Как культурные и развлекательные пространства повышают инвестиционную привлекательность бизнес-центров

Еще лет 5-10 назад центральная локация и отличная транспортная доступность гарантировали успех любому офисному проекту. Инфраструктура обычно ограничивалась  столовой для сотрудников, чтобы те не уходили далеко на обед, и стрит-ретейлом на первых этажах, если бизнес-центр находился в одном из торговых коридоров Москвы. Хороший фитнес-клуб и приличный ресторан, в котором не стыдно назначить деловую встречу, считались «уникальным торговым предложением». Сейчас, несмотря на дефицит офисных площадей, всего этого уже недостаточно –  чтобы реализовать офисы по рыночным ценам и быстро, что архиважно при нынешней стоимости денег, необходимы серьезные вложения в инфраструктуру.  Один из новейших и самых перспективных трендов – интеграция в офисные проекты культурных и развлекательных пространств, считает коммерческий директор October Group Юрий Коган.
1152
Изображение взято из источника: October Group
К концу 2024 года уровень вакантности на офисном рынке Москвы опустился до рекордно низких уровней как минимум за последние 10 лет – 4-5%, по оценкам крупнейших брокерских агентств (Nikoliers, CORE.XP и Ricci). 

Наиболее остро дефицит офисных площадей ощущается в центральных районах, самых востребованных покупателями и арендаторами. Дело в том, что значительная часть новых бизнес-центров строится далеко за пределами ТТК, в рамках столичной программы создания мест приложения труда. Как следствие, в центре Москвы вакансия близка к нулевой. Например, в Басманном районе, где мы стартовали продажи офисов по бизнес-центру класса А — Kobzon City (K-City), доля свободных качественных офисов составляет лишь 0,8% , а новых площадей класса А в принципе нет – большая часть предложения приходится на проекты B-класса и редевелопмент. 

На этом фоне ставки на аренду и цены продажи офисов класса А и В в Москве выросли за год на 15-20%. Особенно быстро растут цены в строящихся БЦ – с 2000 года они удвоились. И это явно не предел.

Однако нехватка площадей отнюдь не гарантирует успех любому офисному проекту, вышедшему на рынок – покупатели и арендаторы очень требовательны к качеству, а дефицит не вечен. Объемы нового строительства постоянно увеличиваются: за 2024 год в Москве построили 578 тыс. кв. м новых офисов –  в два раза больше, чем в 2023 году. В 2025 году, по прогнозу CORE.XP, показатель вырастет в 1,6 раза и достигнет 926 тыс. кв. м – это 26 бизнес-центров. А до 2030 г. в Москве будет введено примерно 4,3 млн кв. м офисов класса А и В+.

Да, значительную часть этого объема составят бизнес-центры в отдаленных локациях Москвы, однако расслабляться в надежде на то, что «рынок все съест», было бы стратегической ошибкой со стороны девелопера. Особенно если проект строится на продажу (а в аренду сейчас практически не строят). 

Для того чтобы бизнес-центр был привлекательным для покупателей сейчас и в будущем, они должны быть твердо уверенными в том, что объект останется востребованным и в долгосрочной перспективе, и они смогут не только вернуть свои вложения, но и хорошо заработать. Даже если изначально офис покупается для себя, любой разумный покупатель оценивает его инвестиционный потенциал. А он зависит от расположения, транспортной доступности, перспектив развития локации и уникальных характеристик непосредственно продукта, которые делают проект комфортным и статусным. Поэтому мы предельно внимательно отнеслись и к выбору локации бизнес-центра K-City (центр Москвы, всего 500 м от метро «Бауманская», в 1 мин. от ТТК), и к концепции.

Спрос на современные концептуальные офисы поддерживает высокая конкуренция за специалистов на рынке труда. Современный офис, в котором можно не только комфортно работать, но и приятно проводить время – серьезный аргумент в погоне за наиболее квалифицированными кадрами. Москва – очень большой город, ехать куда-то после работы, чтобы заняться спортом, отдохнуть и развлечься, – долго и утомительно.

Поэтому девелоперы еще на этапе строительства договариваются с известными рестораторами об открытии их заведений в своих БЦ, проектируют самые современные фитнес-центры и вкладывают огромные деньги в лаундж-зоны и озеленение. K-City не станет исключением: на canteen, кафе, рестораны и ретейл только в первом этапе проекта отведено 1 163 кв. м, а в рамках второй очереди предусмотрен фитнес-центр. Но мы решили пойти немного дальше и вместе с фондом «Кобзон» построить в рамках многофункционального комплекса трансформируемый артхаб площадью, который можно будет адаптировать для проведения концертов, спектаклей, мультимедийных и арт-выставок, презентаций, иммерсивных шоу и лекций – в общем, практически любых мероприятий.

Интеграция масштабных культурных и развлекательных пространств в многофункциональные комплексы – это мировой тренд. Например, в обновленном МФК «Олимпийский» в Москве помимо спорткомплекса предусмотрены концертные и торговые площади, Sensorium Hall в «Москва-Сити» можно будет превращать в концертный зал, выставочный центр или деловое пространство, суперсовременный концертно-выставочный зал The Culture Shed на Манхэттене входит в состав МФК Hudson Yards с офисами, жильем и торговой галереей, а в Nanjing International Youth Cultural Centre в китайском Нанкине есть вообще все – офисы, апартаменты, большой концертный зал и гостиница.

Мировой опыт показывает, что нестандартные культурные пространства способны сделать из офисных центров новые достопримечательности городского масштаба. Поэтому мы считаем, что благодаря музыкальному артхабу им. И.Д. Кобзона наш проект станет новой точкой притяжения на карте Москвы. В свою очередь, для покупателей и арендаторов такие пространства дают дополнительные event-возможности и расширяют досуговые функции для сотрудников компаний-резидентов.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Офисы в Петербурге продолжат дорожать

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2024 года на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга, выявив значительный рост арендных ставок из-за дефицита нового предложения и реализации отложенного спроса. Так, в бизнес-центрах класса А средневзвешенная ставка увеличилась на 27% и составила к концу 2024 года 2 860 руб. за кв. м в месяц (включая НДС и операционные расходы), а в классе B – на 18%, до 1 770 руб. Прогнозы на 2025 год также указывают на продолжение роста: ставки в классе А могут превысить 3 000 руб., а в объектах класса B достигнуть 2 000 руб.       
28.01
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: В «Большом Сити» построят еще около 4 млн кв. м офисов

К 2035 году общее предложение в «Большом Сити» может увеличиться почти в 2,5 раза – с 2,8 млн кв. м до 6,8 млн кв. м. Территория развивается за счет активной реорганизации промышленных зон и программы комплексного развития территорий (КРТ). Помимо уже сложившегося кластера «Москва-Сити», аналитики выделяют еще несколько, крупнейшими из которых станут Ходынка и Звенигородская, предложение в них превысит 3,6 млн кв. м.
23.01
Источник: Mors Architects
KnowHow

Офис + НИИ = ? Как сочетать в одном архитектурном проекте офисы, исследовательские площадки и лаборатории

Технопарки, современные НИИ, небольшие производства – все эти форматы активно развиваются прямо сейчас и требуют особенного подхода к созданию архитектуры. В первую очередь это важно, когда в одном здании совмещаются разнообразные функции: от классических офисов до представительских зон для приема клиентов или партнеров и исследовательских полигонов или лабораторий. На примере практически реализованного НИЦ компании «Август» в Черноголовке генеральный директор и партнер бюро Mors Architects Виталий Землянский рассказал о том, какие принципы помогут грамотно организовать разные по функционалу рабочие площади в одном здании и что позволит сделать объект удобным для всех пользователей.
22.01

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Накопленные физическими лицами деньги в условиях высокой ключевой ставки нужны всем, однако к коммерческой недвижимости потенциальные непрофильные интересанты по-прежнему относятся с осторожностью. Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче, а портфели для коллективных инвесторов постоянно пополняются новыми линейками и классами активов: light industrial...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24 февраля - 2 марта)

Новые отели Cosmos и Azimut, сделка в Nordway, новости компаний Zeppelin, ПИК, «Галс-Девелопмент», планы по развитию «Хочу Пури» и «Термолэнд», а также новый материал из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю. 
02.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Шапка горит: как торговые центры борются с ворами

О том, что в российских торговых центрах  участились случаи краж как у арендаторов, так и у посетителей – на эскалаторах, фудкортах, в общих и развлекательных зонах, игроки (хотя и шёпотом) говорят ещё с лета 2024-го. Тенденция в части объектов не только сохраняется, но усиливается, а наиболее значимым фактором роста «воровских показателей» называется снижение реальных доходов населения, особенно в регионах, кадровый голод и минимальные бюджеты на охрану.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
28.02
Источник: cre
Игроки рынка

«Лемана ПРО» развивает технологии

«Лемана ПРО» запустила собственную платформу для взаимодействия с клиентами WeCare.

04.03
Источник: Asterus
Сделка

«Ростех» стал собственником «Ростех-сити»

Госкорпорация выкупила деловой квартал площадью около 264 тыс. кв. м, построенный компанией Vi Holding в Тушине. Сумма сделки могла составить свыше 100 млрд рублей.
03.03
Источник: Capital Alliance
Проект

У МЦК «Зорге» появится Avium

Бизнес-центр от Capital Alliance в Хорошево-Мневниках получил название Avium.
 
28.02
Источник: Parametr
Проект

Parametr стартовал с Балашихой

Parametr начал строить промпарк в Балашихе.
 
 
28.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre