УК «Сампа»: До конца года российские города получат еще 0,5 млн кв. м качественных торговых площадей

С начала 2024 г. фонд арендопригодной недвижимости в общероссийском масштабе пополнился на 176 тыс. кв. м. Больше половины от этого показателя обеспечили торговые центры на территории Москвы. Согласно информации, собранной аналитиками УК «Сампа», до завершения сезона ожидаются премьеры 38 проектов. В совокупности они содержат более 500 тыс. кв. м площадей, пригодных для размещения того или иного бизнеса. Этот пул распределен по 18 городам РФ. Львиную долю в структуре новейшего предложения покрывают Москва и ее пригороды. Заметное расширение торговой инфраструктуры запланировано в Петербургской агломерации, в Приморье, на Ставрополье, а также в ряде городов Центральной России (Воронеж, Курск, Пенза, Тула).
621
Изображение взято из источника: УК Сампа
К сегодняшнему дню на финальной степени готовности находятся 38 торговых комплексов общей площадью 1 млн кв. м. Они должны вступить в строй до конца 2024 г., увеличив федеральный показатель GLA (арендопригодная площадь) на 527 тыс. кв. м. В 14 из них помещения для сдачи в аренду занимают до 10 тыс. кв. м, в 12 эта величина равняется 10-15 тыс. кв. м, в 7 – от 15 до 25 тыс. кв. м. И лишь пять комплексов располагают более чем 25 тыс. кв. м площадей, подходящий для размещения арендаторов.

47,5% полезного метража связано с 18 московскими адресами, это 250,5 тыс. кв. м. Если проекты, ввод которых назначен на сезон-2025, не выбьются из графика, то в скором времени столице достанется еще 265,7 тыс. кв. м. Тем самым объем GLA за неполные полтора года вырастет на 8,0%. Новые комплексы появятся и в некоторых подмосковных локациях. Их общая площадь оценивается специалистами УК «Сампа» в 99,5 тыс. кв. м, арендопригодная – 56,8 тыс. кв. м (10,8% от общероссийского показателя). После открытия дополнительных ТЦ в Королеве GLA вырастет на 20,3%, в Одинцово – на 32,9%, в Ивантеевке прирост будет 2,5-кратным. Петербургская агломерация может рассчитывать в этом году на 46,7 тыс. кв. м новых арендопригодных площадей (8,9% от валового показателя по стране). Кроме того, сдача торговых центров 108,5 тыс. кв. м перенесена на 2025 г. Суммарно это 6,1% от нынешнего метража. 

За пределами Москвы и Петербурга больше всего активных площадок в Воронеже. К пулу воронежских ТЦ в 2024 г. присоединятся три комплекса, вмещающие 29,1 тыс. кв. м арендных площадей (5,5% от федерального показателя). Благодаря этому пополнению общий объем предложения на воронежской витрине прибавит 5,5%. Во Владивостоке до конца текущего года ожидается ввод 12 тыс. кв. м GLA (2,3% от федерального показателя), а до конца следующего – дополнительно 11 тыс. кв. м. В сумме это дает прибавку 9,9% к потенциалу торговой инфраструктуры.

В относительно небольшом городе (с населением 100+ тыс. человек) старт даже одного более-менее крупного комплекса способен в разы повысить метраж торговой недвижимости. Подобная ситуация наблюдается в Уссурийске (Приморский край), Михайловске, Кисловодске (оба Ставропольский край). Консолидированное представительство этих трех локаций в общей структуре выборки на 2024 г.  составляет 12,0%.

Среди проектов из поколения 2025-2027 гг. самым влиятельным, по всей видимости, станет брянский «МегаГринн». С его запуском городская статистика по GLA улучшится сразу на 42,3%. В свою очередь, ТРК «Золотой» поднимет показатель Екатеринбурга 15,0%. В других городах предстоящие дебюты довольно слабо скажутся на итоговых значениях. В Архангельске, Калуге, Туле, Казани, Курске и Смоленске рост GLA ограничится 2-5%, в Ижевске, Новокузнецке, Барнауле, Иркутске, Новосибирске и Кирове – менее чем 2%.

Также надо упомянуть о проектах, будущее которых так и не прояснилось. В этом отношении особенно иллюстративен кейс нижнетагильского ТЦ «Парк». До 2024 г. дату его открытия меняли три раза. Тем не менее, отраслевые эксперты уверенно вносили его в список премьер текущего сезона. Однако в феврале застройщик сообщил о консервации здания, достигшего 90-процентной готовности, до 1 сентября 2024-го.  После этого актив может быть продан за 1,49 млрд рублей.



В среднесрочной перспективе фокус внимания региональных девелоперов направлен на большие города в центральной части РФ. До осени 2027 г. они должны получить как минимум 185,4 тыс. кв. м качественной арендопригодной площади. К наступлению этого срока индикатор обеспеченности торговой инфраструктурой будет разниться следующим образом. Безусловным лидером останется Курск. По метражу GLA на 1 тыс. жителей – 1468 кв. м – он будет вдвое опережать Самару и Екатеринбург (города-миллионники, сильнее всего насыщенный торговыми площадями относительно численности населения). Смоленск тоже удержится в верхней части рейтинга. Здесь обеспеченность торговыми площадями поднимется до отметки в 789 кв. м на 1 тыс. жителей. После ввода ТРЦ «МегаГринн» Брянск (857 кв. м на 1 тыс. жителей) почти догонит Тюмень. Пенза с показателем 687 кв. м на 1 тыс. жителей увеличит отрыв от Нижнего Новгорода. Тула, Калуга и Воронеж демонстрируют куда более скромные результаты – 550-560 кв. м на тысячу горожан. Это соответствует уровню развития торговой индустрии в Новосибирске и чуть лучше московских показателей. 



Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: В московских ТЦ заканчиваются крупные помещения

По данным аналитиков компании, 85% всего доступного предложения приходится на блоки площадью до 250 кв. м. Блоков площадью более 1 000 кв. м всего 2% от общего количества свободных лотов. 
09.09
Источник: CRE
Исследования рынка

К2Тех: Прогнозы развития розничной торговли в России до 2030 года

Эксперты К2Тех – Александр Эдер, директор по развитию бизнеса в АПК и Алексей Загайнов, директор по отраслевым решениям в ритейле и FMCG, - провели всесторонний анализ эволюции отечественного розничного рынка и представили три прогноза развития розничной торговли до 2030 года.
09.09
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Ритейлеры сократили средние площади в ТЦ

Общая структура ритейла в столичных торговых центрах меняется: в то время как традиционные категории, такие как «бытовая техника и электроника» и «продукты» сокращают занимаемые площади, другие сегменты, ориентированные на стиль жизни, наоборот, активно масштабируют свое присутствие. В сегменте fashion, несмотря на сокращение средней площади по рынку, наблюдается кратное увеличение доли крупных игроков.  
09.09

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 октября)

Открытие ТРЦ «Одипарк», проекты «Практики» и Legenda, долгожданное закрытие крупнейшей офисной сделки РЖД, крестовый поход городских властей против апартаментов, уход Azimut из Ярославской области, а также новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке.
27.10
Источник: CORE.XP
Открытие

В Одинцове открылся ТРЦ «Одипарк»

К моменту открытия эксклюзивный проект CORE.XP заполнен по договорам более чем на 85%. 
25.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Небо в сеточку: «каменная розница» может переиграть онлайн уже к концу 2025-го

E-commerce продолжает сокращать доходность классической розницы, корректировать покупательское поведение и забирать любые доступные складские лоты, особенно в регионах. Однако в связи с изменением инвестиционных моделей маркетплейсов и других агрегаторов, в которые нельзя бесконечно заливать триллионы рублей, ростом себестоимости логистики, инфляцией и растущим запросом на качество клиентского опыта, стагнация, а затем – спад могут начаться в электронной торговле уже к концу 2025-го. Сейчас онлайн-ритейл не считает нужным обращать внимание на сервис, конкурируя преимущественно «бесконечной полкой» и ценой, и «каменной рознице», казалось бы, остаётся лишь воспользоваться ситуацией, развернув потребительскую модель в свою сторону, и сместив позиционирование любых покупок через «живых» продавцов в «настоящих» магазинах в более высококлассный сегмент.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
22.10
Источник: ishtanskoe-r69.gosweb.gosuslugi.ru
Игроки рынка

Сибирь получит «Практику»

Компания «Практика» выходит за пределы Свердловской области.
 
25.10
Источник: CRE
Сделка

РЖД закрыла крупнейшую офисную сделку

Госкомпания купила 350 тыс. кв. м в башне Moscow Towers. Сумма сделки могла составить более 160 млрд рублей. Одним из консультантов выступила компания CORE.XP.
25.10
Источник: unecon.ru
Сделка

Сбер купил логопарк

Структура Сбербанка приобрела бывший логопарк «Пивдома» в Подмосковье.
 
 
24.10
Источник: Ricci
Назначения

В Ricci новый директор по персоналу

Эту должность заняла Александра Фанарюк, ранее работавшая в таких компаниях, как Nikoliers и IBC Real Estate.
25.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre