Офисы в ЖК вдвое дороже, чем в БЦ

Несколько лет назад девелоперы, работающие сфере жилой недвижимости, взяли курс на гибридизацию своих проектов. Помимо квартир, апартаментов и социальных объектов в структуру жилых комплексов в большем объеме стали закладываться офисные помещения. Пандемия только усилила этот тренд: многие из тех, кто поселился в новостройках, не хотели лишний раз покидать свои дома и быстро оценили возможность работать по месту проживания. Одновременно многие компании стремятся перенести своим точки базирования непосредственно на территорию жилых корпусов. Это запустило дискуссию в профессиональном сообществе: не вытеснят ли «домашние офисы» классический продукт, предлагаемый в бизнес-центрах?

Аналитики «Товарищества Рябовской Мануфактуры» изучили предложение по продаже юнитов из обеих категорий. Для исследования были взяты десять локаций, где застройщики проявляют наибольшую активность. По итогам мониторинга выяснилось, что о реальной конкуренции речь не идет. По сравнению с новостройками бизнес-центры располагают на порядок большими запасами офисных помещений и готовы продавать их вдвое дешевле(в пересчете на квадратный метр).
1923
Изображение взято из источника: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Почти половина всех (от 40% до 45% в зависимости от года) новостроек Москвы без учета ТиНАО строится в десяти наиболее популярных районах: Даниловский, Очаково-Матвеевское, Раменки, Нижегородский, Хорошево-Мневники, Покровское-Стрешнево, Южнопортовый, Нагатино-Садовники, Молжаниновский и Митино. Вместе с жильем застройщики выводят в продажу десятки лотов офисного назначения. Как это сказывается на локальных рынках коммерческой недвижимости и формируется ли за счет указанного предложения полноценная альтернатива для бизнес-кварталов и деловых небоскребов?

На самом деле, даже о косвенной конкуренции можно говорить лишь применительно к отдельным локациям. Так, в жилых комплексах на территории районов Раменки и Южнопортовый не выявлено актуального предложения по продаже офисов. В то же время местные бизнес-центры включают, соответственно, 41,8 и 5,5 тыс. кв. м свободных площадей, готовых к реализации. В свою очередь, спрос в окраинных районах – Молжаниновском и Митино – удовлетворяется целиком за счет фондов новостроек. Правда, в обоих случаях речь идет о мизерных значениях – 1,6 и 1,2 тыс. кв. м.

В Нагатино-Садовниках оба формата офисной недвижимости представлены небольшими группами малогабаритных лотов. В сумме они насчитывают 0,4 тыс. кв. м (бизнес-центры) 1,0 тыс. кв. м (жилые комплексы). Таким образом, только в пяти районах два типа офисного предложения сосуществуют в сколько-нибудь заметных масштабах. При подсчете на суммарный метраж лучшее соотношение для офисов из новостроек наблюдается в Нижегородском районе – 1 к 4. В Хорошево-Мневниках метражная пропорция составляет 1 к 7, в Покровском-Стрешнево – 1 к 8, в Очаково-Матвеевском – 1 к 32. Наибольший объем офисного предложения выставлен застройщиками в жилых комплексах Даниловского района – более 70 лотов общей площадью 13,0 тыс. кв. м. При этом в одном только бизнес-квартале «Товарищество Рябовской Мануфактуры» собрано 2,6 тыс. кв. м офисных площадей. В целом по району выборка достигает 103,4 тыс. кв. м, что дает соотношение 1 8.


В среднем квадратный метр офисной недвижимости на территории бизнес-центров почти вдвое уступает по стоимости предложению, которое экспонируется в новостройках. Но для нескольких локаций характерна куда более внушительная ценовая дистанция. Например, в Покровском-Стрешнево наблюдается четырехкратная разница в прайсах на квадратный метр. В новостройках Нагатино-Садовников, Хорошево-Мневников, Очаково-Матвеевского этот показатель выше в 2,7 раза. Наибольшие значения фиксируются в новостройках Даниловского района – 512,3 тыс. рублей за квадратный метр. Бизнес-центры в этой локации предлагают цену, которая в 2,4 раза ниже – в среднем 211,1 тыс. рублей за квадратный метр. Меньше всего разница в Нижегородском районе, но и тут она превышает 40%.

В то время как ценник в 200 тыс. рублей за квадратный метр – норма для бизнес-центров (44,1% экспозиции находится ниже этой планки), для жилых комплексов – это точечное исключение (5,7% выборки). С высокобюджетными офисами ситуация обратная: более 50% объектов из новостроек имеют прайс в 400+ тыс. рублей, но на той части витрины, где собраны лоты из бизнес-центров, доля таковых ограничивается лишь 2,8%. Иными словами, классический офис самого высокого качества оценивается на рынке в ту же стоимость, что стандартный юнит из числа домашних офисов. Средняя ценовая категория охватывает сопоставимую часть предложения в обеих категориях (53,1% в бизнес-центрах, 43,8% в жилых комплексах).


Столь значительный разрыв в стоимости не связан с габаритами офисных объектов. Достаточно сравнить лоты обоих типов из аналогичных метражных категорий. Помещения площадью до 100 кв. м продаются в новостройках в среднем за 410,5 тыс. рублей / квадратный метр, в бизнес-центрах – 215,7 тыс. рублей / квадратный метр. В категории объектов площадью 100-200 кв. м соотношение между средними ценниками отличается незначительно: 432,4 / 232,9 тыс. рублей за квадратный метр.

Однако следует уточнить, что в структуре предложения из бизнес-центров лоты малого и сверхмалого метража (до 200 кв. м) занимают 45,6%, а из новостроек – 94,4%. Офисные помещения с габаритами в несколько сотен или тем более несколько тысяч квадратных метров – экзотика для жилых кварталов и встречаются лишь в единичных экземплярах. В классических деловых центрах это один из основных продуктов: недвижимость площадью от 200 до 1000 кв. м образует 37,4% предложения, а более крупные лоты – 17,0%.

 
«Наше исследование показывает, что в контексте всего рынка офисной недвижимости предложение, размещенное в новостройках, это скорее нишевый продукт. В абсолютном большинстве случаев оно не конкурирует с офисами из бизнес-центров, а дополняет их. Свыше половины объектов в жилых комплексах – это малогабаритные юниты, которые интересны, как правило, небольшим компаниям сервисного профиля или покупателям-инвесторам. Средний бизнес (в широком понимании этого термина), не говоря уже об относительно крупных структурах, по-прежнему будет ориентироваться на деловые центры классического типа. Здесь они могут получить не только широкий выбор помещений с нужными габаритами, оборудованием, коммуникациями, отделкой, но и управленческие компетенции высокого уровня. Не стоит забывать, что для специализированных девелоперов реализация офисов – это основной бизнес, а для застройщиков жилья – всего лишь дополнение к основному», – подчеркивает Алексей Алёшин, управляющий директор «Товарищества Рябовской Мануфактуры».


иГРОКИ РЫНКА

Товарищество Рябовской мануфактуры

Алешин Алексей

Управление и эксплуатация недвижимости

Товарищество Рябовской мануфактуры

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Спрос на офисы в «Москва-Сити» упал, впрочем, и свободных площадей почти не осталось

По данным аналитиков компании, спрос в деловом кластере снизился в 7 раз в I-III кварталах 2022 г. по сравнению с 2021 годом. Доля свободных площадей составляет 3,6%, что является минимальным значением среди субрынков Москвы. Средняя ставка тут составляет 39 540 рублей за кв. м, что на 8% больше, чем в 2021 году.
30.11
Источник: UNK
Точка зрения

Офисные тренды. Чем отличается подход к созданию офисов у российских и иностранных компаний?

Более полугода на рынке офисной недвижимости можно наблюдать, как компании покидают свои офисы полным составом, сдают часть офиса в субаренду, ищут площадки меньшего размера.

Иностранные арендаторы уходят, оставляя после себя квадратные метры офисов. Смогут ли пришедшие им на смену российские или другие компании занять их без изменений? Ответ скорее отрицательный. Есть традиционные отличия в задачах, которые российские и иностранные заказчики ставят перед архитекторами, связанные с корпоративными стандартами и организацией работ компаний. Об этих отличиях рассуждает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.
29.11
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В Москве на продажу строится более 930 тыс. кв. м офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) проанализировали рынок столичной офисной недвижимости, строящейся для продажи. В ноябре 2022 года объем проектов, в рамках которых предлагаются офисы на продажу, достиг 930 тыс. кв. м. На фоне выхода новых бизнес-центров на рынок средние цены продажи скорректировались в сторону увеличения, а наиболее крупным по объему запланированных к вводу офисов стал девелопер Stone Hedge, в портфеле которого насчитывается более 357 тыс. кв. м офисов.
25.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (27 января - 2 февраля)

Крупнейший «Термолэнд» в Оренбурге, складские подвиги NF Group, карта и классификация light industrial, продажи Coldy, анонсы открытия ТРК «Небо» в Мурино и Rublevo Business Park, крупные сделки в гостиничном и офисном сегментах, а также новые статьи из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
02.02
Источник: ХСА
Экспертный анализ

Лёгкие шаги: как классификации light industrial повлияют на рынок

Недавно НКО «Альянс экспертов недвижимости» (в рабочую группу вошли консультанты, оценщики, девелоперы, банкиры и пр.) представила классификацию объектов формата light industrial; параллельно актуализируют или разрабатывают собственные варианты «лёгкой» классификации другие экспертные сообщества, в том числе, Moscow Research Forum. Единый для рынка инструмент пока вообще появится вряд ли, убеждены игроки: ситуация осложняется не только тем, что light industrial – один из самых молодых и сложных форматов с кратным ростом в последние три года ввода, но и его бумом среди непрофильных интересантов, для которых, возможно, потребуются отдельное позиционирование, классификация и «упаковка» продуктов.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
29.01
Источник: DDX Fitness
Открытие

DDX Fitness открылся в ТЦ «Краснопрудный»

Площадь нового фитнес-клуба в Красносельском районе Москвы составила 1 850 кв. м.
29.01
Источник: Rublevo Business Park
Проект

Rublevo Business Park готовится ко вводу

Монолитные работы в расположенном на МКАДе бизнес-центре выполнены на 98,7%. Общая площадь объекта - 115 тыс. кв. м, на офисы приходится около 62 тыс. кв. м.
29.01
Источник: 3PL-оператор NC Logistic
Экспертный анализ

Логика логистики: как самый «голодный» рынок удерживает кадры

В российской логистике шестой год – острейший дефицит кадров. Хотя на фоне бума e-commerce в отрасли кратно выросли и продолжают расти зарплаты, и сюда активно переходили соискатели из других сегментов, работников по-прежнему не хватает, а текучесть высока, как нигде. В серии материалов CRE продолжает обсуждать одну из главных проблем рынка коммерческой недвижимости последних лет.

Продолжение. Начало см. здесь и здесь.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
31.01
Источник: Пресс-служба ADG group
Открытие

«Месту встречи» - «Вкусно — и точка»

«Вкусно — и точка» открыла два новых предприятия быстрого обслуживания в районных центрах «Место встречи».
 
29.01
Источник: cre.ru
Проект

В Сочи появится остров с гостиницами

«Корпорация Остров первый» (управляющий директор – Булат Шакиров) приступает к реализации масштабного и амбициозного проекта в Сочи.
 
30.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre