Мурад Дамиров: «Офисный BTS – прерогатива крупного бизнеса?»

Любой кризис для одних компаний – время трансформации, для других – создания новых продуктов, помогающих бизнесу расти в эти непростые времена. Компании, вынужденные перестраивать бизнес-процессы под новые реалии, натолкнулись на нежелание собственников офисной недвижимости проявлять гибкость в отношении договорных отношений и модификации пространств, что, в свою очередь, дало толчок развитию сервисных офисов в формате built-to-suit – новой для российского рынка услуги, разработанной операторами гибких пространств. Каким компаниям подходит подобная схема реализации офисных проектов, а главное – насколько это экономически выгодно в сравнении с классическим путем? Об этом в своей авторской колонке рассказывает Мурад Дамиров, сооснователь и управляющий партнер сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group.

На московском офисном рынке схема built-to-suit появилась не так давно, но громких сделок за последние полгода было заключено достаточно («Яндекс», Ozon, «Тинькофф», МТС и др.), чтобы бизнес начал проявлять осторожный интерес к данной услуге. 

Осторожный, потому что, когда в сделках фигурируют названия столь крупных корпораций, у компаний меньшего масштаба невольно возникает вопрос – «насколько модель создания офиса «под заказчика» окажется экономически целесообразной применительно к нашему бизнесу?».

Безусловно, не все компании могут себе позволить высокотехнологичный офис, разработанный по индивидуальному проекту и в дальнейшем управляемый профессиональным оператором, но миф о недоступности формата легко развеять, если знать ключевые требования, которым должен соответствовать заказчик.

Итак, совершенно не важно, какое у вас направление деятельности. Если вы стабильно развивающаяся компания с прогрессивными взглядами, заботящаяся о комфорте своих сотрудников и ставящая во главу угла эффективность и продуктивность, то это первый повод рассмотреть для себя офисный built-to-suit.  

Конечно, реализовать гибкое пространство с различными функциональными зонами на площади 300 кв. м не получится. Но если речь идет о проекте от 2-3 тыс. кв. м, то это второй критерий, который говорит в пользу формата BTS. 

Любая стройка – это вовлечение в проект большого количества ресурсов. Если направление деятельности вашей компании не предусматривает содержание в штате проектной команды, которая отвечала бы за разработку и реализацию дизайн-проекта, осуществляла контроль подрядчиков по строительно-монтажным работам и пр., то поиск и привлечение сторонних подрядных организаций под каждую конкретную задачу сегодня значительно влияет на конечную стоимость офиса для заказчика. Гораздо выгоднее во всех отношениях заключить договор на все эти услуги с одним профессиональным оператором. 

Помимо временного и трудового ресурса новый офис – это всегда единовременные и капитальные затраты. Не все готовы в условиях неопределенности выдернуть из оборота компании десятки, а то и сотни миллионов рублей. Одно из главных преимуществ схемы built-to-suit заключается в том, что оператор сервисных офисов берет все расходы по созданию и управлению пространством на себя в обмен на договор аренды с клиентом сроком от 3 лет. По сути, капитальные расходы, необходимые для реализации офисного проекта, становятся для арендатора операционными и растягиваются во времени. Таким образом, у компании высвобождается ресурс, который можно направить на развитие бизнеса.
 
Многие потенциальные заказчики опасаются, что им придется переплачивать за каждую оказываемую оператором услугу в рамках BTS-проекта. Но при детальном расчете становится очевидным обратное. На выходе стоимость офиса за счет вознаграждения оператора может на 10-15% превосходить цену, которую компании пришлось бы заплатить, если реализовывать проект собственными силами, но эти затраты сполна компенсируются отсутствием рисков нарваться на недобросовестного подрядчика и необходимости вовлекаться в строительный процесс. По сути, вы получаете новый офис по цене коворкинга, но выполненный в полном соответствии с собственными пожеланиями и потребностями. В то же время речь идет не о демпинге цен на услуги управления, а о скрупулезной работе с поставщиками и подрядчиками, оптимизации всех расходов и стандартизации процессов управления зданием или помещениями.   

Компаниям, принимающим для себя решение идти в такую модель, опасаться нечего – все нюансы проекта обговариваются «на берегу» и закладываются в договор, чтобы снизить риски сторон. К тому же при заключении контракта на BTS-проект все услуги оказываются по принципу openbook, что гарантирует прозрачность взаимоотношений. 

На сегодняшний день на рынке есть с десяток компаний, активно предлагающих этот продукт разного качественного уровня. Но в связи с тем, что услуга новая, не успевшая получить широкого распространения, между ними разворачивается настоящая борьба за клиента. Возникает нездоровая конкуренция, когда кто-то из игроков в погоне за контрактом начинает идти на уступки, ломая тем самым фундаментальные устои built-to-suit.  

Истинный BTS – проект, реализуемый оператором сервисных офисов по стандартам и требованиям клиента. У сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group, к примеру, он осуществляется в 4 этапа: подготовительный (составление технического задания в соответствии с SLA заказчика, подбор площадки, заключение договора), разработка дизайна и проектирование, строительно-монтажные работы и комплектация, управление и эксплуатация. Договор built-to-suit не подразумевает гибкости и выхода из него. Все условия обсуждаются до момента подписания контракта и не подлежат изменениям после. 

Между тем, перспективы у рынка огромные. Как показывает зарубежный опыт, исследования консультантов и наши реальные контракты, крупный бизнес, в том числе и иностранный, уверенно смотрящий в будущее, рад появлению на рынке этого инструмента.  

2021-10-07 09:00:45



подпишись НА эксклюзивные новости cre