сокращении потребительских трат.
 
Максим Загоруйко, директор по работе с корпоративными клиентами NF Group: «Несмотря на все вызовы, логистика по-прежнему остается «кровеносной системой» экономики. Ожидаемое изменение структуры спроса со стороны клиентов и самого портрета клиентов на фоне общего увеличения вакансии на рынке складской недвижимости, скорее всего, позволит сегменту контрактной логистики увеличить свою долю в общем спросе на качественные складские площади для оказания 3PL-услуг своим клиентам».
 
Большинство опрошенных компаний считают, что перед рынком 3PL-услуг стоят вызовы, которые приведут к его дальнейшей трансформации и новому витку развития. К числу основных сложностей относятся растущая себестоимость складских операций из-за снижения товарооборота у клиентов, ограниченный выбор и рост стоимости складской техники, высокая конкуренция за трудовые ресурсы, ограничение доступа к дешевому финансированию из-за высокой ключевой ставки, сохранение высоких арендных ставок в качественных складских комплексах. Тем не менее игроками высказываются сдержанно позитивные оценки относительно развития.
 
Справляться с вызовами логистические операторы намерены благодаря повышению эффективности внутренних процессов компании, оптимизации затрат, а также активной работе с клиентским портфелем и выходу на новые сегменты клиентов.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Фомиченко Константин

NF Group

Загоруйко Максим

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: Аверта Групп
Исследования рынка

«Аверта Групп»: Рынок индустриальной недвижимости в областях, граничащих с СВО

В данном обзоре представлен анализ рынка коммерческой недвижимости производственноскладского назначения в разрезе периода до начала СВО и до текущего момента по итогам 3 кв. 2022 г. Речь о регионах, граничащих с территорией военных действий, а именно о Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областях.
17.11
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Доля свободных складов составляет 4,6%, а в 2023 году может достигнуть 7%

Уровень вакансии на складском рынке столичного региона в третьем квартале 2022 года снизился на 0,5 процентных пункта по сравнению с аналогичным показателем кварталом ранее, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Подобная динамика наблюдается несмотря на снижение спроса, и продиктована уходом части предложения субаренды, а также дефицитом качественного предложения. По прогнозам аналитиков CMWP, в конце года показатель останется на уровне 5%. В 2023 году ожидается более значительный рост – до 7% – ввиду сжатия бизнеса и отказов от площадей.
07.11
Источник: IBC Real Estate
Экспертный анализ

IBC Real Estate: Спрос на склады в 3 квартале достиг уровне всего первого полугодия

Аналитики IBC Real Estate отмечают процессы, связанные с адаптацией участников рынка складской недвижимости Московского региона к текущим реалиям, но считают, что восстановление бизнес-активности в сегменте может начаться не раньше второй половины 2023 года.
31.10

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 ноября)

Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости, первый двухэтажный магазин SELA в рамках проекта Melon Fashion Group по увеличению всех своих форматов, открытие новых торговых центров ADG Group, успехи AFI Development в заполнении офисных площадей, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
27.11
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: KR Properties
Проект

KR Properties откроет БЦ на 17 тыс. кв. м в «Рассвете»

Компания вывела на продажу помещения под офисы и стрит-ритейл в бизнес-центре «Королев». Сроки реконструкции исторического здания не уточняются.
29.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: Пресс-служба группы RBI
Проект

На бывшем питерском хлебозаводе приобщат к культуре

RBI ввела в эксплуатацию реконструированный Левашовский хлебозавод.
 
29.11
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre