Форматы фирменной розницы: что следует знать брендам перед открытием фирменной точки

Зарубежные бренды уходят с рынка, а некоторые сети сокращают количество точек продаж, освобождая помещения для стрит-ритейла и большие площади в торговых центрах. Для оставшихся компаний – это отличная возможность открыть фирменные точки. В том, как работает фирменная розница, какие существуют форматы и с какими сложностями можно столкнуться при запуске, разбирается Татьяна Яухман, директор «АЛИДИ Продвижение».
1884
Изображение взято из источника: АЛИДИ Продвижение
Что такое фирменная розница
 
Активное развитие этот формат получил еще в XIX веке, когда производитель швейных машинок Singer начал открывать фирменные магазины. Уже в XX столетии фирменная розница стала распространенным способом коммуникации с конечным потребителем среди крупных игроков на рынке, производящих бытовую технику, одежду и продовольственные товары.
 
Важно отметить, что фирменная розница сейчас – это не только офлайн-магазины, но и сервис. Для автопроизводителей – сервисные дилерские центры, для производителей алкогольной продукции – бары, а для производителей спорттоваров – фитнес-клубы и спортивные центры. Запустить фирменную точку можно четырьмя способами:
 
  1. Франшиза. Очень популярный формат среди ресторанных сетей (“Додо Пицца”, “Якитория” и пр.), несмотря на то, что он требует немалых вложений. Для начала бренду придется запустить несколько торговых точек и детально проработать на них собственную бизнес-модель. Лишь после этого возможно будет подготовить документацию для оформления франшизы. В итоге бренд получает вполне управляемую фирменную сеть, однако вместе с тем репутационные риски и, возможно, ограниченный доступ к клиентской информации.
  2. Фирменные дилерские точки. Простой пример – re:Store, официальный дилер продукции Apple. Дилерские точки проще и дешевле в организации, чем франшиза, но все управление и клиентские данные по сути будут принадлежать не самому бренду, а дилеру.
  3. Собственная розница. Вариант, требующий серьезной подготовки и большого количества ресурсов производителя, поскольку несет в себе большие риски. Тем не менее, бренд получает абсолютную управляемость и свободный доступ ко всем данным клиентов. По такому принципу работают многие крупные производители вроде Redmond или Huawei.
  4. Розница на аутсорсинге. Малоизвестный на рынке формат, но набирающий популярность среди крупных брендов, например IQOS. Аутсорсинг требует небольшого количества ресурсов, поскольку организацией самих точек занимается подрядчик. Такой подход очень удобен, если бренд-производитель хочет создать управляемую сеть с наименьшими рисками, но не имеет опыта в подготовке и запуске фирменной розницы.
 
Преимущества развития торговых точек
 
Как правило, при запуске фирменной розницы своей главной целью бренды определяют расширение рынка сбыта и, как следствие, увеличение продаж. Однако формат настолько многофункционален, что позволяет решить еще несколько задач производителя:
 
  1. Положительно влияет на репутацию и узнаваемость. Продукция, продаваемая под собственным брендом, всегда лучше запоминается покупателем. Кроме того, правильно применяя зонирование и навигацию и используя современные визуальные решения, производитель может эффективно управлять покупательским поведением.
  2. Формирует спрос на товары производителя, а значит стимулирует расширять ассортимент, при этом сохраняя качество выпускаемой продукции.
  3. У бренда появляется возможность самостоятельно готовить товары к продаже и доставлять их покупателям, соблюдая установленные самим производителем стандарты.
  4. Формирует независимость от поставщиков. Пробелы в ассортименте бренд всегда может восполнить собственными товарами.
  5. Повышает доходность. Продажа собственных товаров подразумевает более низкую себестоимость, поскольку производитель не платит посредникам.
  6. Регулирует процесс продажи и обслуживания. Бренд может напрямую управлять услугами дополнительного сервиса и устанавливать стандарты работы для персонала. Благодаря этому, фирменная розница производит более яркое впечатление на покупателя, чем остальные точки контакта.
 
Прямой контакт с потребителем, полноценный доступ к клиентской информации и возможность ее анализа позволяют бренду-производителю более точно сегментировать свою целевую аудиторию. Как следствие – повысить эффективность каждой розничной точки,  увеличить прибыль.
 
С какими сложностями можно столкнуться
 
Запуск розницы – довольно рисковое занятие для компании, которая впервые задумалась об открытии своих магазинов. Многие бренды отказываются от фирменных точек спустя несколько месяцев после их открытия. Сталкиваются они, как правило, с похожими проблемами:
 
  1. Предвзятое отношение со стороны покупателя. Новым и малоизвестным брендам нужно немало времени для того, чтобы зарекомендовать себя на рынке. Бывает, что они просто не выдерживают конкуренции с более известными торговыми марками.
  2. Обеспечение поставок и сбыта продукции. Производителю необходимо не только наладить логистику для регулярных поставок большого ассортимента продукции, но и обеспечить продажу этих товаров. Особенно это важно, если продукция имеет небольшой срок годности.
  3. Конкуренция с большими сетями. Супермаркеты и гипермаркеты, в отличие от самих производителей, могут предложить покупателям более широкий ассортимент товаров, при этом сохранив на них низкую цену.
  4. Дополнительные расходы. Кроме затрат на саму продукцию, бренду нужно купить или арендовать помещение, обеспечить его необходимым оборудованием, нанять и обучить персонал, наладить логистику и заказать POS-материалы.
 
Но при всех рисках, я вижу фирменную розницу очень сильным элементом продвижения. Знание продукта и большой интерес к нему со стороны производителя и команды скорее помогают сформировать имидж бренда и сообщество вокруг него. Мы могли наблюдать это, к примеру, в кейсе IQOS: основной доход бренд получает за счет продажи стиков, найти которые можно в любом супермаркете, однако, если говорить про лояльность потребителя к компании, то формировалась она именно в точках собственной розницы.


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Предварительные итоги 2022 года на рынке коммерческой недвижимости

Компания CORE.XP подвела итоги текущего года и проанализировала основные тенденции на инвестиционном рынке, рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определила перспективы наступающего 2023 года.

08.12
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Новый ввод ТЦ в Москве впервые будет состоять из одних «районников»

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) подвели предварительные итоги 2022 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Суммарный объем ввода по итогам года может составить 148,2 тыс. кв. м при условии открытия всех заявленных объектов, а совокупный объем предложения торговой недвижимости в этом случае достигнет 7,4 млн кв. м арендопригодных площадей. Показатель обеспеченности москвичей торговыми площадями оценивается в 582 кв. м на 1 000 человек. Максимальные базовые ставки аренды в ТЦ Москвы могут доходить до 180 тыс. руб./кв. м/год, при этом тренда на рост данного показателя не наблюдается.
08.12
Источник: «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ»
KnowHow

Много еды и событий: как региональные ТЦ привлекают и удерживают аудиторию

Игорь Коновалов, генеральный директор, председатель Правления Группы «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» (владеет объектами коммерческой недвижимости брендов «Мармелад», «Армада», «Хозяин», «СтройМаркет» в 7 городах России общей площадью более 500 тыс. кв. м) рассказал CRE о том, как компания подходит к оформлению и наполнению торговых центров, какие форматы востребованы в регионах, как повлияли на этот рынок пандемия и уход западных брендов, а также о важности локации и планах по приобретению новых ТЦ.
30.11

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre