Nikoliers: Спрос на офисы в «Москва-Сити» упал, впрочем, и свободных площадей почти не осталось

По данным аналитиков компании, спрос в деловом кластере снизился в 7 раз в I-III кварталах 2022 г. по сравнению с 2021 годом. Доля свободных площадей составляет 3,6%, что является минимальным значением среди субрынков Москвы. Средняя ставка тут составляет 39 540 рублей за кв. м, что на 8% больше, чем в 2021 году.
2557
Изображение взято из источника: Nikoliers
Объем спроса на офисные помещения в ММДЦ «Москва-Сити» в I-III кварталах 2022 г. составил 23 тыс. кв. м, что в 7,6 раз меньше, чем в аналогичном периоде 2021 г. Сокращение спроса в «Москва-Сити» связано не только с общим снижением активности на рынке, но и с дефицитом свободных площадей в данном субрынке. 

При этом отмечается увеличение общей площади сделок пересмотра коммерческих условий и продления аренды текущих офисных помещений. По итогам девяти месяцев 2022 г. совокупный объем сделок данного типа составил 37 тыс. кв. м, что уже превышает итоговый результат за 2021 г. Рассматриваемая тенденция, характерная для кризисных периодов, во многом является следствием того, что игроки рынка пытаются сократить свои издержки и экономия на офисной недвижимости является одним из данных способов. 

По нашим оценкам, несмотря на то что сейчас мы наблюдаем небольшое оживление на офисном рынке, объем спроса в ММДЦ «Москва-Сити» в этом году может стать минимальным за всю историю этого субрынка. 

Доля вакантных площадей в «Москва-Сити» сохраняется на низких значениях, однако помимо предложения в аренду в рамках субрынка появляются и помещения в субаренду, объем которых насчитывает еще порядка 34 тыс. кв. м, что на 23% выше показателя за I квартал текущего года. Таким образом, уровень вакантных площадей с учетом скрытой аренды составляет около 6,4%. Без учета площадей в субаренду уровень вакансии составляет 3,6%, что является наименьшим показателем среди всех субрынков Москвы. Больше всего свободных площадей сейчас представлено в бизнес-центрах: «Сити Поинт» (50,2%), «ОКО» (9,3%) и «Северная башня» (8,2%). В остальных БЦ вакантность составляет от 0 до 5%.

Наибольшее количество площадей в субаренду представлено в небоскребах: «Башня Федерация» (Восток) – 10 тыс. кв. м, «Империя» - 9 тыс. кв. м и «Башня на набережной» (Блок С) - 4 тыс. кв. м. 



Помимо увеличения доли свободных площадей, мы наблюдаем смену ключевых драйверов спроса на офисные помещения. По итогам трех кварталов 2022 г. в структуре спроса на офисные помещения (сделки аренды и купли-продажи) лидируют компании секторов «профессиональные услуги» – 31%, «IT и телекоммуникации» – 21% и частные инвесторы – 18%. Ранее с 2018 по 2022 год лидерство в объеме спроса уверенно удерживали компании сегмента «IT и телекоммуникации» - на их долю приходилось 40-50% от общего объема спроса.  Доля спроса со стороны иностранных компаний находится на минимальном с 2018 года уровне уже второй год подряд. По итогам I-III квартала 2022 г. она составила 8%, а в 2021 г. – 6%. 
Средневзвешенная ставка аренды на офисы в «Москва-Сити» составляет 39 540 руб./кв. м/год, что на 8% больше, чем в 2021 году. 


 
Олеся Малахова, заместитель директора департамента офисной недвижимости Nikoliers: «Деловой центр «Москва-Сити» крайне востребован у арендаторов в последние несколько лет – в 2021 г. объем сделок здесь превысил 200 тыс. кв. м, что стало максимальным показателем за всю историю данного субрынка. Сейчас мы наблюдаем сокращение объема сделок, что связано не только с общей ситуацией и уходом части иностранных брендов с российского рынка, но и со сложившимся ранее дефицитом свободных площадей в данной локации, который существенно повлиял на ставки аренды. Однако рост предложения площадей в субаренду может сегодня стать хорошим решением для многих компаний, которые давно хотели организовать офис в Сити, но при этом не могли найти подходящее предложение из существующего объема площадей».


Материалы по теме

Источник: UNK
Точка зрения

Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
29.11
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

В Москве есть более 100 офисных зданий под моноаренду

По данным аналитиков «Товарищества Рябовской Мануфактуры», большинство предложений отдельно стоящих зданий площадью от 500 кв. м расположены в ЦДР. Совокупное предложение оценивается в 350 тыс. кв. м. Средняя ставка варьируется от 20 тыс. до 35 тыс. рублей за кв. м.
21.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 апреля)

«Июнь» выставлен на продажу, у CORE.XP новое подразделение и новый объект в управлении, склады сертифицируются по эко-стандартам и сдаются в аренду, 12 Storeez переселяется в новый офис, а Сергей Гордеев постепенно выходит из капитала ГК ПИК.
13.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: Union Brokers
Сделка

Для 3PL-провайдера нашли склад в Воронеже

Консультантом сделки по аренде 15 000 кв. м мультитемпературного склада выступила компания Union Brokers.
14.04
Источник: CreConstruction
Открытие

Меттлабс получила офис в кластере Ломоносов

Генеральным подрядчиком строительства офиса выступила компания CreConstruction.
14.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre