Как построить ТРЦ в Заполярье

Русское Заполярье не избаловано качественными ТЦ, чему есть объективные причины, начиная от сложностей логистики и строительства, и заканчивая низкой плотностью населения по сравнению с центральными регионами. Но есть здесь и положительные стороны, такие, как лояльность аудитории и активная поддержка со стороны властей. О плюсах и минусах в строительстве и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости в северных регионах рассказывает Александр Поленков, руководитель направления «Бизнес и инвестиции», Агентство развития Мончегорска.
2266
Изображение взято из источника: Агентство развития Мончегорска
Российский рынок коммерческой недвижимости по итогам 2023 года удивил отрасль годовым приростом в 67,6%. Консалтинговая компания IBC Real Estate оценила совокупный объем инвестиционных вложений в недвижимые активы России в 833 млрд руб - это рекордный показатель с 2000 года.

Лидером стала торговая недвижимость – на нее пришлось 39% от общего объема вложений. В этот сегмент было инвестировано 325 млрд руб., что почти в семь раз превысило показатель 2022 года – 47 млрд руб. При этом третью часть от общего объема вложения сформировали сделки в московском регионе. 

Однако, практика показывает, что ситуация в Москве, а также Санкт-Петербурге, Сочи и ряде других крупных городов существенно отличается от того, что происходит в регионах, например в Мурманской области, где рынок торговой недвижимости далек от насыщения.

Особенности русского Заполярья

Прежде, чем говорить о рынке торговой недвижимости Мурманской области, стоит  кратко обрисовать специфику региона. В частности, отмечу, что по данным Росстата на 2023 год, плотность населения в Мурманской области составляет примерно 4,5 человека на 1 кв. км. И этот показатель напрямую влияет на решения о строительстве современных торговых объектов. 

Большими торгово-развлекательными центрами в нашем регионе может похвалиться только его столица – Мурманск. В малых городах по большей части работают, так называемые, «рынки под крышей», которые совершенно не отвечают стандартам и требованиям, предъявляемым к современным ТРЦ. В Мончегорске, к примеру, имеется 14 торговых центров, но, по факту, все они являются простыми магазинами.  

При этом жителям хочется интересно провести свободное время с семьями, друзьями. А учитывая климатические особенности региона, который полностью находится в арктической зоне, очевидна необходимость в закрытых, комфортабельных объектах. 

Риски и трудности

Строительство любых объектов недвижимости на начальном этапе требует довольно больших вложений – это отраслевая специфика. Но у нас также есть ряд региональных особенностей, которые будущему инвестору необходимо принимать во внимание. 

Первое – длинное логистическое плечо: в области не развито производство строительных материалов, их приходится ввозить из соседних регионов. Поэтому при выборе локации для строительства лучше ориентироваться на близость населенного пункта к федеральной трассе Кола (Мончегорск, к примеру, расположен в непосредственной близости от нее) - это позволит существенно сократить транспортные расходы. 

Второе – теплоносители. Отопительный сезон в Мурманской области длится 9 месяцев в году, в ближайшие годы регион будет газифицирован, что позволит существенно снизить издержки и на строительство, и на эксплуатацию зданий. Но пока используется мазут. 

Третье  – климатический пояс. Мурманская область находится в Заполярье и период, когда можно выполнять строительные работы, здесь короткий и накладывает ограничения на возведение монолитных объектов, поэтому в регионе широко распространено строительство быстровозводимых зданий и сооружений с использованием стальных конструкций.  

Плюсы 

Мурманская область - регион, полностью находящийся в Арктической зоне, на территории которой действует Федеральный Закон № 193-ФЗ о государственной поддержке предпринимательской деятельности, согласно которому компании зарегистрированные и реализующие новые инвестиционные проекты здесь, получают статус резидента Арктической зоны РФ и ряд налоговых и неналоговых преференций.

Регион заинтересован в привлечении новых инвесторов, это не секрет, поэтому здесь  ведут активную деятельность агентства территориального развития. Например, Агентство развития Мончегорска помогает проанализировать рынок, подобрать земельный участок, оптимизировать концепцию торгового объекта, разработать презентацию проекта.  

Во многих крупных городах строительство “очередного торгового центра” в лучшем случае, вызывает равнодушие, а часто, и крайне негативный отклик у населения. В русском Заполярье, особенно в небольших городах,  инвесторам гарантирована поддержка местных жителей.

Пример Мурманской области показывает низкий уровень конкуренции и дефицит в регионе аналогичных объектов: для жителей большинства населенных пунктов они находятся в радиусе 2-х часов езды. Поэтому строительство ТРЦ в Мончегорске - городе, являющемся частью агломерации с Оленегорском, где рядом находятся Кировско-Апатитская агломерация и Полярные Зори, а также активно привлекающем туристов - актуальный и экономически обоснованный проект, имеющий потенциал для того, чтобы стать новой точкой притяжения региона. 

Строительство торгового центра требует относительно невысокого объема инвестиций и обещает достаточно быструю окупаемость: по оценкам Агентства развития Мончегорска объем инвестиций в проект составляет 1,5 млрд рублей, срок окупаемости – 5,7 лет, рентабельность 36,02%

Пример инвестпроекта в Заполярье 

В настоящее время Агентством развития Мончегорска разработан проект будущего торгового центра и определено место, где начнется строительство - это одна из лучших локаций города для подобных объектов, находящаяся на пересечении основных транспортных магистралей. 

Что касается арендаторов, мы ожидаем, что «якорем» станет представитель крупной розничной сети. С большой долей вероятности это будет ритейлер, который уже работает в Мурманске, что позволит компании оптимизировать затраты на логистику. В принципе, все вышесказанное относится и к представителям торговли непродовольственными товарами: жители Мончегорска хотят видеть бренды одежды, косметики, бытовой техники, уже привычные и знакомые, но за которыми не нужно ехать в областной центр. 

Если же говорить о формате будущего центра, то прежде, чем приступить к разработке проекта, мы общались с девелоперами, анализировали тренды и пришли к выводу, что на сегодняшний день одна из очевидных тенденций – это то, что людям очень важна развлекательная составляющая. Я бы даже сказал, что сейчас они в первую очередь идут в такие центры для проведения досуга, а во вторую – за покупками. Развитие маркетплейсов и онлайн-торговля сделали бренды доступными для людей, независимо от их места жительства. Но вот досуг, развлечения, семейный отдых - все это по-прежнему остается оффлайн-историей: невзирая на наличие различных сервисов люди хотят смотреть фильмы в кинотеатрах, общаться друг с другом в кафе, водить детей в игровые комнаты. 

Рекомендации для инвесторов, решивших создавать ТРЦ в Заполярье:

- Строить комплексы небольшого размера. Пандемия и последующий уход ряда западных фирм показал, что большие площади – это фактор риска. Да и жители Мончегорска, со своей стороны, хотят, чтобы в городе появился ТЦ, компактный по размеру, но интересный с точки зрения наполнения. Кроме того, небольшое здание будет экономичнее в плане эксплуатационных расходов.  

- Привлекать “якорных” арендаторов. Лучше всего, если им станет продуктовый ритейлер, уже известный в регионе. На сегодняшний день в Мурманской области представлены такие федеральные игроки, как “Лента” и магазины компании X5 Group - “Перекресток”, “Пятерочка”.

- Увеличивать долю площадей для развлекательных услуг. Низкие температуры, длительная полярная ночь и сильные ветры вынуждают жителей и гостей региона большую часть времени проводить в закрытых помещениях. 

- Ориентироваться на транспортное положение - это важно как в процессе строительства, так и для привлечения посетителей.   


Материалы по теме

Источник: NAI Belarus
Исследования рынка

NAI Belarus: Стрит-ритейл города Минска. I квартал 2024 года

«Когда рассматривается рынок ритейла и торговой недвижимости, всегда особое внимание уделяется такому его сегменту, как стрит-ритейл. Потому что, наверное, нет такого человека, кому не приходилось пользоваться его услугами, будь то просто променад по историческому Минску, целенаправленный поход в конкретную «точку» или совершение ежедневных покупок рядом с домом. Особо хотелось бы отметить такое направление, как стрит-ритейл новых районов. Во-первых, за его социальную значимость в период, пока идет создание соответствующей инфраструктуры в новых микрорайонах и жилых комплексах. Во-вторых, поскольку в Минске и пригородах в последние годы появились масштабные проекты комплексной застройки, появился целый «субпласт» новой недвижимости и компаний, оперирующих ею. Где концентрация минского стрит-ритейла, на сколько эффективно используют эту недвижимость, на какие «грабли» наступают операторы – об этом речь пойдет в обзоре «Стрит-ритейл г. Минска в I-ом квартале 2024 г.»,- анонсировал партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алёшкин.
27.03
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Ввод ТЦ в регионах в 7 раз превысил итоги I квартала 2023 года

Общий объем регионального ввода достиг 61,7 тыс. кв. м. В Московском регионе открыты два новых ТЦ.
19.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

В Томске подорожали торговые объекты

В Томске цены продажи торговой недвижимости выросли на 6% за год.
 
18.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre