Форматы фирменной розницы: что следует знать брендам перед открытием фирменной точки

Зарубежные бренды уходят с рынка, а некоторые сети сокращают количество точек продаж, освобождая помещения для стрит-ритейла и большие площади в торговых центрах. Для оставшихся компаний – это отличная возможность открыть фирменные точки. В том, как работает фирменная розница, какие существуют форматы и с какими сложностями можно столкнуться при запуске, разбирается Татьяна Яухман, директор «АЛИДИ Продвижение».
2187
Изображение взято из источника: АЛИДИ Продвижение
Что такое фирменная розница
 
Активное развитие этот формат получил еще в XIX веке, когда производитель швейных машинок Singer начал открывать фирменные магазины. Уже в XX столетии фирменная розница стала распространенным способом коммуникации с конечным потребителем среди крупных игроков на рынке, производящих бытовую технику, одежду и продовольственные товары.
 
Важно отметить, что фирменная розница сейчас – это не только офлайн-магазины, но и сервис. Для автопроизводителей – сервисные дилерские центры, для производителей алкогольной продукции – бары, а для производителей спорттоваров – фитнес-клубы и спортивные центры. Запустить фирменную точку можно четырьмя способами:
 
  1. Франшиза. Очень популярный формат среди ресторанных сетей (“Додо Пицца”, “Якитория” и пр.), несмотря на то, что он требует немалых вложений. Для начала бренду придется запустить несколько торговых точек и детально проработать на них собственную бизнес-модель. Лишь после этого возможно будет подготовить документацию для оформления франшизы. В итоге бренд получает вполне управляемую фирменную сеть, однако вместе с тем репутационные риски и, возможно, ограниченный доступ к клиентской информации.
  2. Фирменные дилерские точки. Простой пример – re:Store, официальный дилер продукции Apple. Дилерские точки проще и дешевле в организации, чем франшиза, но все управление и клиентские данные по сути будут принадлежать не самому бренду, а дилеру.
  3. Собственная розница. Вариант, требующий серьезной подготовки и большого количества ресурсов производителя, поскольку несет в себе большие риски. Тем не менее, бренд получает абсолютную управляемость и свободный доступ ко всем данным клиентов. По такому принципу работают многие крупные производители вроде Redmond или Huawei.
  4. Розница на аутсорсинге. Малоизвестный на рынке формат, но набирающий популярность среди крупных брендов, например IQOS. Аутсорсинг требует небольшого количества ресурсов, поскольку организацией самих точек занимается подрядчик. Такой подход очень удобен, если бренд-производитель хочет создать управляемую сеть с наименьшими рисками, но не имеет опыта в подготовке и запуске фирменной розницы.
 
Преимущества развития торговых точек
 
Как правило, при запуске фирменной розницы своей главной целью бренды определяют расширение рынка сбыта и, как следствие, увеличение продаж. Однако формат настолько многофункционален, что позволяет решить еще несколько задач производителя:
 
  1. Положительно влияет на репутацию и узнаваемость. Продукция, продаваемая под собственным брендом, всегда лучше запоминается покупателем. Кроме того, правильно применяя зонирование и навигацию и используя современные визуальные решения, производитель может эффективно управлять покупательским поведением.
  2. Формирует спрос на товары производителя, а значит стимулирует расширять ассортимент, при этом сохраняя качество выпускаемой продукции.
  3. У бренда появляется возможность самостоятельно готовить товары к продаже и доставлять их покупателям, соблюдая установленные самим производителем стандарты.
  4. Формирует независимость от поставщиков. Пробелы в ассортименте бренд всегда может восполнить собственными товарами.
  5. Повышает доходность. Продажа собственных товаров подразумевает более низкую себестоимость, поскольку производитель не платит посредникам.
  6. Регулирует процесс продажи и обслуживания. Бренд может напрямую управлять услугами дополнительного сервиса и устанавливать стандарты работы для персонала. Благодаря этому, фирменная розница производит более яркое впечатление на покупателя, чем остальные точки контакта.
 
Прямой контакт с потребителем, полноценный доступ к клиентской информации и возможность ее анализа позволяют бренду-производителю более точно сегментировать свою целевую аудиторию. Как следствие – повысить эффективность каждой розничной точки,  увеличить прибыль.
 
С какими сложностями можно столкнуться
 
Запуск розницы – довольно рисковое занятие для компании, которая впервые задумалась об открытии своих магазинов. Многие бренды отказываются от фирменных точек спустя несколько месяцев после их открытия. Сталкиваются они, как правило, с похожими проблемами:
 
  1. Предвзятое отношение со стороны покупателя. Новым и малоизвестным брендам нужно немало времени для того, чтобы зарекомендовать себя на рынке. Бывает, что они просто не выдерживают конкуренции с более известными торговыми марками.
  2. Обеспечение поставок и сбыта продукции. Производителю необходимо не только наладить логистику для регулярных поставок большого ассортимента продукции, но и обеспечить продажу этих товаров. Особенно это важно, если продукция имеет небольшой срок годности.
  3. Конкуренция с большими сетями. Супермаркеты и гипермаркеты, в отличие от самих производителей, могут предложить покупателям более широкий ассортимент товаров, при этом сохранив на них низкую цену.
  4. Дополнительные расходы. Кроме затрат на саму продукцию, бренду нужно купить или арендовать помещение, обеспечить его необходимым оборудованием, нанять и обучить персонал, наладить логистику и заказать POS-материалы.
 
Но при всех рисках, я вижу фирменную розницу очень сильным элементом продвижения. Знание продукта и большой интерес к нему со стороны производителя и команды скорее помогают сформировать имидж бренда и сообщество вокруг него. Мы могли наблюдать это, к примеру, в кейсе IQOS: основной доход бренд получает за счет продажи стиков, найти которые можно в любом супермаркете, однако, если говорить про лояльность потребителя к компании, то формировалась она именно в точках собственной розницы.


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Предварительные итоги 2022 года на рынке коммерческой недвижимости

Компания CORE.XP подвела итоги текущего года и проанализировала основные тенденции на инвестиционном рынке, рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определила перспективы наступающего 2023 года.

08.12
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Новый ввод ТЦ в Москве впервые будет состоять из одних «районников»

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) подвели предварительные итоги 2022 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Суммарный объем ввода по итогам года может составить 148,2 тыс. кв. м при условии открытия всех заявленных объектов, а совокупный объем предложения торговой недвижимости в этом случае достигнет 7,4 млн кв. м арендопригодных площадей. Показатель обеспеченности москвичей торговыми площадями оценивается в 582 кв. м на 1 000 человек. Максимальные базовые ставки аренды в ТЦ Москвы могут доходить до 180 тыс. руб./кв. м/год, при этом тренда на рост данного показателя не наблюдается.
08.12
Источник: «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ»
KnowHow

Много еды и событий: как региональные ТЦ привлекают и удерживают аудиторию

Игорь Коновалов, генеральный директор, председатель Правления Группы «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» (владеет объектами коммерческой недвижимости брендов «Мармелад», «Армада», «Хозяин», «СтройМаркет» в 7 городах России общей площадью более 500 тыс. кв. м) рассказал CRE о том, как компания подходит к оформлению и наполнению торговых центров, какие форматы востребованы в регионах, как повлияли на этот рынок пандемия и уход западных брендов, а также о важности локации и планах по приобретению новых ТЦ.
30.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre