Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
2792
Изображение взято из источника: UNK
Проектирование

В наших проектах с российскими компаниями мы детально прорабатываем все аспекты будущего офиса, делаем большое количество фотореалистичных изображений. Заказчики глубоко погружаются в процесс проектирования, готовы участвовать во всех этапах, работа получается по-настоящему командной. Европейские заказчики в свою очередь уделяют больше внимания концепции и идеологии будущего пространства.

Также российским заказчикам нужны более реалистичные изображения, визуализации, для зарубежных – часто достаточно концепции, коллажей, выбранных материалов, они не так детально подходят к дизайну офиса.

Дизайн

Зарубежные заказчики чаще всего предпочитают лаконичный интерьер. Главная цель, которую преследует компании – сделать офис привлекательным для сотрудников, отсюда дополнительные метры на спортзалы, места для отдыха, нестандартные зоны для работы.

И в последние несколько лет российские компании стали перенимать этот опыт. Их представители наблюдали за мировыми тенденциями, прислушивались к идеям архитекторов, которые предлагали отойти от традиционных форматов, и в плане дизайна мы шагнули далеко вперед. Сегодня дизайн передовых офисов российских компаний ничем не уступает иностранным аналогам, но имеет свои особенности. Часто российские заказчики стремятся впечатлить сотрудников и гостей офиса с помощью необычных решений. И в последние годы даже небольшие по площади офисы их владельцы хотели бы видеть уникальными, не типовыми.

Становится все меньше офисов, где во главе угла стоит не удобство сотрудников и функциональность, а максимально эффективное использование пространства и бюджет. Рациональный подход остается, все мы считаем деньги, но это больше не мешает создавать современные офисы. Поспособствовали этому и исследования, которые проводили крупные консалтинговые компании после пандемии. Ведь массовый переход сотрудников на удаленный или гибридный режим работы случился еще тогда. Все это сказалось на типологии офисов, которые выбирают компании. Российский заказчик переосмысливает свой подход, это его совместная работа с архитектором: то, что 5-7 лет назад нужно было разъяснять, какие-то подходы или решения, сегодня уже воспринимаются как общепризнанные.

Человекоцентризм

Позитивные изменения произошли и в сфере заботы о персонале, его комфорте и здоровье.

Современный офис стал одним из HR-инструментов: компании привлекают новых сотрудников и удерживают старых с помощью комфортных рабочих условий.

Это отразилось не только в планировках, но и в выборе материалов: эргономичная мебель, свободная рассадка, правильное освещение, акустический комфорт – все это не лишняя трата бюджета, а инвестиция в продуктивность персонала. Если при этом удается сохранить приемлемую стоимость квадратного метра, то нашу задачу можно считать выполненной.

Кабинеты

Что по-прежнему отличает офисы российских и иностранных компаний, так это кабинеты. Отказаться от них получается не у многих. Руководящий состав часто размещается на отдельном этаже или секции, а основная часть сотрудников в open space. Дизайн этих помещений тоже отличается. В иностранных компаниях кабинет руководителя не выносится на другой этаж, отделяется часто прозрачной перегородкой.

Но не только эти причины мешают российским компаниям так просто занять опустевшие офисы. Ведь планировка офисного пространства зависит от запросов бизнеса, от процессов, которые настроены в компании. Кому-то важна командная работа, кому-то конфиденциальность и кабинеты. Даже финансово выгоднее сделать полностью ремонт под себя, нежели переделывать. Многое зависит от использованных материалов. Например, если мы снесем перегородку, чтобы сделать необходимую переговорную или расширить зону open space, нам потребуется перестелить напольное покрытие. Если ремонт делался несколько лет назад, такого покрытия в наличии может уже не быть, значит его придется менять во всей зоне. Если проект глобальный, то да, локальные изменения внести проще и дешевле. Если площадь офиса меньше 1000 м2, а задачи по перепланировке офиса масштабные, то быстрее и эффективнее будет все сделать заново.

Импортозамещение

Говоря про материалы, сложно не сказать про тенденцию к импортозамещению. Сегодня мы выбираем не только новых поставщиков, но и другие материалы, более доступные. Например, на смену ковровому покрытию часто приходит наливной пол. В России есть и появляются новые достаточно хорошие напольные покрытия, собирают светильники, мебель, перегородки. И не только дизайн нас устраивает, но и качество этих материалов. Все, что мы пока не можем выбрать российского производства, доставляется из других стран. Это сказывается на дизайне, но всегда можно найти замену. Это скорее вызов для архитектора, задача, которую можно решить.

Новые форматы

Пандемия во многом спровоцировала новое отношение выбору офисного пространства. Небольшие компании могут арендовать часть коворкинга, иногда коворкинг может строиться сразу под задачи будущего арендатора. По сути, это тот же офис, но арендатору не приходится платить за его ремонт. Заключая договоры аренды на стадии строительства, они успевают внести небольшие коррективы: добавить переговорные или кабинеты, например.

Гибридные офисные пространства предлагают в аренду оборудованные рабочие места и услуги по системе «все включено». Такой вариант подойдет крупной или средней компании, которой нужен временный офис, размещение части сотрудников, офис на время ремонта. По данным компании Knight Frank (теперь NF Group), предыдущие годы прирост таких пространств составлял чуть мене 40%.

Но какие бы компании ни уходили или приходили, есть общемировые тенденции, по которым развиваются офисные пространства. И в России мы движемся в соответствии с ними: заботимся о комфортных условиях труда для человека, безопасности его здоровья, моральном состоянии, ведь физический комфорт и удовольствие от процесса работы напрямую влияют и на продуктивность сотрудников, и на показатели компании.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11
Источник: COLDY
Точка зрения

Запрос на цифру: как меняется рынок офисной недвижимости?

Cанкции, трудности импортозамещения и уход зарубежных арендаторов — неисчерпывающий список вызовов, стоящих перед офисным рынком А-класса. На статус одного из главных в этом списке претендует потребительский запрос на цифровизацию. О том, какие вызовы этот запрос ставит перед девелоперами рассказывает директор по маркетингу COLDY Михаил Звягинцев.
24.11
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

В Москве есть более 100 офисных зданий под моноаренду

По данным аналитиков «Товарищества Рябовской Мануфактуры», большинство предложений отдельно стоящих зданий площадью от 500 кв. м расположены в ЦДР. Совокупное предложение оценивается в 350 тыс. кв. м. Средняя ставка варьируется от 20 тыс. до 35 тыс. рублей за кв. м.
21.11

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: Whitewill
Назначения

Whitewill открывает направление продажи офисов

Новый департамент займется реализацией офисных помещений площадью от 300 кв. м, а возглавит его Анна Трушкина, ранее занимавшая руководящую должность в ILM. 
02.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group выводит на рынок БЦ Air на Ходынке

Строительство бизнес-центра начнется в 2025 году. Сейчас предлагаются в покупку лоты площадью от 56,5 до 761,5 кв. м.
02.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: CRE
Игроки рынка

Дом ленинградской торговли внесли в ЗПИФ

Основатели Mercury передали исторический объект площадью 32 000 кв. м в управление УК «Инновационный капитал».
02.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre