Создание собственных цифровых продуктов как гарант устойчивости офисных пространств

В начале 2022 года офисный fit-out столкнулся со сложнейшей комбинацией вызовов: разрывом устоявшихся логистических цепочек, заморозкой проектов большей части зарубежных клиентов, риском оттока квалифицированных кадров и т. д. Однако в отличие от ряда других отраслей российской экономики, которые в условиях ухода иностранных игроков продемонстрировали недостаток собственных технологических решений и наработок, рынок fit-out показал уникальную самодостаточность. Развивая в течение нескольких лет «свои» цифровые продукты для умного офиса, лучшие представители индустрии смогли во многом защитить себя от санкционных угроз. О том, чего уже добились российские компании на этом поприще, рассказывает Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex.
1666
Изображение взято из источника: Pridex
От продвинутой инфраструктуры до своего «програмного ядра»

В то время как компании реального сектора ищут способы борьбы с импортозависимостью (например, в автомобильной промышленности доля поставок из «недружественных стран» согласно данным ЦМАКП составляет 27% в конечном потреблении, в фармацевтической - 48%), цифровая экономика продолжает активно развиваться, а качество отечественного программного обеспечения признается на мировом уровне – это можно наблюдать на примере банковской сферы, гос. управления и др.

Офисный рынок также стремится пойти по второму пути: с 2017 года доля затрат на «умную» начинку в общей стоимости отделки выросла примерно в пять раз. Отдельным трендом становятся мобильные приложения для управления рабочим пространством - при этом их интеграция, как правило, требует соответствующей, продвинутой IT-инфраструктуры. Ключевой момент здесь – в наличии собственных разработок: независимость «программного ядра» офиса от внешней экспертизы позволяет индивидуально подбирать оборудование под каждый конкретный проект, тем самым избегая дефицита отдельных позиций.

В конечном итоге это создаёт уникальную возможность для российских fit-out компаний нивелировать влияние санкций и превратить офис из строительного объекта, где твоя роль ограничивается созданием интерьера, в комплексный сервисный продукт, который предполагает долгосрочную, партнерскую модель взаимодействия с клиентом.


От инвестиций в качество пространств до тест-этажей 

Постепенно именно «цифровая» часть офисного проекта становится ключевой для многих крупных заказчиков. Прогрессивные компании уже достаточно давно начали инвестировать в повышение качества рабочей среды - по сути, именно они дали первоначальный импульс диджитализации офисных пространств, который затем был многократно усилен влиянием пандемии COVID-19.

И теперь, даже несмотря на текущие реалии, эти игроки не хотят снова возвращаться в «офисы 90-х». Более того, они готовы продолжать вкладывать дополнительные средства в тестирование новых технологических решений, тем самым стимулируя поиск нестандартных способов реализации проектов со стороны fit-out подрядчиков. В нашей практике были случаи, когда заказчик выделял несколько этажей для испытания конкурентных продуктов и в течение длительного периода времени собирал обратную связь с сотрудников, накапливая реальный пользовательский опыт.

Пока спрос на полноценный умный офис только набирает обороты: в нашем портфеле подобным продуктом пользуются один из крупнейших застройщиков страны MR Group, компания T1, занимающая лидирующие позиции на российском рынке информационных технологий, и др. Однако отдельные решения, такие как smart-системы хранения вещей или СКУД на базе технологии распознавания лиц, гораздо более востребованы. Особенно высокий интерес мы наблюдаем со стороны банковского сектора: например, наша компания уже достаточно продолжительное время работает в этом направлении со Сбером, Росбанком, Промсвязьбанком.

В целом, сейчас в российской экономике происходит переломный момент: отечественный бизнес, которые сумел успешно преодолеть первую фазу кризиса, получил новые возможности для развития, и активно занимает освобожденные иностранными конкурентами ниши. Быстрорастущие IT-компании, представители логистического, финансового и другого бизнеса, – именно они будут создавать спрос на «офисы завтрашнего дня».


От «локальных» проблем к созданию офисных экосистем 

Конечно, разворот индустрии fit-out в сторону цифрового сектора экономики не решит тех проблем, с которыми она сталкивается прямо сейчас – строительство по-прежнему остаётся фундаментом её полноценной работы. Тем не менее, в долгосрочной перспективе для тех игроков, которые успешно интегрируют новые компетенции в свою деятельность, проблемы с закупками материалов и комплектующих станут вторичными – на первый план выйдет создание и поддержка собственной умной офисной экосистемы по аналогии с системами «Умный дом» Яндекса, VK, Сбера и др.

Такой подход в том числе значительно повысит шансы отечественных игроков на успех и за пределами РФ. Благодаря эффективному менеджменту, умению в сжатые сроки адаптировать сложную IT-инфраструктуру к новым локациям, а главное, высокому качеству самого программного продукта – особенно с точки зрения удобства для пользователя, у российских компаний есть все шансы кардинально изменить ландшафт зарубежного рынка офисов.

 


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Экспертный анализ

CORE.XP: Реализованный спрос на офисы в I квартале 2023 года стал самым высоким за 15 лет

Объем сделок по аренде и продаже офисных помещений за три месяца составил 446 тыс. кв. м, из них 351 тыс. кв. м – это арендные сделки. Крупнейшей стала сделка по покупке башни в БЦ SkyLight компанией ВК.
19.04
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Четверть предложения в премиальных БЦ Москвы остается свободной

Вакантность в этом сегменте составляет 24,7%, за год рост показателя составил 8,1п.п. В офисах класса А доля свободных помещений достигает 13,4%, а по классу В+ - 9,6%.
 
 
13.04
Источник: CRE
Исследования рынка

IPG.Estate: Газпромом ли единым?

Аналитики консалтинговой компании IPG.Estate подготовили исследование о доле ПАО «Газпром» в структуре офисного рынка Санкт-Петербурга и влиянии на него планов ПАО «Газпром» по консолидации в собственных проектах на Лахте и Охтинском мысу. Согласно исследованию, газовый гигант занимает 14% качественных офисов от всего рынка Северной столицы. При этом, аналитики прогнозируют, что госкомпания будет наращивать арендные площади в горизонте двух-трех лет, как минимум. Вообще же различные структуры корпорации к 2033 году могут занять более 875 тыс. кв. м офисов в Петербурге. От себя добавим, что это около 20% всего рынка качественных офисов Петербурга, существующих сейчас.
12.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre