Родители школьников переходят на маркетплейсы

Маркетплейсы в 2023 г. стали основной площадкой для покупок к новому школьному сезону.

1098
Изображение взято из источника: salesnip.ru

Последний месяц лета - горячее время для активных сборов в школу. Выручка в категории школьных товаров в этот период традиционно увеличивается кратно, а вот родительский кошелек - пустеет. В связи с этим люди ищут варианты для экономии и все чаще выбирают маркетплейсы. Кокос Group провел исследование на базе данных своего сервиса продвижения на маркетплейсах Zonesmart и выяснил, что покупателям в 2023 г., чтобы остаться в рамках прошлогоднего бюджета, пришлось пересмотреть свои привычки и покупать товары более низкого качества.

Так называемый Back to school season начинается примерно в последнюю неделю июля, а пик спроса приходится на последнюю неделю августа. К школьным товарам принято относить одежду и обувь для детей: как правило, это элементы школьной формы, канцелярские товары, а также учебная литература.

По всем товарам в этом году на маркетплейсах наблюдался сезонный всплеск продаж с увеличением средней недельной выручки примерно в 4-5 раз.

Если рассмотреть общий тренд в категориях, следует отметить рост выручки на маркетплейсах в среднем на 155% год к году, который обеспечивается за счет роста количества заказов при практически неизменном среднем чеке: 1 061,18 руб. в 2023 против  1 084,33 руб. в 2022. То есть снижение составило всего 2%.

При этом также заметен существенный рост цен: примерно на 60% относительно 2022 г., тогда как в 2021-2022 гг. цены оставались относительно стабильными, колебания составили около 1-2%. Очевидно, что основной причиной для этого является рост курса валют, произошедший в первом полугодии 2023 г.  Такая тенденция также говорит о высокой импортозависимости товаров «школьной» категории, поскольку наблюдается также существенный рост спроса на товары, произведенные в России. То есть можно предположить, что большая часть компонентов для этих товаров является импортной и закупалась производителями уже по «новым» ценам в 2023 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что в этом году намного больше потребителей закупались к 1 сентября именно на маркетплейсах. При этом они старались вписать свои траты примерно в уровень предыдущего года, о чем говорит неизменный средний чек. Кроме того, существенное повышение цен свидетельствует о том, что большинству покупателей приходится либо менять свои покупательские привычки, выбирая более дешевые товары, либо сокращать размер корзины. Многие потребители отказываются от покупок более дорогих DTC-брендов и также переходят на маркетплейсы.

Этот тренд можно проследить более детально по каждой отдельной категории товаров:

Школьные принадлежности

Сюда входят тетради, обложки, пеналы, ручки, дневники и прочая канцелярия. Рост уровня цен год к году составил 57,4%, рост выручки - 137%. При этом произошло снижение среднего чека - с 358,29 руб. до 338,18 руб.

Одежда для девочек и мальчиков

Рост уровня цен год к году - 75,4%, выручки - на 181,7%. Также наблюдается рост среднего чека на 16,2%. Цифры в этой категории говорят о том, что здесь экономят меньше.

Обувь для девочек и мальчиков

Рост уровня цен год к году - 55%, выручки - на 212,5%. Как и в других разделах, наблюдается небольшое снижение среднего чека на 1-2%: с 2 912,94 руб. до 2 876,13 руб.

Учебная литература

Рост уровня цен год к году - 61,4%, рост выручки - 87,7%. Кроме того, здесь также наблюдается контр-тренд на рост среднего чека: примерно на 21%.

Если взять топ-5 категорий, участвующих в акции Back to school в обычных онлайн и офлайн магазинах, с наибольшим средним чеком в 2023 г., то здесь мы увидим совсем другие цифры. Например, на цифровую и бытовую технику в этом году потратили больше на 21%, нежели в 2022-м, и средняя сумма составила 25 545 руб. Чек в категории «Мебель, товары для дома и ремонта» вырос на 9% - до 11 615 руб. относительно 10 566 - в 2022-м. Изменения в категории «Товары для детей» произошли несущественные - наблюдается рост всего на 3% - до 8 358 руб. А вот затраты на обучение просели на 44% - 7 782 рубля по сравнению с 11 260 рублями в 2022 г. На одежду и обувь в этом году также потратили меньше на 9% - средний чек составил 7 685 руб. относительно 8 398 руб.

Конкуренция в нише огромна, и каждый в этот сезон борется за своего клиента. Акция Back to school в магазинах традиционно сопровождается масштабными промо для привлечения покупателей и на собственные сайты.

«В 2022-2023 гг. самыми популярными источниками привлечения покупателей с оплатой за целевые действия стали: сайты-каталоги скидок и акций, кэшбэк сервисы и программы лояльности банков,  привлекательно оформленные витрины и, конечно, контентные размещения посредством телеграм-каналов и блогеров. Одним из хороших инструментов стимуляции продаж в CPA является фестиваль, приуроченный к тематике Back to school. Из нашего опыта проведения его в 2023-м: 80 рекламодателей использовали механику повышения вознаграждения за заказ или выдали эксклюзивные промокоды на скидку или подарок к заказу. При этом в фестивале приняли участие не только магазины и сервисы, чей ассортимент товаров и продуктов направлен на школьников и их родителей, но и представители других сегментов рынка, не связанных, казалось бы, с тематикой», - отметил CBDO партнерской сети «Где слон?» (Коkос Group) Александр Ермаков.



Материалы по теме

Рейтинг

Кто учится в частных школах Великобритании?

Количество детей из России, поступивших в частные школы Великобритании, за период с 2005 по 2017 гг. увеличилось на 77%, сообщается в отчете компании Knight Frank. Если в 2005/2006 гг. в частные английские школы поступило 343 человека, то в 2016/2017 гг. – 608.
10.04
Источник: CRE
Исследования рынка

Весна на маркетплейсах: россияне готовятся к дачному сезону

Аналитики школы селлеров «Меркатус» провели исследование по самым актуальным сезонным товарам на популярных российских маркетплейсах. Главными событиями, влияющими на выбор покупателей, стали открытие дачного сезона и майские праздники.

19.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre