Аналитики IBC Real Estate прогнозируют по итогам 2025 года увеличение объема качественной торговой недвижимости в Санкт-Петербурге на 136 тыс. кв. м. В случае ввода всех запланированных объектов этот показатель станет рекордным с 2013, когда в городе было введено свыше 205 тыс. кв. м.
К открытию в текущем году готовятся такие торговые центры, как: HOLLYWOOD (GLA – 60 тыс. кв. м), NEBO в Мурино (GLA – 25,7 тыс. кв. м), 2 объекта от Kronung – Новогорелово (GLA – 11,8 тыс. кв. м) и Солнечный (GLA – 3,8 тыс. кв. м), а также вторая очередь Экопарка в Мурино (GLA – 5 тыс. кв. м). В конце марта 2025 года в Санкт-Петербурге начал частичную работу Парк Молл (GLA – 32 тыс. кв. м) в ЖК Лондон Парк, в составе которого были открыты детский развлекательный центр и рестопарк FunCity, а также магазин техники Re:Premium. Официальное праздничное открытие ожидается в апреле.
Стоит отметить, что запуск новых ТЦ в Северной столице приходится, как правило, на вторую половину года. Парк Молл стал первым качественным ТЦ с 2014 года, открытие которого состоялось в I квартале года. В 2024 году в Санкт-Петербурге не открылось ни одного качественного ТЦ. Ввод всех запланированных объектов суммарной арендопригодной площадью более 70 тыс. был перенесен на текущий год.
Прогнозируемый рост ввода обусловлен завершением проектов, открытие которых неоднократно переносилось. Кроме того, рекордный ввод будет обеспечен благодаря крупноформатным ТЦ. Так крупнейший объект, запланированный к вводу в августе 2025 года, HOLLYWOOD (GLA – 60 тыс. кв. м) станет первым открывшимся ТЦ такого формата с 2016 года, когда в Санкт-Петербурге был введен Охта Молл (GLA – 78 тыс. кв. м).
При этом, рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга следует общей тенденции на снижение средней площади новых объектов. За последние 10 лет показатель снизился почти в 2 раза: если в 2000-2014 средняя площадь новых ТЦ составляла 33,7 тыс. кв. м, то в 2015-2025 всего 17,2 тыс. кв. м. Такие изменения вызваны трансформацией потребительского поведения, значительное влияние на которое оказало два фактора – стремительное развитие онлайн-ритейла, которое началось в условиях пандемии, а также изменение состава арендаторов после массового исхода международных брендов в 2022 году. В следствие этого ТЦ районного формата продемонстрировали высокий уровень устойчивости к изменениям, что обусловлено спецификой состава арендаторов. В период пандемии Covid-19 такие крупные арендаторы как супермаркеты и магазины бытовой химии хоть и сталкивались с рядом ограничений, оставались открытыми. Массовый же исход международных брендов в 2022 году не коснулся ТЦ малого формата, поскольку международные арендаторы не являлись ключевыми для них.
Тем временем крупноформатные ТЦ были вынуждены переизобретать себя, превращаясь из мест совершения покупок, в точки для проведения досуга и встреч. Сегодня в крупных объектах появляются новые уникальные арендаторы, которым необходимы большие пространства – например, арендаторы в категориях спорт и развлечения (термальные комплексы, теннисные корты, детские развлекательные «города»). При этом, несмотря на низкий уровень вакансии, вопрос о том, будут ли заполняться новые крупноформатные ТЦ, остается открытым. Залогом успеха по-прежнему является качественное управление объектом. Так, в марте 2025 года готовящийся к открытию в Санкт-Петербурге HOLLYWOOD заявил о 80% сданных площадей.
К открытию в текущем году готовятся такие торговые центры, как: HOLLYWOOD (GLA – 60 тыс. кв. м), NEBO в Мурино (GLA – 25,7 тыс. кв. м), 2 объекта от Kronung – Новогорелово (GLA – 11,8 тыс. кв. м) и Солнечный (GLA – 3,8 тыс. кв. м), а также вторая очередь Экопарка в Мурино (GLA – 5 тыс. кв. м). В конце марта 2025 года в Санкт-Петербурге начал частичную работу Парк Молл (GLA – 32 тыс. кв. м) в ЖК Лондон Парк, в составе которого были открыты детский развлекательный центр и рестопарк FunCity, а также магазин техники Re:Premium. Официальное праздничное открытие ожидается в апреле.
Стоит отметить, что запуск новых ТЦ в Северной столице приходится, как правило, на вторую половину года. Парк Молл стал первым качественным ТЦ с 2014 года, открытие которого состоялось в I квартале года. В 2024 году в Санкт-Петербурге не открылось ни одного качественного ТЦ. Ввод всех запланированных объектов суммарной арендопригодной площадью более 70 тыс. был перенесен на текущий год.
Прогнозируемый рост ввода обусловлен завершением проектов, открытие которых неоднократно переносилось. Кроме того, рекордный ввод будет обеспечен благодаря крупноформатным ТЦ. Так крупнейший объект, запланированный к вводу в августе 2025 года, HOLLYWOOD (GLA – 60 тыс. кв. м) станет первым открывшимся ТЦ такого формата с 2016 года, когда в Санкт-Петербурге был введен Охта Молл (GLA – 78 тыс. кв. м).
При этом, рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга следует общей тенденции на снижение средней площади новых объектов. За последние 10 лет показатель снизился почти в 2 раза: если в 2000-2014 средняя площадь новых ТЦ составляла 33,7 тыс. кв. м, то в 2015-2025 всего 17,2 тыс. кв. м. Такие изменения вызваны трансформацией потребительского поведения, значительное влияние на которое оказало два фактора – стремительное развитие онлайн-ритейла, которое началось в условиях пандемии, а также изменение состава арендаторов после массового исхода международных брендов в 2022 году. В следствие этого ТЦ районного формата продемонстрировали высокий уровень устойчивости к изменениям, что обусловлено спецификой состава арендаторов. В период пандемии Covid-19 такие крупные арендаторы как супермаркеты и магазины бытовой химии хоть и сталкивались с рядом ограничений, оставались открытыми. Массовый же исход международных брендов в 2022 году не коснулся ТЦ малого формата, поскольку международные арендаторы не являлись ключевыми для них.
Тем временем крупноформатные ТЦ были вынуждены переизобретать себя, превращаясь из мест совершения покупок, в точки для проведения досуга и встреч. Сегодня в крупных объектах появляются новые уникальные арендаторы, которым необходимы большие пространства – например, арендаторы в категориях спорт и развлечения (термальные комплексы, теннисные корты, детские развлекательные «города»). При этом, несмотря на низкий уровень вакансии, вопрос о том, будут ли заполняться новые крупноформатные ТЦ, остается открытым. Залогом успеха по-прежнему является качественное управление объектом. Так, в марте 2025 года готовящийся к открытию в Санкт-Петербурге HOLLYWOOD заявил о 80% сданных площадей.
«Мы ожидаем, что 2025 год на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга будет рекордным с точки зрения объемов нового строительства благодаря открытию объектов, сроки ввода которых неоднократно переносились. Однако после реализации уже заявленных ТЦ может произойти спад динамики нового строительства в связи со снижением активности девелоперов. Рынок торговой недвижимости будет увеличиваться в основном за счет ТЦ районного формата, которые не только демонстрируют высокую степень адаптивности, но и отвечают потребительским предпочтениям населения», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.