Первый закрытый частный клуб White’s появился в Лондоне в 1693 году, причем сообщество до сих пор функционирует, а его членами являются король Карл III, принц Уильям, бывший премьер-министр Соединенного Королевства, Дэвид Кэмерон. За сотни лет существования элитарные сообщества по интересам претерпели серьезную трансформацию, а в XXI веке переживают настоящий ренессанс. Так, сейчас словосочетание «клубное пространство» чаще всего можно услышать в контексте элитных жилых домов, где эта традиция переживает свое второе рождение. Татьяна Ващенко, бизнес-партнер департамента стратегического консалтинга RRG, рассказала, почему формат закрытых аристократических клубов стал прототипом приватной инфраструктуры в элитных ЖК и как могут выглядеть такие пространства.
Клубная культура, возникшая в Англии, позволяла людям одного социального статуса найти единомышленников по интересам: были клубы, где преимущественно играли в азартные игры и дегустировали сигары, изысканные блюда, другие, например, английский Athenaeum Club, в котором состояли исключительно интеллектуалы, в том числе 51 лауреат Нобелевской премии – был рассчитан на научные дебаты, The Arts Club, который посещали Чарльз Диккенс, Клод Моне и Эдмунд Йейтс – был с уклоном в искусство и литературу.
Любопытно, что первый российский закрытый клуб учредили как раз англичане в Санкт-Петербурге, что и дало ему название – Английский. Он просуществовал полтора столетия, а его членами в разное время были выдающиеся общественные деятели – отец российской юриспруденции Сперанский, генерал Ермолов, министр иностранных дел Горчаков и, конечно, весь цвет российской литературы – Пушкин, Некрасов, Крылов, Карамзин, Жуковский.
Культура закрытых частных клубов актуальна и в наши дни, поскольку потребность людей в нетворкинге, социальной самоидентификации, качественном досуге остаются неизменными, однако ускорение темпа жизни заставило активных горожан перенести эти объединения «к себе поближе», буквально в свой дом.
Исследователи НИУ ВШЭ обнаружили, что быть хозяином своего времени (гибко организовывать работу и личную жизнь) – это одна из главных ценностей преуспевающих россиян. Клубные пространства в рамках жилого комплекса выполняют важную функцию – закрывают множество индивидуальных потребностей резидентов, экономя их ценнейший ресурс – время. При этом клубы в элитных ЖК обладают идеальным фильтром – покупка квартиры в таком месте не только подтверждает высокий социальный статус человека, но и наличие у него хорошего вкуса.
Чем же похожа и чем отличается нынешняя клубная инфраструктура от первых закрытых сообществ XVII века, давайте разберемся.
Любой частный клуб базируется на идее эксклюзивности и привилегированности, поскольку эта закрытая система, вступить в которую может только ограниченное число людей – по рекомендации действующих членов, в рамках схемы приема новых членов или на основании особого статуса. Однородная аудитория – по своему социальному, культурному и ценностному уровню – это то, что отличает закрытые элитные клубы от любого другого сообщества.
Именно эта изначальная концепция английских клубов – быть доступным местом разнообразного досуга «только для своих» – легла в основу современной клубной инфраструктуры в элитных ЖК. Эксклюзивность исторических закрытых клубов обогатила мультиформатность современных пространств для отдыха и саморазвития – тот микс, который становится эталоном в высокобюджетных проектах.
Так, в клубных домах Luzhniki Collection предусмотрены: lounge-гостиная с оборудованной открытой кухней для камерных мероприятий и вечеров, переговорные для деловых и образовательных форматов, игровой центр для PC и VR. Для работы с контентом предусмотрена звукозаписывающая студия, которая позволит вести онлайн-трансляции, создавать подкасты, интервью, записывать аудио- и видеоконтент с использованием хромакей-зоны на профессиональном уровне.
Еще одна примета клубных пространств в элитных новостройках – это практически обязательное наличие спортивных и wellness-зон. Согласно нашим оценкам, в 80% высокобюджетных столичных ЖК предусмотрены спортивные пространства: йога- и пилатес-студии, фитнес-залы с оборудованием, залы для персональных тренировок. Несколько реже встречаются пространства для красоты и ухода за собой – не более чем в 50% дорогостоящих проектов в составе клубной инфраструктуры представлены бьюти-сьюты, массажные кабинеты, спа- и релакс-зоны.
Популяризация здорового образа жизни и регулярных занятий спортом оказала заметное влияние на образ жизни успешных современных горожан, для которых физическая нагрузка и уход за собой являются неотъемлемой частью активного дня. Например, американский финансист Томас Корли в течение пяти лет изучал поведение 233 миллиардеров, и выяснил, что 76% из них тратят на тренировки минимум по полчаса четыре раза в неделю.
Если прибавить к этому актуальный для многих состоятельных и публичных людей запрос на приватность и персонализированный сервис, то клубные спортивные и wellness-пространства только для резидентов могут полностью удовлетворить их потребности в регулярных занятиях спортом, релакс-практиках и wellness-процедурах. С развитием смарт-технологий забронировать пространство под проведение индивидуальной процедуры или персональной тренировки можно через цифровой консьерж-сервис, обеспечив себе таким образом полную приватность посещения.
Помимо нововведений, в современной клубной культуре неизменной осталась главная идея, ради которой эти сообщества и зародились, — сохранять закрытость, проводя время наедине с собой или с близкими по духу, статусу и интересам людьми. Приватность и персонализированный сервис «под рукой», закрывающий все важные потребности современного человека в общении, саморазвитии, поддержании здоровья, в новой цифровой реальности становятся действительно стратегической инвестицией в рост качества жизни.