К концу 2024 года уровень вакантности на офисном рынке Москвы опустился до рекордно низких уровней как минимум за последние 10 лет – 4-5%, по оценкам крупнейших брокерских агентств (Nikoliers, CORE.XP и Ricci).
Наиболее остро дефицит офисных площадей ощущается в центральных районах, самых востребованных покупателями и арендаторами. Дело в том, что значительная часть новых бизнес-центров строится далеко за пределами ТТК, в рамках столичной программы создания мест приложения труда. Как следствие, в центре Москвы вакансия близка к нулевой. Например, в Басманном районе, где мы стартовали продажи офисов по бизнес-центру класса А — Kobzon City (K-City), доля свободных качественных офисов составляет лишь 0,8% , а новых площадей класса А в принципе нет – большая часть предложения приходится на проекты B-класса и редевелопмент.
На этом фоне ставки на аренду и цены продажи офисов класса А и В в Москве выросли за год на 15-20%. Особенно быстро растут цены в строящихся БЦ – с 2000 года они удвоились. И это явно не предел.
Однако нехватка площадей отнюдь не гарантирует успех любому офисному проекту, вышедшему на рынок – покупатели и арендаторы очень требовательны к качеству, а дефицит не вечен. Объемы нового строительства постоянно увеличиваются: за 2024 год в Москве построили 578 тыс. кв. м новых офисов – в два раза больше, чем в 2023 году. В 2025 году, по прогнозу CORE.XP, показатель вырастет в 1,6 раза и достигнет 926 тыс. кв. м – это 26 бизнес-центров. А до 2030 г. в Москве будет введено примерно 4,3 млн кв. м офисов класса А и В+.
Да, значительную часть этого объема составят бизнес-центры в отдаленных локациях Москвы, однако расслабляться в надежде на то, что «рынок все съест», было бы стратегической ошибкой со стороны девелопера. Особенно если проект строится на продажу (а в аренду сейчас практически не строят).
Для того чтобы бизнес-центр был привлекательным для покупателей сейчас и в будущем, они должны быть твердо уверенными в том, что объект останется востребованным и в долгосрочной перспективе, и они смогут не только вернуть свои вложения, но и хорошо заработать. Даже если изначально офис покупается для себя, любой разумный покупатель оценивает его инвестиционный потенциал. А он зависит от расположения, транспортной доступности, перспектив развития локации и уникальных характеристик непосредственно продукта, которые делают проект комфортным и статусным. Поэтому мы предельно внимательно отнеслись и к выбору локации бизнес-центра K-City (центр Москвы, всего 500 м от метро «Бауманская», в 1 мин. от ТТК), и к концепции.
Спрос на современные концептуальные офисы поддерживает высокая конкуренция за специалистов на рынке труда. Современный офис, в котором можно не только комфортно работать, но и приятно проводить время – серьезный аргумент в погоне за наиболее квалифицированными кадрами. Москва – очень большой город, ехать куда-то после работы, чтобы заняться спортом, отдохнуть и развлечься, – долго и утомительно.
Поэтому девелоперы еще на этапе строительства договариваются с известными рестораторами об открытии их заведений в своих БЦ, проектируют самые современные фитнес-центры и вкладывают огромные деньги в лаундж-зоны и озеленение. K-City не станет исключением: на canteen, кафе, рестораны и ретейл только в первом этапе проекта отведено 1 163 кв. м, а в рамках второй очереди предусмотрен фитнес-центр. Но мы решили пойти немного дальше и вместе с фондом «Кобзон» построить в рамках многофункционального комплекса трансформируемый артхаб площадью, который можно будет адаптировать для проведения концертов, спектаклей, мультимедийных и арт-выставок, презентаций, иммерсивных шоу и лекций – в общем, практически любых мероприятий.
Интеграция масштабных культурных и развлекательных пространств в многофункциональные комплексы – это мировой тренд. Например, в обновленном МФК «Олимпийский» в Москве помимо спорткомплекса предусмотрены концертные и торговые площади, Sensorium Hall в «Москва-Сити» можно будет превращать в концертный зал, выставочный центр или деловое пространство, суперсовременный концертно-выставочный зал The Culture Shed на Манхэттене входит в состав МФК Hudson Yards с офисами, жильем и торговой галереей, а в Nanjing International Youth Cultural Centre в китайском Нанкине есть вообще все – офисы, апартаменты, большой концертный зал и гостиница.
Мировой опыт показывает, что нестандартные культурные пространства способны сделать из офисных центров новые достопримечательности городского масштаба. Поэтому мы считаем, что благодаря музыкальному артхабу им. И.Д. Кобзона наш проект станет новой точкой притяжения на карте Москвы. В свою очередь, для покупателей и арендаторов такие пространства дают дополнительные event-возможности и расширяют досуговые функции для сотрудников компаний-резидентов.
Наиболее остро дефицит офисных площадей ощущается в центральных районах, самых востребованных покупателями и арендаторами. Дело в том, что значительная часть новых бизнес-центров строится далеко за пределами ТТК, в рамках столичной программы создания мест приложения труда. Как следствие, в центре Москвы вакансия близка к нулевой. Например, в Басманном районе, где мы стартовали продажи офисов по бизнес-центру класса А — Kobzon City (K-City), доля свободных качественных офисов составляет лишь 0,8% , а новых площадей класса А в принципе нет – большая часть предложения приходится на проекты B-класса и редевелопмент.
На этом фоне ставки на аренду и цены продажи офисов класса А и В в Москве выросли за год на 15-20%. Особенно быстро растут цены в строящихся БЦ – с 2000 года они удвоились. И это явно не предел.
Однако нехватка площадей отнюдь не гарантирует успех любому офисному проекту, вышедшему на рынок – покупатели и арендаторы очень требовательны к качеству, а дефицит не вечен. Объемы нового строительства постоянно увеличиваются: за 2024 год в Москве построили 578 тыс. кв. м новых офисов – в два раза больше, чем в 2023 году. В 2025 году, по прогнозу CORE.XP, показатель вырастет в 1,6 раза и достигнет 926 тыс. кв. м – это 26 бизнес-центров. А до 2030 г. в Москве будет введено примерно 4,3 млн кв. м офисов класса А и В+.
Да, значительную часть этого объема составят бизнес-центры в отдаленных локациях Москвы, однако расслабляться в надежде на то, что «рынок все съест», было бы стратегической ошибкой со стороны девелопера. Особенно если проект строится на продажу (а в аренду сейчас практически не строят).
Для того чтобы бизнес-центр был привлекательным для покупателей сейчас и в будущем, они должны быть твердо уверенными в том, что объект останется востребованным и в долгосрочной перспективе, и они смогут не только вернуть свои вложения, но и хорошо заработать. Даже если изначально офис покупается для себя, любой разумный покупатель оценивает его инвестиционный потенциал. А он зависит от расположения, транспортной доступности, перспектив развития локации и уникальных характеристик непосредственно продукта, которые делают проект комфортным и статусным. Поэтому мы предельно внимательно отнеслись и к выбору локации бизнес-центра K-City (центр Москвы, всего 500 м от метро «Бауманская», в 1 мин. от ТТК), и к концепции.
Спрос на современные концептуальные офисы поддерживает высокая конкуренция за специалистов на рынке труда. Современный офис, в котором можно не только комфортно работать, но и приятно проводить время – серьезный аргумент в погоне за наиболее квалифицированными кадрами. Москва – очень большой город, ехать куда-то после работы, чтобы заняться спортом, отдохнуть и развлечься, – долго и утомительно.
Поэтому девелоперы еще на этапе строительства договариваются с известными рестораторами об открытии их заведений в своих БЦ, проектируют самые современные фитнес-центры и вкладывают огромные деньги в лаундж-зоны и озеленение. K-City не станет исключением: на canteen, кафе, рестораны и ретейл только в первом этапе проекта отведено 1 163 кв. м, а в рамках второй очереди предусмотрен фитнес-центр. Но мы решили пойти немного дальше и вместе с фондом «Кобзон» построить в рамках многофункционального комплекса трансформируемый артхаб площадью, который можно будет адаптировать для проведения концертов, спектаклей, мультимедийных и арт-выставок, презентаций, иммерсивных шоу и лекций – в общем, практически любых мероприятий.
Интеграция масштабных культурных и развлекательных пространств в многофункциональные комплексы – это мировой тренд. Например, в обновленном МФК «Олимпийский» в Москве помимо спорткомплекса предусмотрены концертные и торговые площади, Sensorium Hall в «Москва-Сити» можно будет превращать в концертный зал, выставочный центр или деловое пространство, суперсовременный концертно-выставочный зал The Culture Shed на Манхэттене входит в состав МФК Hudson Yards с офисами, жильем и торговой галереей, а в Nanjing International Youth Cultural Centre в китайском Нанкине есть вообще все – офисы, апартаменты, большой концертный зал и гостиница.
Мировой опыт показывает, что нестандартные культурные пространства способны сделать из офисных центров новые достопримечательности городского масштаба. Поэтому мы считаем, что благодаря музыкальному артхабу им. И.Д. Кобзона наш проект станет новой точкой притяжения на карте Москвы. В свою очередь, для покупателей и арендаторов такие пространства дают дополнительные event-возможности и расширяют досуговые функции для сотрудников компаний-резидентов.