Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
2376
Изображение взято из источника: UNK
Проектирование

В наших проектах с российскими компаниями мы детально прорабатываем все аспекты будущего офиса, делаем большое количество фотореалистичных изображений. Заказчики глубоко погружаются в процесс проектирования, готовы участвовать во всех этапах, работа получается по-настоящему командной. Европейские заказчики в свою очередь уделяют больше внимания концепции и идеологии будущего пространства.

Также российским заказчикам нужны более реалистичные изображения, визуализации, для зарубежных – часто достаточно концепции, коллажей, выбранных материалов, они не так детально подходят к дизайну офиса.

Дизайн

Зарубежные заказчики чаще всего предпочитают лаконичный интерьер. Главная цель, которую преследует компании – сделать офис привлекательным для сотрудников, отсюда дополнительные метры на спортзалы, места для отдыха, нестандартные зоны для работы.

И в последние несколько лет российские компании стали перенимать этот опыт. Их представители наблюдали за мировыми тенденциями, прислушивались к идеям архитекторов, которые предлагали отойти от традиционных форматов, и в плане дизайна мы шагнули далеко вперед. Сегодня дизайн передовых офисов российских компаний ничем не уступает иностранным аналогам, но имеет свои особенности. Часто российские заказчики стремятся впечатлить сотрудников и гостей офиса с помощью необычных решений. И в последние годы даже небольшие по площади офисы их владельцы хотели бы видеть уникальными, не типовыми.

Становится все меньше офисов, где во главе угла стоит не удобство сотрудников и функциональность, а максимально эффективное использование пространства и бюджет. Рациональный подход остается, все мы считаем деньги, но это больше не мешает создавать современные офисы. Поспособствовали этому и исследования, которые проводили крупные консалтинговые компании после пандемии. Ведь массовый переход сотрудников на удаленный или гибридный режим работы случился еще тогда. Все это сказалось на типологии офисов, которые выбирают компании. Российский заказчик переосмысливает свой подход, это его совместная работа с архитектором: то, что 5-7 лет назад нужно было разъяснять, какие-то подходы или решения, сегодня уже воспринимаются как общепризнанные.

Человекоцентризм

Позитивные изменения произошли и в сфере заботы о персонале, его комфорте и здоровье.

Современный офис стал одним из HR-инструментов: компании привлекают новых сотрудников и удерживают старых с помощью комфортных рабочих условий.

Это отразилось не только в планировках, но и в выборе материалов: эргономичная мебель, свободная рассадка, правильное освещение, акустический комфорт – все это не лишняя трата бюджета, а инвестиция в продуктивность персонала. Если при этом удается сохранить приемлемую стоимость квадратного метра, то нашу задачу можно считать выполненной.

Кабинеты

Что по-прежнему отличает офисы российских и иностранных компаний, так это кабинеты. Отказаться от них получается не у многих. Руководящий состав часто размещается на отдельном этаже или секции, а основная часть сотрудников в open space. Дизайн этих помещений тоже отличается. В иностранных компаниях кабинет руководителя не выносится на другой этаж, отделяется часто прозрачной перегородкой.

Но не только эти причины мешают российским компаниям так просто занять опустевшие офисы. Ведь планировка офисного пространства зависит от запросов бизнеса, от процессов, которые настроены в компании. Кому-то важна командная работа, кому-то конфиденциальность и кабинеты. Даже финансово выгоднее сделать полностью ремонт под себя, нежели переделывать. Многое зависит от использованных материалов. Например, если мы снесем перегородку, чтобы сделать необходимую переговорную или расширить зону open space, нам потребуется перестелить напольное покрытие. Если ремонт делался несколько лет назад, такого покрытия в наличии может уже не быть, значит его придется менять во всей зоне. Если проект глобальный, то да, локальные изменения внести проще и дешевле. Если площадь офиса меньше 1000 м2, а задачи по перепланировке офиса масштабные, то быстрее и эффективнее будет все сделать заново.

Импортозамещение

Говоря про материалы, сложно не сказать про тенденцию к импортозамещению. Сегодня мы выбираем не только новых поставщиков, но и другие материалы, более доступные. Например, на смену ковровому покрытию часто приходит наливной пол. В России есть и появляются новые достаточно хорошие напольные покрытия, собирают светильники, мебель, перегородки. И не только дизайн нас устраивает, но и качество этих материалов. Все, что мы пока не можем выбрать российского производства, доставляется из других стран. Это сказывается на дизайне, но всегда можно найти замену. Это скорее вызов для архитектора, задача, которую можно решить.

Новые форматы

Пандемия во многом спровоцировала новое отношение выбору офисного пространства. Небольшие компании могут арендовать часть коворкинга, иногда коворкинг может строиться сразу под задачи будущего арендатора. По сути, это тот же офис, но арендатору не приходится платить за его ремонт. Заключая договоры аренды на стадии строительства, они успевают внести небольшие коррективы: добавить переговорные или кабинеты, например.

Гибридные офисные пространства предлагают в аренду оборудованные рабочие места и услуги по системе «все включено». Такой вариант подойдет крупной или средней компании, которой нужен временный офис, размещение части сотрудников, офис на время ремонта. По данным компании Knight Frank (теперь NF Group), предыдущие годы прирост таких пространств составлял чуть мене 40%.

Но какие бы компании ни уходили или приходили, есть общемировые тенденции, по которым развиваются офисные пространства. И в России мы движемся в соответствии с ними: заботимся о комфортных условиях труда для человека, безопасности его здоровья, моральном состоянии, ведь физический комфорт и удовольствие от процесса работы напрямую влияют и на продуктивность сотрудников, и на показатели компании.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11
Источник: COLDY
Точка зрения

Запрос на цифру: как меняется рынок офисной недвижимости?

Cанкции, трудности импортозамещения и уход зарубежных арендаторов — неисчерпывающий список вызовов, стоящих перед офисным рынком А-класса. На статус одного из главных в этом списке претендует потребительский запрос на цифровизацию. О том, какие вызовы этот запрос ставит перед девелоперами рассказывает директор по маркетингу COLDY Михаил Звягинцев.
24.11
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

В Москве есть более 100 офисных зданий под моноаренду

По данным аналитиков «Товарищества Рябовской Мануфактуры», большинство предложений отдельно стоящих зданий площадью от 500 кв. м расположены в ЦДР. Совокупное предложение оценивается в 350 тыс. кв. м. Средняя ставка варьируется от 20 тыс. до 35 тыс. рублей за кв. м.
21.11

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (17-23 июня)

Новое имя «Леруа Мерлен», назначение в Глория Джинс, клубный проект CORE.XP, выход краснодарского девелопера на складской рынок Москвы, новые горизонты Магнита и Х5, масштабные планы ХСА, а также новые материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке.
23.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: CRE
Игроки рынка

ГК «Инсити» выходит на рынок складской недвижимости

Краснодарский девелопер запускает проекты совокупной площадью около 850 тыс. кв. м в Москве и Краснодаре. Эксклюзивным партнером и консультантом по этому направлению выступает компания NF Group. 
19.06
Источник: CRE
Игроки рынка

X5 составит конкуренцию «К&Б» и «Бристолю»

Ритейлер планирует запустить сеть алкомаркетов на базе магазинов «Покупалко».
20.06
Источник: ХСА
Игроки рынка

ХСА построит 751 000 кв. м light industrial

В реализации находится 615 тыс. кв. м. В настоящее время компания строит 136 тыс. кв. м в Солнечногорском районе и Коледино.
19.06
Источник: Bright Rich
Сделка

«Газпром ЦПС» занял помещения «Практик Васильевский»

Брокер сделки – Bright Rich | CORFAC International.
18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre