IBC Real Estate: Ввод торговых центров возвращается к уровню 2020 года

За 9 месяцев 2024 года объем ввода качественных торговых площадей в России превзошел показатели аналогичного периода предыдущего года более чем на 40%. По итогам года аналитики прогнозируют около 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, тогда как в 2022-2023 гг. годовой ввод не превышал 300 тыс. кв. м.
817
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
По данным с января по сентябрь 2024 года в России открылось 20 качественных ТЦ, общая арендопригодная площадь которых составила 257,5 тыс. кв. м, что на 42% превысило показатель за аналогичный период прошлого года и на 53% показатель за три квартала 2022 года. Количество введенных в этом году качественных ТЦ по всей России на 43% и 65% больше, чем за 9 месяцев 2023 и 2022 гг. По итогам 2024 года аналитики IBC Real Estate прогнозируют совокупное увеличение объема качественных торговых площадей по всей России более чем на 500 тыс. кв. м, что на 76% и 80% превысит 2023 и 2022 гг. соответственно. 

Традиционно на четвертый квартал года приходится большая часть открытий – с октября по декабрь в среднем около 50% ввода качественных торговых площадей от общего объема ввода по России. Так, в этом году в IV квартале ожидается открытие почти 100 тыс. кв. м в Москве, 71 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге и 75 тыс. кв. м в других регионах России. 

Более 35% ввода качественных торговых площадей России за январь-сентябрь 2024 года обеспечено новыми ТЦ, открытыми в Москве. По итогам трех кварталов в столице появилось 8 новых качественных торговых объектов общей арендопригодной площадью 92,9 тыс. кв. м. При этом половина открылась в III квартале: ТЦ в составе Сколково Парк (GLA: 8,5 тыс. кв. м) и два районных центра «Место встречи» – Первомайский (GLA: 9,7 тыс. кв. м) и Солнцево (GLA: 4,7 тыс. кв. м). Кроме того, 4 из 8 ТЦ – районные центры Место встречи от ADG Group: Орион (GLA: 21 тыс. кв. м), Первомайский (GLA: 9,7 тыс. кв. м), Прага (GLA: 6,4 тыс. кв. м), Солнцево (GLA: 4,7 тыс. кв. м). Также в начале IV квартала был открыт районный центр Баку (GLA: 9,1 тыс. кв. м). 

До конца года IBC Real Estate прогнозируют увеличение общей арендопригодной площади столицы еще почти на 100 тыс. кв. м. Такая корректировка прогноза по новому строительству в большую сторону обусловлена завершением строительства ряда объектов, по которым неоднократно переносились сроки открытия. В числе крупнейших объектов, планируемых к вводу до конца года, Botanica Mall в составе ТПУ Ботанический сад (GLA: 25,5 тыс. кв. м). 

В Санкт-Петербурге, как и в прошлом году, за 9 месяцев этого года не открылось ни одного качественного объекта торговой недвижимости. На IV квартал прогнозируется ввод трех качественных ТЦ общей арендопригодной площадью 71 тыс. кв. м: Парк Молл (GLA: 35 тыс. кв. м), Небо (GLA: 25,7 тыс. кв. м) и ТЦ районного формата Лунапарк в Новогорелово (GLA: 10,7 тыс. кв. м). В случае их реализации ввод этого года в Северной столице превысит показатели прошлого года почти в 2 раза. 

В других регионах России ввод качественных ТЦ по итогам трех кварталов составил почти 165 тыс. кв. м. В III квартале открылись: Точка Сити в Самаре (GLA: 21 тыс. кв. м) Лев (GLA: 14,8 тыс. кв. м) в Пензе и третий корпус Триумфа в Омске (GLA: 8,7 тыс. кв. м). Крупнейшими объектами, открывшимися с начала года, стали: Пазл в Пятигорске (GLA: 30 тыс. кв. м) и Любимово Молл в Краснодаре (GLA: 28,2 тыс. кв. м). В IV квартале 2024 года аналитики IBC Real Estate мы ожидают ввод ряда объектов суммарной арендопригодной площадью 75 тыс. кв. м. Прогноз по новому строительству в регионах, также как и в Москве, был увеличен в связи с завершением ряда объектов, неоднократно переносивших сроки ввода ввиду конъюнктуры рынка. Так, в ближайшее время планируется открытие таких крупных объектов как ОДИПАРК в Одинцово (GLA: 22,5 тыс. кв. м) и Броско Волна – вторая очередь Броско Молл в Хабаровске (GLA: 20 тыс. кв. м).  

Несмотря на сдержанные темпы ввода новых объектов, качественные ТЦ продолжают строиться по всей стране – преимущественно это объекты районного формата. Арендопригодная площадь большинства (75%) введенных с января 2024 года объектов в пределах 15 тыс. кв. м. Сохраняющаяся тенденция на строительство районных ТЦ обусловлена развитием децентрализированных районов. Из-за расширения географии городов, строительства новых ЖК и улучшения инфраструктуры растет спрос на ТЦ в пешей доступности от дома. 

Сегодня ТЦ вынуждены переформатироваться, чтобы оставаться для потребителей актуальными и востребованными. Постоянно трансформирующееся покупательское поведение формирует вектор развития рынка, в рамках которого необходимо оперативно развиваться его игрокам.  Адаптация ТЦ в условиях стремительно развивающейся онлайн-торговли подразумевает создание новых форматов и мест притяжения, способных заинтересовать потребителей.  

 
«Рынок торговой недвижимости России продолжает свое развитие и демонстрирует высокую адаптивность как к внешним изменениям, так и к постоянно трансформирующемуся потребительскому поведению. Сдержанная динамика ввода объектов торговой недвижимости обусловлена ростом стоимости строительства и стоимости заемного финансирования. Тем не менее, мы наблюдаем положительную динамику объемов нового строительства за счет объектов, открытие которых было запланировано еще несколько лет назад. В ближайшие годы значительного повышения темпов нового строительства не прогнозируется. Однако как в Москве, так и в регионах ожидается открытие ряда крупных объектов, ввод которых неоднократно откладывался» – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Иностранные бренды снова обгонят российские по выходу на рынок РФ

На российский рынок продолжают активно выходить как новые иностранные, так и отечественные бренды. С начала 2024 г. появилось 43 новых игрока: 20 иностранных и 23 российских. До конца года количество новых российских брендов может вырасти до 32, тогда как для иностранных брендов, выходящих на российский рынок, этот показатель может составить 41 единицу и превысить результат прошлого года почти на треть.
26.09
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

CORE.XP: Москва делает ставку на малые ТЦ

В Москве до конца года откроют рекордное число ТЦ за счет малых форматов, посчитали в CORE.XP.
 
20.09
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Четверть площадей в малоформатных ТЦ Петербурга занимают развлечения

Аналитики консалтинговой компании NF Group провели исследование сегмента малоформатных торговых центров Санкт-Петербурга (от 10 до 45 тыс. кв. м). В настоящее время почти четверть площадей (24%) в таких объектах занимают арендаторы категории отдыха и развлечений: кинотеатры, детские и семейные развлекательные центры, фитнес-клубы и т. д. Фэшн-сегмент лишь на втором месте (18%), продуктовые супермаркеты – на третьем (13%).  Для сравнения – крупные торговые центры остаются основными модными локациями города, где большая часть площадей занята магазинами одежды и аксессуаров.
17.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre