Формат light industrial претендует на то, чтобы стать главным трендом 2023 года в коммерческой недвижимости. По данным IBC Real Estate, на март 2023 года весь рынок light industrial в Москве составлял около 100 тыс. кв. м, а уже к июню общий объем оценивался более чем в 400 тыс. кв. м. Хотя этот рост скорее связан не с вводом новых площадей, а с тем, что база таких объектов только начинает формироваться и дополняться.
Очевидна нехватка системного девелопмента light industrial и низкая информированность потенциальных клиентов о наличии современного предложения под размещение производства. Это сдерживает развитие рынка, поскольку потенциальные потребители формата продолжают мигрировать между морально устаревшими промзонами, не имея представления о существовании качественного продукта и его преимуществах.
Негативно на развитии рынка сказывается отсутствие единого мнения о том, что называть “лайтом”. Часто так называют маленькие склады площадью 100 - 150 метров, в том числе, старый фонд, прошедший капремонт или редевелопмент. Однако ключевой характеристикой формата light industrial является то, что эти проекты специально создаются под потребности производства. Это должны быть современные здания, спроектированные по стандартам формата (соотношение производственной и офисной части, высотность, нагрузки и тд) на благоустроенной, охраняемой территории с удобными подъездными путями, оптимальным соотношением грузовых и легковых парковочных мест, разворотными площадками, необходимой инфраструктурой и дополнительными сервисами (контроль доступа, связь, работа управляющей компании и тд). Высокие лимиты по коммуникациям и широкий перечень ВРИ позволяют легально размещать бизнес на территории комплекса. Поэтому маленькие склады, переделанные из бывших ангаров или даже гаражей, даже переоборудованные и с реставрированными фасадами, не могут претендовать на то, чтобы называться современным объектом light industrial.
Основной спрос на формат light industrial формируют три сегмента компаний: производители (55% запросов), оптово-розничная торговля (25%), логистика и е-ком (20%). Соотношение спроса между сегментами меняется в зависимости от локации. Так, при удалении от МКАД растет доля производства и уменьшается интерес со стороны торговых компаний. В городской локации наблюдается обратный процесс: производители по-прежнему находятся на первом месте по уровню спроса, но существенно увеличивается доля торговли, екома и логистики.
Интересно, что среди причин переезда в современный формат light industrial более 60% компаний называют развитие бизнеса, расширение производства, выход на новые рынки. При переезде в новую локацию до 40% компаний хотели бы увеличить занимаемые площади. При этом чаще всего клиенты говорят о том, что в текущей локации им не хватает качественных помещений под размещение сотрудников и клиентской зоны.
Большая часть потребителей light industrial - компании малого и среднего бизнеса. Самый популярный запрос - площади до 1000 кв. м - формирует три четверти от общего объема обращений. Около 14% потребителей рассматривают площади от 1000 до 2000 кв. м, а все остальные - от 2000 до 5000 кв. м. В отраслевом разрезе спрос распределяется практически равномерно. Можно выделить пищевую промышленность и товары народного потребления, это в сумме около 18% запросов. Высокий интерес фиксируем со стороны компаний, производящих оборудование и инструмент. Также интересуются переездом в light industrial производители мебели, косметики, упаковочных материалов.
Ключевой фактор при выборе помещения - это его эффективность. Для бизнеса важно понимать, как переезд скажется на его показателях: будет ли это увеличение издержек или эти инвестиции приведут к росту бизнес-показателей, например, производительности. Современные компании заботятся о качестве пространства для своих сотрудников и клиентов, поэтому архитектурное решение, эстетика и инфраструктура пространства играет не последнюю роль в выборе проекта для размещения. При этом факторы цены, локации и транспортной доступности остаются в приоритете для компаний.
Light industrial - это универсальный формат недвижимости, который подходит компаниям широкого профиля. Его основное преимущество - возможность эффективного совмещения разных бизнес-функций на одной территории, что позволяет оптимизировать процессы и экономить ресурсы для развития. Востребованность такой недвижимости будет увеличиваться по мере реализации программ редевелопмента московских промзон, которые сегодня являются основной точкой для размещения предприятий малого и среднего бизнеса.
Очевидна нехватка системного девелопмента light industrial и низкая информированность потенциальных клиентов о наличии современного предложения под размещение производства. Это сдерживает развитие рынка, поскольку потенциальные потребители формата продолжают мигрировать между морально устаревшими промзонами, не имея представления о существовании качественного продукта и его преимуществах.
Негативно на развитии рынка сказывается отсутствие единого мнения о том, что называть “лайтом”. Часто так называют маленькие склады площадью 100 - 150 метров, в том числе, старый фонд, прошедший капремонт или редевелопмент. Однако ключевой характеристикой формата light industrial является то, что эти проекты специально создаются под потребности производства. Это должны быть современные здания, спроектированные по стандартам формата (соотношение производственной и офисной части, высотность, нагрузки и тд) на благоустроенной, охраняемой территории с удобными подъездными путями, оптимальным соотношением грузовых и легковых парковочных мест, разворотными площадками, необходимой инфраструктурой и дополнительными сервисами (контроль доступа, связь, работа управляющей компании и тд). Высокие лимиты по коммуникациям и широкий перечень ВРИ позволяют легально размещать бизнес на территории комплекса. Поэтому маленькие склады, переделанные из бывших ангаров или даже гаражей, даже переоборудованные и с реставрированными фасадами, не могут претендовать на то, чтобы называться современным объектом light industrial.
Основной спрос на формат light industrial формируют три сегмента компаний: производители (55% запросов), оптово-розничная торговля (25%), логистика и е-ком (20%). Соотношение спроса между сегментами меняется в зависимости от локации. Так, при удалении от МКАД растет доля производства и уменьшается интерес со стороны торговых компаний. В городской локации наблюдается обратный процесс: производители по-прежнему находятся на первом месте по уровню спроса, но существенно увеличивается доля торговли, екома и логистики.
Интересно, что среди причин переезда в современный формат light industrial более 60% компаний называют развитие бизнеса, расширение производства, выход на новые рынки. При переезде в новую локацию до 40% компаний хотели бы увеличить занимаемые площади. При этом чаще всего клиенты говорят о том, что в текущей локации им не хватает качественных помещений под размещение сотрудников и клиентской зоны.
Большая часть потребителей light industrial - компании малого и среднего бизнеса. Самый популярный запрос - площади до 1000 кв. м - формирует три четверти от общего объема обращений. Около 14% потребителей рассматривают площади от 1000 до 2000 кв. м, а все остальные - от 2000 до 5000 кв. м. В отраслевом разрезе спрос распределяется практически равномерно. Можно выделить пищевую промышленность и товары народного потребления, это в сумме около 18% запросов. Высокий интерес фиксируем со стороны компаний, производящих оборудование и инструмент. Также интересуются переездом в light industrial производители мебели, косметики, упаковочных материалов.
Ключевой фактор при выборе помещения - это его эффективность. Для бизнеса важно понимать, как переезд скажется на его показателях: будет ли это увеличение издержек или эти инвестиции приведут к росту бизнес-показателей, например, производительности. Современные компании заботятся о качестве пространства для своих сотрудников и клиентов, поэтому архитектурное решение, эстетика и инфраструктура пространства играет не последнюю роль в выборе проекта для размещения. При этом факторы цены, локации и транспортной доступности остаются в приоритете для компаний.
Light industrial - это универсальный формат недвижимости, который подходит компаниям широкого профиля. Его основное преимущество - возможность эффективного совмещения разных бизнес-функций на одной территории, что позволяет оптимизировать процессы и экономить ресурсы для развития. Востребованность такой недвижимости будет увеличиваться по мере реализации программ редевелопмента московских промзон, которые сегодня являются основной точкой для размещения предприятий малого и среднего бизнеса.