Проектирование
В наших проектах с российскими компаниями мы детально прорабатываем все аспекты будущего офиса, делаем большое количество фотореалистичных изображений. Заказчики глубоко погружаются в процесс проектирования, готовы участвовать во всех этапах, работа получается по-настоящему командной. Европейские заказчики в свою очередь уделяют больше внимания концепции и идеологии будущего пространства.
Также российским заказчикам нужны более реалистичные изображения, визуализации, для зарубежных – часто достаточно концепции, коллажей, выбранных материалов, они не так детально подходят к дизайну офиса.
Дизайн
Зарубежные заказчики чаще всего предпочитают лаконичный интерьер. Главная цель, которую преследует компании – сделать офис привлекательным для сотрудников, отсюда дополнительные метры на спортзалы, места для отдыха, нестандартные зоны для работы.
И в последние несколько лет российские компании стали перенимать этот опыт. Их представители наблюдали за мировыми тенденциями, прислушивались к идеям архитекторов, которые предлагали отойти от традиционных форматов, и в плане дизайна мы шагнули далеко вперед. Сегодня дизайн передовых офисов российских компаний ничем не уступает иностранным аналогам, но имеет свои особенности. Часто российские заказчики стремятся впечатлить сотрудников и гостей офиса с помощью необычных решений. И в последние годы даже небольшие по площади офисы их владельцы хотели бы видеть уникальными, не типовыми.
Становится все меньше офисов, где во главе угла стоит не удобство сотрудников и функциональность, а максимально эффективное использование пространства и бюджет. Рациональный подход остается, все мы считаем деньги, но это больше не мешает создавать современные офисы. Поспособствовали этому и исследования, которые проводили крупные консалтинговые компании после пандемии. Ведь массовый переход сотрудников на удаленный или гибридный режим работы случился еще тогда. Все это сказалось на типологии офисов, которые выбирают компании. Российский заказчик переосмысливает свой подход, это его совместная работа с архитектором: то, что 5-7 лет назад нужно было разъяснять, какие-то подходы или решения, сегодня уже воспринимаются как общепризнанные.
Человекоцентризм
Позитивные изменения произошли и в сфере заботы о персонале, его комфорте и здоровье.
Современный офис стал одним из HR-инструментов: компании привлекают новых сотрудников и удерживают старых с помощью комфортных рабочих условий.
Это отразилось не только в планировках, но и в выборе материалов: эргономичная мебель, свободная рассадка, правильное освещение, акустический комфорт – все это не лишняя трата бюджета, а инвестиция в продуктивность персонала. Если при этом удается сохранить приемлемую стоимость квадратного метра, то нашу задачу можно считать выполненной.
Кабинеты
Что по-прежнему отличает офисы российских и иностранных компаний, так это кабинеты. Отказаться от них получается не у многих. Руководящий состав часто размещается на отдельном этаже или секции, а основная часть сотрудников в open space. Дизайн этих помещений тоже отличается. В иностранных компаниях кабинет руководителя не выносится на другой этаж, отделяется часто прозрачной перегородкой.
Но не только эти причины мешают российским компаниям так просто занять опустевшие офисы. Ведь планировка офисного пространства зависит от запросов бизнеса, от процессов, которые настроены в компании. Кому-то важна командная работа, кому-то конфиденциальность и кабинеты. Даже финансово выгоднее сделать полностью ремонт под себя, нежели переделывать. Многое зависит от использованных материалов. Например, если мы снесем перегородку, чтобы сделать необходимую переговорную или расширить зону open space, нам потребуется перестелить напольное покрытие. Если ремонт делался несколько лет назад, такого покрытия в наличии может уже не быть, значит его придется менять во всей зоне. Если проект глобальный, то да, локальные изменения внести проще и дешевле. Если площадь офиса меньше 1000 м2, а задачи по перепланировке офиса масштабные, то быстрее и эффективнее будет все сделать заново.
Импортозамещение
Говоря про материалы, сложно не сказать про тенденцию к импортозамещению. Сегодня мы выбираем не только новых поставщиков, но и другие материалы, более доступные. Например, на смену ковровому покрытию часто приходит наливной пол. В России есть и появляются новые достаточно хорошие напольные покрытия, собирают светильники, мебель, перегородки. И не только дизайн нас устраивает, но и качество этих материалов. Все, что мы пока не можем выбрать российского производства, доставляется из других стран. Это сказывается на дизайне, но всегда можно найти замену. Это скорее вызов для архитектора, задача, которую можно решить.
Новые форматы
Пандемия во многом спровоцировала новое отношение выбору офисного пространства. Небольшие компании могут арендовать часть коворкинга, иногда коворкинг может строиться сразу под задачи будущего арендатора. По сути, это тот же офис, но арендатору не приходится платить за его ремонт. Заключая договоры аренды на стадии строительства, они успевают внести небольшие коррективы: добавить переговорные или кабинеты, например.
Гибридные офисные пространства предлагают в аренду оборудованные рабочие места и услуги по системе «все включено». Такой вариант подойдет крупной или средней компании, которой нужен временный офис, размещение части сотрудников, офис на время ремонта. По данным компании Knight Frank (теперь NF Group), предыдущие годы прирост таких пространств составлял чуть мене 40%.
Но какие бы компании ни уходили или приходили, есть общемировые тенденции, по которым развиваются офисные пространства. И в России мы движемся в соответствии с ними: заботимся о комфортных условиях труда для человека, безопасности его здоровья, моральном состоянии, ведь физический комфорт и удовольствие от процесса работы напрямую влияют и на продуктивность сотрудников, и на показатели компании.
В наших проектах с российскими компаниями мы детально прорабатываем все аспекты будущего офиса, делаем большое количество фотореалистичных изображений. Заказчики глубоко погружаются в процесс проектирования, готовы участвовать во всех этапах, работа получается по-настоящему командной. Европейские заказчики в свою очередь уделяют больше внимания концепции и идеологии будущего пространства.
Также российским заказчикам нужны более реалистичные изображения, визуализации, для зарубежных – часто достаточно концепции, коллажей, выбранных материалов, они не так детально подходят к дизайну офиса.
Дизайн
Зарубежные заказчики чаще всего предпочитают лаконичный интерьер. Главная цель, которую преследует компании – сделать офис привлекательным для сотрудников, отсюда дополнительные метры на спортзалы, места для отдыха, нестандартные зоны для работы.
И в последние несколько лет российские компании стали перенимать этот опыт. Их представители наблюдали за мировыми тенденциями, прислушивались к идеям архитекторов, которые предлагали отойти от традиционных форматов, и в плане дизайна мы шагнули далеко вперед. Сегодня дизайн передовых офисов российских компаний ничем не уступает иностранным аналогам, но имеет свои особенности. Часто российские заказчики стремятся впечатлить сотрудников и гостей офиса с помощью необычных решений. И в последние годы даже небольшие по площади офисы их владельцы хотели бы видеть уникальными, не типовыми.
Становится все меньше офисов, где во главе угла стоит не удобство сотрудников и функциональность, а максимально эффективное использование пространства и бюджет. Рациональный подход остается, все мы считаем деньги, но это больше не мешает создавать современные офисы. Поспособствовали этому и исследования, которые проводили крупные консалтинговые компании после пандемии. Ведь массовый переход сотрудников на удаленный или гибридный режим работы случился еще тогда. Все это сказалось на типологии офисов, которые выбирают компании. Российский заказчик переосмысливает свой подход, это его совместная работа с архитектором: то, что 5-7 лет назад нужно было разъяснять, какие-то подходы или решения, сегодня уже воспринимаются как общепризнанные.
Человекоцентризм
Позитивные изменения произошли и в сфере заботы о персонале, его комфорте и здоровье.
Современный офис стал одним из HR-инструментов: компании привлекают новых сотрудников и удерживают старых с помощью комфортных рабочих условий.
Это отразилось не только в планировках, но и в выборе материалов: эргономичная мебель, свободная рассадка, правильное освещение, акустический комфорт – все это не лишняя трата бюджета, а инвестиция в продуктивность персонала. Если при этом удается сохранить приемлемую стоимость квадратного метра, то нашу задачу можно считать выполненной.
Кабинеты
Что по-прежнему отличает офисы российских и иностранных компаний, так это кабинеты. Отказаться от них получается не у многих. Руководящий состав часто размещается на отдельном этаже или секции, а основная часть сотрудников в open space. Дизайн этих помещений тоже отличается. В иностранных компаниях кабинет руководителя не выносится на другой этаж, отделяется часто прозрачной перегородкой.
Но не только эти причины мешают российским компаниям так просто занять опустевшие офисы. Ведь планировка офисного пространства зависит от запросов бизнеса, от процессов, которые настроены в компании. Кому-то важна командная работа, кому-то конфиденциальность и кабинеты. Даже финансово выгоднее сделать полностью ремонт под себя, нежели переделывать. Многое зависит от использованных материалов. Например, если мы снесем перегородку, чтобы сделать необходимую переговорную или расширить зону open space, нам потребуется перестелить напольное покрытие. Если ремонт делался несколько лет назад, такого покрытия в наличии может уже не быть, значит его придется менять во всей зоне. Если проект глобальный, то да, локальные изменения внести проще и дешевле. Если площадь офиса меньше 1000 м2, а задачи по перепланировке офиса масштабные, то быстрее и эффективнее будет все сделать заново.
Импортозамещение
Говоря про материалы, сложно не сказать про тенденцию к импортозамещению. Сегодня мы выбираем не только новых поставщиков, но и другие материалы, более доступные. Например, на смену ковровому покрытию часто приходит наливной пол. В России есть и появляются новые достаточно хорошие напольные покрытия, собирают светильники, мебель, перегородки. И не только дизайн нас устраивает, но и качество этих материалов. Все, что мы пока не можем выбрать российского производства, доставляется из других стран. Это сказывается на дизайне, но всегда можно найти замену. Это скорее вызов для архитектора, задача, которую можно решить.
Новые форматы
Пандемия во многом спровоцировала новое отношение выбору офисного пространства. Небольшие компании могут арендовать часть коворкинга, иногда коворкинг может строиться сразу под задачи будущего арендатора. По сути, это тот же офис, но арендатору не приходится платить за его ремонт. Заключая договоры аренды на стадии строительства, они успевают внести небольшие коррективы: добавить переговорные или кабинеты, например.
Гибридные офисные пространства предлагают в аренду оборудованные рабочие места и услуги по системе «все включено». Такой вариант подойдет крупной или средней компании, которой нужен временный офис, размещение части сотрудников, офис на время ремонта. По данным компании Knight Frank (теперь NF Group), предыдущие годы прирост таких пространств составлял чуть мене 40%.
Но какие бы компании ни уходили или приходили, есть общемировые тенденции, по которым развиваются офисные пространства. И в России мы движемся в соответствии с ними: заботимся о комфортных условиях труда для человека, безопасности его здоровья, моральном состоянии, ведь физический комфорт и удовольствие от процесса работы напрямую влияют и на продуктивность сотрудников, и на показатели компании.