Жилые девелоперы не торопятся открывать ТЦ

По данным Key Capital, лишь 2% новостроек Москвы имеют собственные торговые центры.
 
900
Изображение взято из источника: cre.ru
В 2025 г. в Москве запланировано открытие 18 торговых центров. Таким образом, суммарное число ТЦ в столице достигнет 530. Вместе с тем, по подсчетам экспертов компании Key Capital, всего 8 жилых проектов (строящихся и готовых) на первичном рынке Москвы имеют собственные торговые центры. Таким образом, доля столичных новостроек с ТЦ составляет менее 2%.

По данным Key Capital, 57% покупателей новостроек не имеют ТРЦ в пешеходной доступности. Однако уровень их посещаемости остается высоким. Это обусловлено тем, что часто торговые центры компенсируют дефицит локальных сервисов и общественных пространств в жилых комплексах и кварталах. Основные причины походов в ТРЦ связаны с покупками одежды и обуви (78%), посещением кафе и ресторанов (54%), кинотеатров (48%) и продуктовых магазинов (47%). При этом значительная часть людей рассматривает торговый центр не только как место покупок, но и как способ сменить обстановку (46%), провести время с детьми (19%) или посетить развлекательные заведения (25%). Сегодня ситуация с обеспеченностью новостроек коммерческими и досуговыми пространствами постепенно улучшается. А в некоторых проектах даже появляются собственные ТРЦ, которые становятся важными центрами притяжения. Впрочем, такая опция, по-видимому, всегда будет эксклюзивной.

Торговый променад «Острова Мечты»

Масштабный рекреационный проект, реализуемый компанией Regions Development, соседствует с премиальными жилыми комплексами: Dream Towers и Dream Riva. Кластер включает в себя множество составляющих: самый большой в Европе закрытый парк развлечений, ландшафтный парк площадью 44 га, киноконцертный центр «Москва», пляжный клуб Dream Beach Club, прогулочный торговый променад с атриумами.
«Посещаемость торговых центров в Москве значительно растет – за прошлый год показатель увеличился в полтора раза, – комментирует Лилия Арцибашева, коммерческий директор Regions Development. – Еще сильнее выросло число покупок, совершенных в столичных ТЦ – более чем на 50% год к году. Шопинг  для москвичей не просто способ приобретения нужных товаров, но и форма досуга. Поэтому особенной популярностью пользуются ТЦ с развлекательными составляющими: ресторанными двориками, киноконцертными залами, аттракционами. «Остров Мечты» более чем за четыре года посетили 19,6 млн гостей. Безусловно, новостройки в непосредственной близости от торгово-развлекательных комплексов обладают повышенной ликвидностью. Квартиры в них продолжают дорожать даже после ввода домов, а арендные ставки регулярно растут».

«Зиларт Универмаг» («ЗУМ»)

Это первый торговый центр, открытый в Москве в 2025 г. Новый ТЦ, распахнувший свои двери в январе, расположен на территории жилого комплекса бизнес-класса «Зиларт» от Группы «ЛСР». Площадь четырехэтажного объекта составляет 30 тыс. кв. м. Арендаторами ТЦ «ЗУМ» уже стали супермаркет «Перекресток», фитнес-клуб, танцевальная школа-студия Аллы Духовой «Тодес», студия пилатеса и йоги, детский развлекательный центр, магазин парфюмерии и косметики, а также рестораны и кафе. Парковка «Зиларт Универмага» рассчитана на 250 машино-мест.

Источник: CRE

ТЦ в «Мираполис»

В мультиформатном комплексе бизнес-класса «Мираполис» (Ярославский район), который строит ГК «Основа», под инфраструктуру отведено 20 тыс. кв. м. Это один из наиболее значительных показателей на рынке. В стилобатной части комплекса появится торговый центр. Помимо этого, здесь откроются магазины, фуд-корт, супермаркет, коворкинг и собственный SPA-центр с фитнесом и бассейном. Примечательно, что в «Мираполис» находится наиболее дорогое коммерческое помещение на первичном рынке Москвы. Подобное ценообразование связано как с масштабом объекта (свыше 860 кв. м), так и с его высокой ликвидностью, потенциальным большим трафиком, включая внутренний (в комплексе запроектировано свыше 1900 лотов).
«Доля свободных площадей в ТЦ Москвы за минувшие 12 месяцев сократилась почти на 10 процентных пунктов, – говорит Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа». – По сути торговая индустрия, наконец, успешно адаптировалась к новым реалиям, пережила импортозамещение и только набирает обороты. Это говорит о том, что торговые центры в ближайшей перспективе останутся популярными, не уступая позиции маркетплейсам. Вместе с тем москвичи реже стали ездить в удаленные от дома торговые комплексы – не только на шопинг, но и за активным досугом. Приоритетный выбор – ТЦ в своем районе, а в идеале – рядом с домом».

ТЦ в «Level Академическая»

Первый и подземный этажи жилого комплекса бизнес-класса «Level Академическая» займет небольшой торговый центр. Объект рассчитан на 18 помещений общей площадью 2,5 тыс. кв. м. В данном ТЦ откроются магазины, супермаркет, аптека, ресторан, кофейня, салон красоты. Попасть в коммерческое пространство возможно будет как с улицы, так и через паркинг ЖК.

ТЦ в «Level Причальный»

В еще одном проекте от Level Group – ЖК бизнес-класса «Level Причальный» (Хорошево-Мневники) – торговый центр уже создан. Площадь объекта, открытого в 2024 г., составляет 9,1 тыс. кв. м. ТЦ занимает одноэтажный стилобат жилого корпуса «Север» и включает 35 коммерческих помещений. Специально под него в проекте отведено 64 парковочных места.

Victory Gallery

На подземном уровне премиального жилого комплекса Victory Park Residence (Дорогомилово) от Ant Development появится торговая галерея Victory Gallery. Помимо магазинов и ресторанов, здесь откроются SPA-центры, салоны красоты, кинотеатр и океанариум. Кроме того, девелопер создаст креативное арт-пространство.
 
ТЦ в «Republic Пресня»

Девелопер Forma в рамках премиального проекта «Republic Пресня» создал собственный торговый центр (шопинг-аллею). Он размещается в реконструированном памятнике индустриальной архитектуры. ТЦ жилого комплекса включает продуктовый магазин, винотеку, кафе, ресторан, салон красоты, аптеку, кофейню и другие объекты ретейла (всего 40 коммерческих помещений).
«В 2010-е гг. государство стало стимулировать создание коммерческих площадей на первых этажах жилых домов, – рассказывает Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию компании Key Capital. – Сегодня уже почти во всех новостройках предусмотрены объекты ритейла. Однако, как правило, это лишь небольшие магазины, бытовые сервисы, салоны красоты, иногда – сетевые супермаркеты в качестве якорных арендаторов. До сих пор редкостью остаются полноценные торговые центры в ЖК и даже масштабных жилых кварталах. Как правило, они формируются в районах, где наблюдается дефицит торговых площадей. Хотя иногда девелоперы осознанно идут на конкуренцию, предлагая эксклюзивные концепции, например, шопинг в интерьерах мировых достопримечательностей либо старинного лофта.

На мой взгляд, в среднесрочной перспективе новостройки с ТЦ будут появляться чаще. Дело в том, что ведение бизнеса на первых этажах жилых домов – это одно из самых перспективных и доступных направлений сегодня, которое гарантирует стабильную прибыль. Независимо от экономических обстоятельств, неизменно сохраняются базовые потребности собственников, которые «закрывает» такой вид предпринимательства. Кроме того, власти не отказываются от планов по вводу до 2030 г. 1 млрд кв. м жилья. Следовательно, рынок будет активно пополняться новыми площадями под ритейл, включая собственные торговые центры».


иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Ишметова Эвелина

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Сверхбольшой торговый центр

Остров Мечты

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Основные торговые коридоры Москвы от голода не умрут

Согласно данным NF Group, по итогам 2024 года сегмент общественного питания занимает наибольшую долю площадей формата стрит-ретейл на основных торговых коридорах Москвы. На кафе и рестораны приходится 31% от общего числа торговых помещений. На втором месте по количеству занимаемых площадей (14%) находятся магазины одежды и обуви. За последние пять лет доля заведений общественного питания, как и доля фэшн-сегмента, увеличилась на 2 п. п. Объем площадей, занимаемых финансовыми и страховыми организациями, наоборот, сократился (-3,5 п. п.).
18.12
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

Будущее торговой недвижимости: каким станет покупатель к 2035 году

Компании IBC Real Estate и Parus Asset Management провели исследование, в котором были проанализированы российские потребители в разрезе поколенческой теории с учетом макроэкономических и демографических показателей, а также прогнозов, с целью определения будущего рынка торговой недвижимости России. Кроме того, были изучены динамика нового строительства торговой недвижимости и объемов инвестиций в сегмент, уровень вакантных площадей и спрос со стороны международных ритейлеров. 
07.11
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ввод торговых центров возвращается к уровню 2020 года

За 9 месяцев 2024 года объем ввода качественных торговых площадей в России превзошел показатели аналогичного периода предыдущего года более чем на 40%. По итогам года аналитики прогнозируют около 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, тогда как в 2022-2023 гг. годовой ввод не превышал 300 тыс. кв. м.
11.10

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 июня)

Uniqlo популярнее Zara и Nike, Минстрой фиксирует рост качества городской среды, X5 Group строит новый склад под Калугой, «Фасадные Решения» займутся строительством отелей и light industrial, а Vasilchuki запускают девять новых концепций. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке.
15.06
Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: Пресс-служба «Ориентир»
Проект

«Ориентир» построит РЦ для «Пятерочки» на Вологодчине

X5 Group, ГК «Ориентир» и Правительство Вологодской области подписали соглашение о строительстве первого мультитемпературного распределительного центра.
19.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: MR
Экспертный анализ

Выходное пособие: как пиарщики занимают авансцену девелопмента

Новый бизнес-ландшафт, усиление государственного регулирования и закрытости игроков – с одной стороны, и необходимость постоянной работы с разными аудиториями и ежедневного присутствия в медиаполе – с другой, всего за пять лет кардинально изменили ожидания девелопмента от информационной политики. Влияние PR в отрасли сегодня сопоставимо с девяностыми: не PR-стратегии идут за рынком, но рынок за PR-стратегиями, а на пиарщиков с любым «неформатным подходом» снова охотятся кадровики.

Продолжение, начало см. здесь. 

О том, как PR-стратегии изменяют консалтинг, управление недвижимостью, ритейл, логистику и индустрию гостеприимства, читайте в следующем выпуске.


Журнал CRE. Текст: Екатерина Горячева.
18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre