Nikoliers: Спрос на офисы в «Москва-Сити» упал, впрочем, и свободных площадей почти не осталось

По данным аналитиков компании, спрос в деловом кластере снизился в 7 раз в I-III кварталах 2022 г. по сравнению с 2021 годом. Доля свободных площадей составляет 3,6%, что является минимальным значением среди субрынков Москвы. Средняя ставка тут составляет 39 540 рублей за кв. м, что на 8% больше, чем в 2021 году.
2115
Изображение взято из источника: Nikoliers
Объем спроса на офисные помещения в ММДЦ «Москва-Сити» в I-III кварталах 2022 г. составил 23 тыс. кв. м, что в 7,6 раз меньше, чем в аналогичном периоде 2021 г. Сокращение спроса в «Москва-Сити» связано не только с общим снижением активности на рынке, но и с дефицитом свободных площадей в данном субрынке. 

При этом отмечается увеличение общей площади сделок пересмотра коммерческих условий и продления аренды текущих офисных помещений. По итогам девяти месяцев 2022 г. совокупный объем сделок данного типа составил 37 тыс. кв. м, что уже превышает итоговый результат за 2021 г. Рассматриваемая тенденция, характерная для кризисных периодов, во многом является следствием того, что игроки рынка пытаются сократить свои издержки и экономия на офисной недвижимости является одним из данных способов. 

По нашим оценкам, несмотря на то что сейчас мы наблюдаем небольшое оживление на офисном рынке, объем спроса в ММДЦ «Москва-Сити» в этом году может стать минимальным за всю историю этого субрынка. 

Доля вакантных площадей в «Москва-Сити» сохраняется на низких значениях, однако помимо предложения в аренду в рамках субрынка появляются и помещения в субаренду, объем которых насчитывает еще порядка 34 тыс. кв. м, что на 23% выше показателя за I квартал текущего года. Таким образом, уровень вакантных площадей с учетом скрытой аренды составляет около 6,4%. Без учета площадей в субаренду уровень вакансии составляет 3,6%, что является наименьшим показателем среди всех субрынков Москвы. Больше всего свободных площадей сейчас представлено в бизнес-центрах: «Сити Поинт» (50,2%), «ОКО» (9,3%) и «Северная башня» (8,2%). В остальных БЦ вакантность составляет от 0 до 5%.

Наибольшее количество площадей в субаренду представлено в небоскребах: «Башня Федерация» (Восток) – 10 тыс. кв. м, «Империя» - 9 тыс. кв. м и «Башня на набережной» (Блок С) - 4 тыс. кв. м. 



Помимо увеличения доли свободных площадей, мы наблюдаем смену ключевых драйверов спроса на офисные помещения. По итогам трех кварталов 2022 г. в структуре спроса на офисные помещения (сделки аренды и купли-продажи) лидируют компании секторов «профессиональные услуги» – 31%, «IT и телекоммуникации» – 21% и частные инвесторы – 18%. Ранее с 2018 по 2022 год лидерство в объеме спроса уверенно удерживали компании сегмента «IT и телекоммуникации» - на их долю приходилось 40-50% от общего объема спроса.  Доля спроса со стороны иностранных компаний находится на минимальном с 2018 года уровне уже второй год подряд. По итогам I-III квартала 2022 г. она составила 8%, а в 2021 г. – 6%. 
Средневзвешенная ставка аренды на офисы в «Москва-Сити» составляет 39 540 руб./кв. м/год, что на 8% больше, чем в 2021 году. 


 
Олеся Малахова, заместитель директора департамента офисной недвижимости Nikoliers: «Деловой центр «Москва-Сити» крайне востребован у арендаторов в последние несколько лет – в 2021 г. объем сделок здесь превысил 200 тыс. кв. м, что стало максимальным показателем за всю историю данного субрынка. Сейчас мы наблюдаем сокращение объема сделок, что связано не только с общей ситуацией и уходом части иностранных брендов с российского рынка, но и со сложившимся ранее дефицитом свободных площадей в данной локации, который существенно повлиял на ставки аренды. Однако рост предложения площадей в субаренду может сегодня стать хорошим решением для многих компаний, которые давно хотели организовать офис в Сити, но при этом не могли найти подходящее предложение из существующего объема площадей».


Материалы по теме

Источник: UNK
Точка зрения

Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
29.11
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

В Москве есть более 100 офисных зданий под моноаренду

По данным аналитиков «Товарищества Рябовской Мануфактуры», большинство предложений отдельно стоящих зданий площадью от 500 кв. м расположены в ЦДР. Совокупное предложение оценивается в 350 тыс. кв. м. Средняя ставка варьируется от 20 тыс. до 35 тыс. рублей за кв. м.
21.11

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ  ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (13-19 мая)

Амбициозные планы Ozon, обновление иркутского ТРК, торги по продаже БЦ, сделка с Capital Group, курортные сборы в Питере, а также аренда крупных площадей сервисным оператором - в нашей традиционной подборке.
20.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Чистое вредительство

Неработающие или без «расходников» туалеты, очереди на фуд-кортах, навигация уровня самого страшного квеста, хватающие за руки представители банков и микрокредитных организаций, массажные кресла, для включения которых нужно устанавливать отдельные приложения – дьявол, как никогда, в мелочах, убеждены ведущие эксперты рынка торговой недвижимости и ритейла, собравшие для CRE топ вредных советов для моллов. Мы знаем, что нужно сделать здесь и сейчас, чтобы посетители бежали от вас, не оглядываясь.

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.05
Источник: CRE
Аукцион

Бизнес-центр ПАО «Россети» выставлен на торги

Площадь бизнес-центра - 8,88 тыс. кв. м. Начальная цена - 768 млн рублей.
14.05
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила БЦ у Capital Group

«РТС «Партизанская» площадью 14 000 кв. м станет юбилейным 15-м объектом сети РТС.
14.05
Источник: АТ Инвест
Открытие

В «Логопарке Софьино» построили еще один корпус

Компания АТ Инвест получила ЗОС на Корпус 8 площадью более 40 тыс. кв. м. Склад класса А расположен в 35 км от МКАД по Новорязанскому шоссе. Общая площадь логопарка - 500 тыс. кв. м. 
14.05
Источник: Instone Development
Сделка

Китайский поставщик хозтоваров обосновался в Южных вратах

Компания Daris Group арендовала блок площадью 6000 кв. м с ленточным остеклением. 
14.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Сборная России

С 1 апреля в Петербурге начали взимать курортный сбор; предполагается, что решение уже летом распространится на большинство других популярных туристических регионов. Мера может повлиять на профессиональные объекты индустрии гостеприимства, прогнозируют игроки: чтобы сохранить загрузку, отели начнут уходить в «серые» схемы, а сами туристы – отдавать предпочтение неклассифицированным проектам, апартаментам или квартирам посуточно.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE
15.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre