Жилые девелоперы не торопятся открывать ТЦ

По данным Key Capital, лишь 2% новостроек Москвы имеют собственные торговые центры.
 
648
Изображение взято из источника: cre.ru
В 2025 г. в Москве запланировано открытие 18 торговых центров. Таким образом, суммарное число ТЦ в столице достигнет 530. Вместе с тем, по подсчетам экспертов компании Key Capital, всего 8 жилых проектов (строящихся и готовых) на первичном рынке Москвы имеют собственные торговые центры. Таким образом, доля столичных новостроек с ТЦ составляет менее 2%.

По данным Key Capital, 57% покупателей новостроек не имеют ТРЦ в пешеходной доступности. Однако уровень их посещаемости остается высоким. Это обусловлено тем, что часто торговые центры компенсируют дефицит локальных сервисов и общественных пространств в жилых комплексах и кварталах. Основные причины походов в ТРЦ связаны с покупками одежды и обуви (78%), посещением кафе и ресторанов (54%), кинотеатров (48%) и продуктовых магазинов (47%). При этом значительная часть людей рассматривает торговый центр не только как место покупок, но и как способ сменить обстановку (46%), провести время с детьми (19%) или посетить развлекательные заведения (25%). Сегодня ситуация с обеспеченностью новостроек коммерческими и досуговыми пространствами постепенно улучшается. А в некоторых проектах даже появляются собственные ТРЦ, которые становятся важными центрами притяжения. Впрочем, такая опция, по-видимому, всегда будет эксклюзивной.

Торговый променад «Острова Мечты»

Масштабный рекреационный проект, реализуемый компанией Regions Development, соседствует с премиальными жилыми комплексами: Dream Towers и Dream Riva. Кластер включает в себя множество составляющих: самый большой в Европе закрытый парк развлечений, ландшафтный парк площадью 44 га, киноконцертный центр «Москва», пляжный клуб Dream Beach Club, прогулочный торговый променад с атриумами.
«Посещаемость торговых центров в Москве значительно растет – за прошлый год показатель увеличился в полтора раза, – комментирует Лилия Арцибашева, коммерческий директор Regions Development. – Еще сильнее выросло число покупок, совершенных в столичных ТЦ – более чем на 50% год к году. Шопинг  для москвичей не просто способ приобретения нужных товаров, но и форма досуга. Поэтому особенной популярностью пользуются ТЦ с развлекательными составляющими: ресторанными двориками, киноконцертными залами, аттракционами. «Остров Мечты» более чем за четыре года посетили 19,6 млн гостей. Безусловно, новостройки в непосредственной близости от торгово-развлекательных комплексов обладают повышенной ликвидностью. Квартиры в них продолжают дорожать даже после ввода домов, а арендные ставки регулярно растут».

«Зиларт Универмаг» («ЗУМ»)

Это первый торговый центр, открытый в Москве в 2025 г. Новый ТЦ, распахнувший свои двери в январе, расположен на территории жилого комплекса бизнес-класса «Зиларт» от Группы «ЛСР». Площадь четырехэтажного объекта составляет 30 тыс. кв. м. Арендаторами ТЦ «ЗУМ» уже стали супермаркет «Перекресток», фитнес-клуб, танцевальная школа-студия Аллы Духовой «Тодес», студия пилатеса и йоги, детский развлекательный центр, магазин парфюмерии и косметики, а также рестораны и кафе. Парковка «Зиларт Универмага» рассчитана на 250 машино-мест.

Источник: CRE

ТЦ в «Мираполис»

В мультиформатном комплексе бизнес-класса «Мираполис» (Ярославский район), который строит ГК «Основа», под инфраструктуру отведено 20 тыс. кв. м. Это один из наиболее значительных показателей на рынке. В стилобатной части комплекса появится торговый центр. Помимо этого, здесь откроются магазины, фуд-корт, супермаркет, коворкинг и собственный SPA-центр с фитнесом и бассейном. Примечательно, что в «Мираполис» находится наиболее дорогое коммерческое помещение на первичном рынке Москвы. Подобное ценообразование связано как с масштабом объекта (свыше 860 кв. м), так и с его высокой ликвидностью, потенциальным большим трафиком, включая внутренний (в комплексе запроектировано свыше 1900 лотов).
«Доля свободных площадей в ТЦ Москвы за минувшие 12 месяцев сократилась почти на 10 процентных пунктов, – говорит Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа». – По сути торговая индустрия, наконец, успешно адаптировалась к новым реалиям, пережила импортозамещение и только набирает обороты. Это говорит о том, что торговые центры в ближайшей перспективе останутся популярными, не уступая позиции маркетплейсам. Вместе с тем москвичи реже стали ездить в удаленные от дома торговые комплексы – не только на шопинг, но и за активным досугом. Приоритетный выбор – ТЦ в своем районе, а в идеале – рядом с домом».

ТЦ в «Level Академическая»

Первый и подземный этажи жилого комплекса бизнес-класса «Level Академическая» займет небольшой торговый центр. Объект рассчитан на 18 помещений общей площадью 2,5 тыс. кв. м. В данном ТЦ откроются магазины, супермаркет, аптека, ресторан, кофейня, салон красоты. Попасть в коммерческое пространство возможно будет как с улицы, так и через паркинг ЖК.

ТЦ в «Level Причальный»

В еще одном проекте от Level Group – ЖК бизнес-класса «Level Причальный» (Хорошево-Мневники) – торговый центр уже создан. Площадь объекта, открытого в 2024 г., составляет 9,1 тыс. кв. м. ТЦ занимает одноэтажный стилобат жилого корпуса «Север» и включает 35 коммерческих помещений. Специально под него в проекте отведено 64 парковочных места.

Victory Gallery

На подземном уровне премиального жилого комплекса Victory Park Residence (Дорогомилово) от Ant Development появится торговая галерея Victory Gallery. Помимо магазинов и ресторанов, здесь откроются SPA-центры, салоны красоты, кинотеатр и океанариум. Кроме того, девелопер создаст креативное арт-пространство.
 
ТЦ в «Republic Пресня»

Девелопер Forma в рамках премиального проекта «Republic Пресня» создал собственный торговый центр (шопинг-аллею). Он размещается в реконструированном памятнике индустриальной архитектуры. ТЦ жилого комплекса включает продуктовый магазин, винотеку, кафе, ресторан, салон красоты, аптеку, кофейню и другие объекты ретейла (всего 40 коммерческих помещений).
«В 2010-е гг. государство стало стимулировать создание коммерческих площадей на первых этажах жилых домов, – рассказывает Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию компании Key Capital. – Сегодня уже почти во всех новостройках предусмотрены объекты ритейла. Однако, как правило, это лишь небольшие магазины, бытовые сервисы, салоны красоты, иногда – сетевые супермаркеты в качестве якорных арендаторов. До сих пор редкостью остаются полноценные торговые центры в ЖК и даже масштабных жилых кварталах. Как правило, они формируются в районах, где наблюдается дефицит торговых площадей. Хотя иногда девелоперы осознанно идут на конкуренцию, предлагая эксклюзивные концепции, например, шопинг в интерьерах мировых достопримечательностей либо старинного лофта.

На мой взгляд, в среднесрочной перспективе новостройки с ТЦ будут появляться чаще. Дело в том, что ведение бизнеса на первых этажах жилых домов – это одно из самых перспективных и доступных направлений сегодня, которое гарантирует стабильную прибыль. Независимо от экономических обстоятельств, неизменно сохраняются базовые потребности собственников, которые «закрывает» такой вид предпринимательства. Кроме того, власти не отказываются от планов по вводу до 2030 г. 1 млрд кв. м жилья. Следовательно, рынок будет активно пополняться новыми площадями под ритейл, включая собственные торговые центры».


иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Ишметова Эвелина

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Сверхбольшой торговый центр

Остров Мечты

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Основные торговые коридоры Москвы от голода не умрут

Согласно данным NF Group, по итогам 2024 года сегмент общественного питания занимает наибольшую долю площадей формата стрит-ретейл на основных торговых коридорах Москвы. На кафе и рестораны приходится 31% от общего числа торговых помещений. На втором месте по количеству занимаемых площадей (14%) находятся магазины одежды и обуви. За последние пять лет доля заведений общественного питания, как и доля фэшн-сегмента, увеличилась на 2 п. п. Объем площадей, занимаемых финансовыми и страховыми организациями, наоборот, сократился (-3,5 п. п.).
18.12
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

Будущее торговой недвижимости: каким станет покупатель к 2035 году

Компании IBC Real Estate и Parus Asset Management провели исследование, в котором были проанализированы российские потребители в разрезе поколенческой теории с учетом макроэкономических и демографических показателей, а также прогнозов, с целью определения будущего рынка торговой недвижимости России. Кроме того, были изучены динамика нового строительства торговой недвижимости и объемов инвестиций в сегмент, уровень вакантных площадей и спрос со стороны международных ритейлеров. 
07.11
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ввод торговых центров возвращается к уровню 2020 года

За 9 месяцев 2024 года объем ввода качественных торговых площадей в России превзошел показатели аналогичного периода предыдущего года более чем на 40%. По итогам года аналитики прогнозируют около 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, тогда как в 2022-2023 гг. годовой ввод не превышал 300 тыс. кв. м.
11.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre