NF Group: Рост вакантности в офисах класса А замедляется

Согласно исследованию NF Group, с начала года показатель доли свободных площадей увеличился на 0,3 п.п. и 0,7 п.п. в классах А и В соответственно, до 13,3% и 8,1%. Объем годового чистого поглощения оказался положительным, как и в предыдущие два квартала, и составил 4,4 тыс. кв. м. Крупные сделки, где реализовывались здания/блоки больших размеров, а также ограниченный объем ввода не снизили чистое поглощение до отрицательных значений. Однако количество незаполненных офисов класса B выросло, поскольку менее качественные помещения оказались в большей степени подвержены влиянию кризиса 2022 года, и совокупный результат чистого поглощения составил -75,7 тыс. кв. м офисных площадей класса A и B.

1515
Изображение взято из источника: NF Group
В первые месяцы 2023 года стало заметно замедление роста вакантности. Показатель увеличился всего на 0,3 п.п. и 0,7 п.п. в классах А и В соответственно, до 13,3% и 8,1%. Таким образом, свободными на рынке оказалось около 710 тыс. кв. м офисных площадей класса А, а также более 1 млн кв. м офисов класса B.
 
Несмотря на положительное чистое поглощение помещений класса А, в премиальном сегменте (категория лучших проектов класса А, характеризующихся расположением в ключевых деловых районах столицы, качественной отделкой и современными инженерно-планировочными характеристиками) продолжился более значительный рост свободных площадей, доля которых за I квартал возросла на 2 п.п. до 15,4%, а показатель чистого поглощения оказался отрицательным и составил -11,4 тыс. кв. м. В высокобюджетных объектах все еще продолжается более выраженное высвобождение помещений. Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды в премиальных офисах продолжила снижение и на конец марта составила 42 243 руб./кв. м/год, что оказалось на 2,4% ниже ставки конца 2022 года.
 

 
В I квартале 2023 года разрешение на ввод в эксплуатацию получили три объекта совокупной арендуемой площадью 26,9 тыс. кв. м: БЦ «Ломоносов» (18,4 тыс. кв. м) и строение 2 в жилом квартале Lucky (3,5 тыс. кв. м), относящиеся к классу А, и Astoriya II (5 тыс. кв. м) класса B. При этом оба объекта класса А не увеличили долю свободных офисов, поскольку не предлагают площади к прямой классической аренде.
 
Совокупный объем предложения рынка офисной недвижимости Москвы по итогам квартала составил более 17,9 млн кв. м, из которых 5,3 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В.
 
В 2023 году к вводу планируется более 530 тыс. кв. м офисной недвижимости, при этом более 80% составят помещения класса А. Стоит отметить, что большая часть прогнозируемого ввода будет предлагаться к реализации в формате аренды (42%), объем площадей для продажи составит 35%, BTS-проекты – 7%, а помещения в формате аренды/продажи – 16%.
 

 
По итогам I квартала 2023 года запрашиваемая средневзвешенная ставка в классе А выросла на 0,6% и составила 26 203 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС), в классе B – снизилась на 1% и составила 17 408 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС). Динамика ставки класса А обусловлена тем, что на рынок продолжает выходить предложение по условиям выше средних показателей, в частности в зданиях премиального сегмента.
 

 
С января по март 2023 года основной спрос на офисные помещения формировали компании производственного сектора (25,3% от общего объема), ТМТ-сектора (технологии/медиа/телекоммуникации) (19,1%) и торговли (19,1%). При этом годом ранее компании производственного и TMT-сектора также лидировали в структуре спроса.

 
Мария Зимина, партнер, директор департамента офисной NF Group: «Начало 2023 года прошло в соответствии с ожиданиями конца 2022 года: рост доли вакантных помещений продолжился невысокими темпами, при этом на рынке отмечалась достаточно высокая активность, реализовывались крупные сделки. На сегодняшний день есть признаки неопределенности, и в случае усиления негативных внешних факторов показатель свободных офисных площадей может вырасти в течение года до 14% в классе А и 9% в классе B. Тем не менее, вне зависимости от ухудшения ситуации, возросшая активность на рынке и тот факт, что основной пик выхода иностранных арендаторов пришелся на 2022 год, позволяют говорить о замедлении роста доли незаполненных офисов.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Вакантность падает в гибких офисах и растет в классических

В 1 квартале 2023 года доля свободных площадей в гибких рабочих пространствах Москвы составила 24%, следует из отчета #Marketbeat, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Это на 11,3 п.п. ниже, чем в 4 квартале 2022 года. В компании также отмечают тенденцию к росту в классических офисах. Впрочем, здесь вакантность 20% пока не достигает.
03.05
Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Арендаторы офисов отказываются от бетона

Общая доля сделок в shell&core по итогам I квартала 2023 г. составила 23% от всех сделок на офисном рынке, тогда как в 2021 году она достигала 34%. Если говорить только о новых договорах аренды, то здесь доля арендованных помещений «в бетоне» и вовсе составляет только 6%.
28.04
Источник: CORE.XP
Экспертный анализ

CORE.XP: Реализованный спрос на офисы в I квартале 2023 года стал самым высоким за 15 лет

Объем сделок по аренде и продаже офисных помещений за три месяца составил 446 тыс. кв. м, из них 351 тыс. кв. м – это арендные сделки. Крупнейшей стала сделка по покупке башни в БЦ SkyLight компанией ВК.
19.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre