Территория «люкс»

Расположенный среди транспортных магистралей и шумных проспектов города, Столешников переулок тих и уютен, как маленькая Швейцария, затерянная среди Альп. Может, именно из-за своего сходства с этой прекрасной страной Столешников переулок стал местом размещения люксовых марок. Петровка, соседствуя с ним, также полностью заслуживает характеристики люксовой зоны.

596
Автор: Регина Лочмеле - Руководитель группы аналитики рынка офисной недвижимости Colliers International (офисы), Анна Савенко - Менеджер проектов, отдел торговой недвижимости Jones Lang LaSalle (торговля)
Офисные помещения
Улица Петровка и Столешников переулок являются одними из главных туристических и торговых улиц центра столицы. В настоящее время в реестр (перечень) памятников архитектуры и градостроительного искусства федерального значения в Москве включено семь объектов, расположенных на улице Петровка и в Столешниковом переулке. Среди них: жилой дом XIX в. (Петровка ул., 3/6/5/, стр. 1), «Петровский пассаж» 1903–1906 гг. (Петровка ул., 10), усадьба Кирьяковых-Татищевой Е.Н., 2-я пол. XVIII – XIX вв. (Петровка ул., 23/10), Высоко-Петровский монастырь XVI– XIX вв. (Петровка ул., 28), Церковь Космы и Дамиана в Шубине (Столешников пер., 2-4, стр. 6; церковь известна с XIV в., перестроена в камне в 1722 г.), усадьба Кожиных, сер. XVIII – XIX вв. (Столешников пер., 6, стр. 1, 2, 3, 5), главный дом усадьбы Гагарина, сер. XVIII – 2-я пол. XIX вв. (Столешников пер., 9, стр. 3).
В силу крайне ограниченного предложения офисных помещений район улицы Петровки и Столешникова переулка нельзя охарактеризовать как сложившийся деловой район. Офисно-торговый центр «Берлинский Дом» на ул. Петровка, 5/5 (общая площадь около 9 тыс. кв. м), построенный в 2002 году, является единственным бизнес-центром класса А в рассматриваемом районе. В 2004 году он был куплен инвестиционным фондом Eastern Property Holdings. Офисные помещения также сдаются в Столешниковом переулке, 14 (в настоящее время здесь располагаются представительства компаний BTI Russia, Gide Loyrelle Nouel, Neste Oil, Nokian) и на улице Петровка, 14 (бывшее советское административное здание, принадлежащее в настоящее время компании «РИНКО». Усадьба Кирьяковых – Татищевой Е.Н. на улице Петровка, 23/10, находящаяся в собственности МВД, в 2001 года была реконструирована «Страховой компанией правоохранительных органов» (входит в страховую группу ФК «УРАЛСИБ»). Сейчас в этом здании располагается ее центральный офис. Вакантных офисных помещений в районе улицы Петровка и Столешникова переулка практически нет, что объясняется крайне ограниченным предложением в условиях высокого спроса. При этом характерен механизм пролонгации существующих договоров аренды и расширения за счет освобождающихся площадей. Однако для динамично развивающихся компаний-арендаторов возможности значительного расширения крайне ограниченны, и это приводит к тому, что компании переезжают в другие, вновь построенные бизнес-центры.

Торговые помещения
Бесспорно, Столешников лидирует в списке самых престижных люксовых зон города. Удачное расположение, соседство крупных универмагов («Петровский пассаж», ЦУМ), сформировавшиеся люксовые зоны (Петровка, Б. Дмитровка, Кузнецкий Мост), наличие помещений c большими витринами, востребованный формат магазинов – все эти факторы закрепляют за Столешниковым переулком репутацию одной из самых дорогих торговых зон столицы. Порой поиск помещения под магазин для мировых модных домов или для компаний, стремящихся попасть в сегмент luxury market, становится несбыточной мечтой ритейлеров. Предложение по торговой недвижимости не просто ограниченно, его практически нет, поэтому открытие каждого магазина становится значимым событием.
Общее число торговых помещений в Столешниковом переулке можно пересчитать по пальцам: 14 по четной стороне и 17 по нечетной. Безусловным лидером по количеству магазинов в общей доле является компания «ДжамильКо», открывшая по четной стороне переулка магазины Christian Dior, Chaumet, Escada, Burberry. Ротация марок происходит редко, и сейчас уже вряд ли кто вспомнит, что на месте ювелирного магазина Chaumet располагался магазин джинсовой одежды Chevingnon. Можно сказать, что с его закрытием, а также с закрытием магазина Levi `s завершилось формирование исключительно люксовой зоны. Естественно, стиль улице задала именно компания «ДжамильКо», открыв в начале 90-х магазины Cerruti, Christian Dior, Hermes. В целом присутствие всех операторов Столешникова переулка – долгосрочное. Коммерческие условия являются конфиденциальными, известно лишь, что часть помещений находится в аренде, другая часть является собственностью компаний.
Что же представляет собой Столешников сегодня? На пересечении переулка и улицы Б. Дмитровка расположен бутик компании Louis Vuitton, находящийся в прямом управлении. Его открытие недолго будоражило умы московских модников и участников рынка и определило направленность развития улицы Б. Дмитровка. Компания Richemont (один из крупнейших игроков на рынке ювелирных изделий) открыла в Столешниковом свои бутики Cartier, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels и Monblanc. Бутики Cartier и Vacheron Constantin (Столешников пер., 7) расположены в арендованных помещениях, Van Cleef & Arpels и Monblanc – в собственных (Столешников пер., 14). Сделка по купле-продаже помещений по адресу: Столешников пер., 14, состоялась в конце прошлого года. Общая площадь купленных помещений в трех уровнях превышает 600 кв. м, а цена 1 кв. м превысила цену 1 кв. м продажи помещений на Тверской улице.
Значимым событием стало открытие магазинов Рандеву, Furla и Patrizia Pepe на углу Столешникова и Петровки (бывший магазин «Меха»). Помещение общей площадью более 600 кв. м предлагалось в аренду по ставке более $3000/кв. м в год.
Концепт переулка в ближайшее время завершит салон на месте бывшего магазина «М.видео» (Столешников, 11). Предположительно там будет представлен еще один известный ювелирный бренд.
Что касается улицы Петровка, она является достойным соседом Столешникова переулка и улицы Кузнецкий Мост. Самыми яркими объектами ритейла являются ЦУМ и «Петровский пассаж».
Общая площадь «Петровского пассажа» составляет более 20 тыс. кв. м, якорным арендатором является компания Bosco DiCiliegi, задающая своими брендами (Etro, Max Mara, Kenzo и др.) тон другим арендаторам. Информация о вакантных площадях в пассаже на рынок не выходит, а помещения сдаются моментально. Уровень арендных ставок для магазинов на 1-м этаже в данном комплексе превышает $2000/кв. м в год.
История и преобразование центрального универмага Москвы завораживает. Началось все с того, что шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Санкт-Петербурге торговую компанию, названную их именами, и в 1857 году зарегистрировали торговый знак «Мюръ и Мерилизъ». Переехав в 1880-х годах из Петербурга в Москву, торговый дом купил здание для большого магазина на Театральной площади, на месте сегодняшнего ЦУМа. В декабре 1918 года «Мюръ и Мерилиз» был национализирован, затем разграблен. В результате его конфисковали в пользу Московского городского комитета по продовольствию и транспорту.
Совет директоров был полностью отстранен от дел, а управление передано вновь избранному Комитету рабочего контроля. А 10 марта 1922 года на месте «Мюра и Мерилиза» был открыт центральный универмаг страны – Мосторг.
В 1933 году ЦУМ первый в стране организовал опытно-показательную универсальную торговлю промышленными товарами высокого качества по повышенным ценам. Универмаг оказывал большое влияние на развитие легкой промышленности и расширение ассортимента товаров народного потребления, подтвердив название Центральный.
В 2003 году здание было выкуплено компанией Mercury, специализирующейся на продаже товаров класса люкс и осуществившей ранее проект «Третьяковский проезд». Сменив собственника, здание изменилось и архитектурно, и концептуально. В ходе реконструкции торговая площадь универмага увеличилась за счет оптимизации площадей, а на месте центральной лестницы появился атриум, обеспечивающий вертикальную визуальность. В ближайшее время завершится строительство второй фазы и подземного паркинга, что увеличит общую площадь торгового комплекса до 70 тыс. кв. м (почти в 2,5 раза). Концептуально ЦУМ напоминает один из лондонских универмагов, а большинство представленных марок составляют вторые линии известных домов (Prada Sport, Armani Jeans, D & G).
Будет ли оперировать на площадях второй фазы Mercury самостоятельно или пригласит западного ритейлера на партнерских условиях – вопрос пока открытый. Уверена в одном: проект будет одним из самых ярких на рынке и определит ход развития московского ритейла на ближайшие 2–3 года.



Поделиться

1169

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

подпишись НА эксклюзивные новости cre