Спрос на Light Industrial: Мифы и легенды нового формата

Об особенностях формата, его развитии, существующих и потенциальных клиентах рассуждает Александр Манунин, директор компании Parametr (девелопер коммерческой недвижимости в составе ПИК).
2591
Изображение взято из источника: Parametr
Формат light industrial претендует на то, чтобы стать главным трендом 2023 года в коммерческой недвижимости. По данным IBC Real Estate, на март 2023 года весь рынок light industrial в Москве составлял около 100 тыс. кв. м, а уже к июню общий объем оценивался более чем в 400 тыс. кв. м. Хотя этот рост скорее связан не с вводом новых площадей, а с тем, что база таких объектов только начинает формироваться и дополняться.

Очевидна нехватка системного девелопмента light industrial и низкая информированность потенциальных клиентов о наличии современного предложения под размещение производства. Это сдерживает развитие рынка, поскольку потенциальные потребители формата продолжают мигрировать между морально устаревшими промзонами, не имея представления о существовании качественного продукта и его преимуществах.

Негативно на развитии рынка сказывается отсутствие единого мнения о том, что называть “лайтом”. Часто так называют маленькие склады площадью 100 - 150 метров, в том числе, старый фонд, прошедший капремонт или редевелопмент. Однако ключевой характеристикой формата light industrial является то, что эти проекты специально создаются под потребности производства. Это должны быть современные здания, спроектированные по стандартам формата (соотношение производственной и офисной части, высотность, нагрузки и тд)  на благоустроенной, охраняемой территории с удобными подъездными путями, оптимальным соотношением грузовых и легковых парковочных мест, разворотными площадками, необходимой инфраструктурой и дополнительными сервисами (контроль доступа, связь, работа управляющей компании и тд). Высокие лимиты по коммуникациям и широкий перечень ВРИ позволяют легально размещать бизнес на территории комплекса. Поэтому маленькие склады, переделанные из бывших ангаров или даже гаражей, даже переоборудованные и с реставрированными фасадами, не могут претендовать на то, чтобы называться современным объектом light industrial.

Основной спрос на формат light industrial формируют три сегмента компаний:  производители (55% запросов), оптово-розничная торговля (25%), логистика и е-ком (20%). Соотношение спроса между сегментами меняется в зависимости от локации. Так, при удалении от МКАД растет доля производства и уменьшается интерес со стороны торговых компаний. В городской локации наблюдается обратный процесс: производители по-прежнему находятся на первом месте по уровню спроса, но существенно увеличивается доля торговли, екома и логистики. 
 


Интересно, что среди причин переезда в современный формат light industrial более 60% компаний называют развитие бизнеса, расширение производства, выход на новые рынки. При переезде в новую локацию до 40% компаний хотели бы увеличить занимаемые площади. При этом чаще всего клиенты говорят о том, что в текущей локации им не хватает качественных помещений под размещение сотрудников и клиентской зоны.

Большая часть потребителей light industrial - компании малого и среднего бизнеса. Самый популярный запрос - площади до 1000 кв. м - формирует три четверти от общего объема обращений. Около 14% потребителей рассматривают площади от 1000 до 2000 кв. м, а все остальные - от 2000 до 5000 кв. м.  В отраслевом разрезе спрос распределяется практически равномерно. Можно выделить пищевую промышленность и товары народного потребления, это в сумме около 18% запросов. Высокий интерес фиксируем со стороны компаний, производящих оборудование и инструмент. Также интересуются переездом в light industrial производители мебели, косметики, упаковочных материалов.



Ключевой фактор при выборе помещения -  это его эффективность. Для бизнеса важно понимать, как переезд скажется на его показателях: будет ли это увеличение издержек или эти инвестиции приведут к росту бизнес-показателей, например, производительности. Современные компании заботятся о качестве пространства для своих сотрудников и клиентов, поэтому архитектурное решение, эстетика и инфраструктура пространства играет не последнюю роль в выборе проекта для размещения. При этом факторы цены, локации и транспортной доступности остаются в приоритете для компаний. 
 
Light industrial - это универсальный формат недвижимости, который подходит компаниям широкого профиля. Его основное преимущество - возможность эффективного совмещения разных бизнес-функций на одной территории, что позволяет оптимизировать процессы и экономить ресурсы для развития. Востребованность такой недвижимости будет увеличиваться по мере реализации программ редевелопмента московских промзон, которые сегодня являются основной точкой для размещения предприятий малого и среднего бизнеса. 


иГРОКИ РЫНКА

Parametr

Манунин Александр

Девелопмент

ГК "ПИК"

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ставки на склады в Петербурге до конца года не снизятся

По данным аналитиков компании, доля свободных площадей с первого квартала 2023 года снизилась на 1,1 п.п. и составляет теперь 1,8%. Средняя ставка сохраняется на уровне 6 240 рублей за кв. м. Ввод в этом году уже достиг показателей, близких к годовым объемам 2020 и 2021 гг.
11.08
Источник: CRE
Исследования рынка

В Петербурге стало больше self-storage

Эксперты компании Maris подвели итоги первых 7 месяцев 2023 г. рынка индивидуального складского хранения self-storage в Петербурге.
 
08.08
Источник: CRE
Исследования рынка

Parametr: До 40% резидентов московских промзон готовы к переезду за МКАД

Компания Parametr, девелопер коммерческой недвижимости в составе ПИК, провела исследование резидентов московских промзон для того, чтобы определить их отношение к возможному переезду в современный формат light industrial. Выборка исследования была сформирована из компаний малого и среднего бизнеса, которые имеют помещения в промзонах Москвы и потенциально могут являться целевой аудиторией формата. 
02.08

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: cre
Игроки рынка

«Лемана ПРО» развивает технологии

«Лемана ПРО» запустила собственную платформу для взаимодействия с клиентами WeCare.

04.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: CRE
Игроки рынка

RD Management и ADG group расширяют сотрудничество

Управляющая компания выиграла тендер на обслуживание объектов «Алмаз», «Витязь» и «Патриот» совокупной площадью свыше 43 тыс. кв. м, таким образом расширив своё сотрудничество с девелопером до 14 объектов “Место встречи” общей площадью более 250 тыс. кв. м.
04.03
Источник: CRE
События

XVIII PFM Congress: Как расколоть ОРЕХ и зачем в недвижимости СЕХ

В прошлом году команда CRE Events пришла к разделению по сессиям  Property Management и Facility Management, что позволило гораздо подробнее рассмотреть все аспекты управления и уделить больше внимания именно РМ. А к итоговому мероприятию 2024 года был протестирован формат "оцифровки" показателей доходов и расходов - эффективности УК. Это делает наглядным всю проблематику рынка, которую хотя бы теоретически можно измерить. Property & Facility Management Congress 2025 стал промежуточным итогом этих двух векторов развития мероприятий для управляющих компаний: в первой сессии мы препарировали операционные расходы (ОРЕХ): из чего они состоят, как менялись статьи расходов, как менялись доли различных видов затрат - на конкретных примерах, общих табличках с пояснениями. Во второй сессии мы сосредоточились на доходной части, которая, как выяснилось, растет не только за счет ротации арендаторов и индексации ставок, но и за счет маркетинга, повышения клиентского опыта (Customer Experience, CЕX), построения путей от бренда (объекта) к клиенту, других инструментов привлечения и удержания ЦА. 

Видео мероприятия ЗДЕСЬ. Фотоотчет ТУТ

 
05.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre