Nikoliers: Спрос на офисы в «Москва-Сити» упал, впрочем, и свободных площадей почти не осталось

По данным аналитиков компании, спрос в деловом кластере снизился в 7 раз в I-III кварталах 2022 г. по сравнению с 2021 годом. Доля свободных площадей составляет 3,6%, что является минимальным значением среди субрынков Москвы. Средняя ставка тут составляет 39 540 рублей за кв. м, что на 8% больше, чем в 2021 году.
2487
Изображение взято из источника: Nikoliers
Объем спроса на офисные помещения в ММДЦ «Москва-Сити» в I-III кварталах 2022 г. составил 23 тыс. кв. м, что в 7,6 раз меньше, чем в аналогичном периоде 2021 г. Сокращение спроса в «Москва-Сити» связано не только с общим снижением активности на рынке, но и с дефицитом свободных площадей в данном субрынке. 

При этом отмечается увеличение общей площади сделок пересмотра коммерческих условий и продления аренды текущих офисных помещений. По итогам девяти месяцев 2022 г. совокупный объем сделок данного типа составил 37 тыс. кв. м, что уже превышает итоговый результат за 2021 г. Рассматриваемая тенденция, характерная для кризисных периодов, во многом является следствием того, что игроки рынка пытаются сократить свои издержки и экономия на офисной недвижимости является одним из данных способов. 

По нашим оценкам, несмотря на то что сейчас мы наблюдаем небольшое оживление на офисном рынке, объем спроса в ММДЦ «Москва-Сити» в этом году может стать минимальным за всю историю этого субрынка. 

Доля вакантных площадей в «Москва-Сити» сохраняется на низких значениях, однако помимо предложения в аренду в рамках субрынка появляются и помещения в субаренду, объем которых насчитывает еще порядка 34 тыс. кв. м, что на 23% выше показателя за I квартал текущего года. Таким образом, уровень вакантных площадей с учетом скрытой аренды составляет около 6,4%. Без учета площадей в субаренду уровень вакансии составляет 3,6%, что является наименьшим показателем среди всех субрынков Москвы. Больше всего свободных площадей сейчас представлено в бизнес-центрах: «Сити Поинт» (50,2%), «ОКО» (9,3%) и «Северная башня» (8,2%). В остальных БЦ вакантность составляет от 0 до 5%.

Наибольшее количество площадей в субаренду представлено в небоскребах: «Башня Федерация» (Восток) – 10 тыс. кв. м, «Империя» - 9 тыс. кв. м и «Башня на набережной» (Блок С) - 4 тыс. кв. м. 



Помимо увеличения доли свободных площадей, мы наблюдаем смену ключевых драйверов спроса на офисные помещения. По итогам трех кварталов 2022 г. в структуре спроса на офисные помещения (сделки аренды и купли-продажи) лидируют компании секторов «профессиональные услуги» – 31%, «IT и телекоммуникации» – 21% и частные инвесторы – 18%. Ранее с 2018 по 2022 год лидерство в объеме спроса уверенно удерживали компании сегмента «IT и телекоммуникации» - на их долю приходилось 40-50% от общего объема спроса.  Доля спроса со стороны иностранных компаний находится на минимальном с 2018 года уровне уже второй год подряд. По итогам I-III квартала 2022 г. она составила 8%, а в 2021 г. – 6%. 
Средневзвешенная ставка аренды на офисы в «Москва-Сити» составляет 39 540 руб./кв. м/год, что на 8% больше, чем в 2021 году. 


 
Олеся Малахова, заместитель директора департамента офисной недвижимости Nikoliers: «Деловой центр «Москва-Сити» крайне востребован у арендаторов в последние несколько лет – в 2021 г. объем сделок здесь превысил 200 тыс. кв. м, что стало максимальным показателем за всю историю данного субрынка. Сейчас мы наблюдаем сокращение объема сделок, что связано не только с общей ситуацией и уходом части иностранных брендов с российского рынка, но и со сложившимся ранее дефицитом свободных площадей в данной локации, который существенно повлиял на ставки аренды. Однако рост предложения площадей в субаренду может сегодня стать хорошим решением для многих компаний, которые давно хотели организовать офис в Сити, но при этом не могли найти подходящее предложение из существующего объема площадей».


Материалы по теме

Источник: UNK
Точка зрения

Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
29.11
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

В Москве есть более 100 офисных зданий под моноаренду

По данным аналитиков «Товарищества Рябовской Мануфактуры», большинство предложений отдельно стоящих зданий площадью от 500 кв. м расположены в ЦДР. Совокупное предложение оценивается в 350 тыс. кв. м. Средняя ставка варьируется от 20 тыс. до 35 тыс. рублей за кв. м.
21.11

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: cre
Игроки рынка

«Лемана ПРО» развивает технологии

«Лемана ПРО» запустила собственную платформу для взаимодействия с клиентами WeCare.

04.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: CRE
События

XVIII PFM Congress: Как расколоть ОРЕХ и зачем в недвижимости СЕХ

В прошлом году команда CRE Events пришла к разделению по сессиям  Property Management и Facility Management, что позволило гораздо подробнее рассмотреть все аспекты управления и уделить больше внимания именно РМ. А к итоговому мероприятию 2024 года был протестирован формат "оцифровки" показателей доходов и расходов - эффективности УК. Это делает наглядным всю проблематику рынка, которую хотя бы теоретически можно измерить. Property & Facility Management Congress 2025 стал промежуточным итогом этих двух векторов развития мероприятий для управляющих компаний: в первой сессии мы препарировали операционные расходы (ОРЕХ): из чего они состоят, как менялись статьи расходов, как менялись доли различных видов затрат - на конкретных примерах, общих табличках с пояснениями. Во второй сессии мы сосредоточились на доходной части, которая, как выяснилось, растет не только за счет ротации арендаторов и индексации ставок, но и за счет маркетинга, повышения клиентского опыта (Customer Experience, CЕX), построения путей от бренда (объекта) к клиенту, других инструментов привлечения и удержания ЦА. 

Видео мероприятия ЗДЕСЬ. Фотоотчет ТУТ

 
05.03
Источник: CRE
Аукцион

Москва выставила на торги детский сад со слонами

Двухэтажное здание площадью 1,7 тыс. кв. м предлагается за 148 млн рублей. Здание, известное как «родина розовых слонов», построено по авторскому проекту и является объектом культурного наследия регионального значения.
05.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre