Где-то в середине дня возник вопрос – а как обстоят дела с бизнес-центрами класса А и торговыми центрами на юге Москвы? Все должно быть в порядке, не так ли? Ведь центры класса А просто обязаны иметь автономную систему бесперебойного энергоснабжения, которая может обеспечивать непрерывную подачу электроэнергии по крайней мере в течение нескольких часов, подумали мы. И ошиблись. «Если рассматривать офисное здание класса А с позиции международных норм, то для поддержания основных систем обеспечения жизнедеятельности там, безусловно, должна быть резервная система энергоснабжения, – разъяснил Даррелл Станафорд, старший директор отдела промышленной недвижимости и агентских услуг компании Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis. – Здание должно иметь достаточно мощностей для остановки систем, обеспечения работы лифтов в течение максимум одного-двух часов». «Соглашения, по которому здания класса А должны иметь источник бесперебойного энергоснабжения, не существует, – подтверждает Ли Тимминс, старший вице-президент компании Hines. – Но существует соглашение, по которому здание должно иметь достаточный резерв электроэнергии в целях безопасности при аварии. Устанавливать для целого здания систему бесперебойного энергоснабжения, способного подавать энергию часами, очень дорого. Во многом это решение зависит от клиента. Например, банку, который в случае перепада напряжения может потерять информацию на миллионы долларов, вероятно, потребуется такая система». Юристы подтвердили существование только одного законодательного акта по поводу нехватки электроэнергии для офисных, торговых и развлекательных комплексов, который содержится в СНиПах и обусловливает наличие маршрута безопасной эвакуации. Все остальное – обеспечение дополнительными системами, а также определение основного принципа классификации офисного помещения класса А и высококлассного торгового центра в России – остается на усмотрение девелопера/управляющей компании.
Офисы
В свете сказанного в большинстве московских зданий класса А, с представителями которых мы связались на следующий день, все было в норме. Сотрудник крупной компании, снимающей помещение в здании «Авроры Бизнес Парка», рассказал нам следующее: «Электричество отключилось где-то в 13 часов, и мы вынуждены были остановить работу. Телефоны тоже не работали, так что наш рабочий день был потерян». Екатерина Кутумова, директор по связям с общественностью и рекламе Colliers International – еще одной компании, арендующей помещение в этом здании, – отметила: «У нас все прошло не так уж гладко. Кроме освещения, больше ничего не работало. Думаю, аварийная система сработала, но смогла обеспечить только свет, а спустя час не стало и его. В городе электричество включили в 5 вечера, но к этому времени большинство сотрудников уже ушли домой. Телефоны работали». Людмила Потапова, директор по маркетингу Forum Properties, управляющей компании здания, сообщила: «Система электроснабжения «Авроры Бизнес Парка» была установлена во время строительства первой очереди проекта. Наша подстанция питается от двух независимых источников. По причинам, связанным с определенными ограничениями по данному зданию, мы не могли пользоваться одним из этих источников до завершения второй очереди строительства «Авроры». Другой источник, к сожалению, был поврежден в связи с отключением электричества. Как только будет завершена вторая очередь строительства, подобная ситуация больше не повторится».
Через дорогу, в «Риверсайд Тауэрс», ситуация обстояла еще хуже. По словам Юлии Турухиной, директора по связям с общественностью и маркетингу компании Jones Lang LaSalle, «с 10.30 до 18.30 ничего не работало: ни лифты, ни освещение, ни телефоны – все отключилось». Управляющая компания не отвечала на высланную по электронной почте просьбу прокомментировать происходящее.
Тем не менее ситуация в «Риверсайд Тауэрс» стала исключением. Во многих зданиях есть альтернативные системы бесперебойного энергоснабжения. В бизнес-центре «Романов Двор», заметила директор по связям с общественностью White & Case LLC Наталья Барышникова, «никаких проблем не было. Энергия отключилась на пару минут и включилась снова. Все работало – и телефоны, и Интернет; трудности были только у тех, кто пользовался сайтами .ru, – работа с сайтами .com вообще не прерывалась.
В «Павелецкой Плазе» включилась аварийная подача энергии, которая обеспечила достаточно мощности для поддержания работы основного оборудования. Марина Хромых, администратор-менеджер Brunswick UBS, одного из арендаторов здания, отметила: «Проблемы начались с 11 часов утра. Аварийная система включилась, но мощности хватало только на некоторые лифты и компьютеры, частичное освещение. Мы поняли, что система энергоснабжения долго не протянет, сохранили все свои документы и файлы, выключили компьютеры и покинули здание. К пяти вечера Enka полностью подключила нас к электроэнергии». «Наш генератор, система бесперебойного энергоснабжения, АТС, аварийное освещение, система турникетов, система наблюдения, диспетчерская система, а также гаражные ворота и, что самое главное, лифты – все работало, – говорит Эфе Бенер, директор по эксплуатации бизнес-центра «Павелецкая Плаза». – Дело в том, что у нас был запас дизельного топлива – 1 т, этого хватает часов на 7–8. Однако когда мы осознали, что отключение масштабное, мы подумали, что электричество может не появиться и через 24 часа, как в 2003 году в Нью-Йорке. Я задавался вопросом, где можно достать топлива, поскольку все близлежащие генераторы накачки бездействовали. Так что не хотелось рисковать полным расходованием топлива. Из 12 имеющихся лифтов я отключил 4, а 8 остались работать. Арендаторы не обязаны были покидать здание, но кое-кто ушел, т. к. не работал Интернет, хотя телефоны функционировали по-прежнему. Не было воды, так как отключились городские насосы».
В другом здании компании Enka – новой «Башне на Набережной», по-видимому, проблем не было. По словам Галины Данилиной, менеджера по связям с общественностью IBM – одного из арендаторов здания, «с электроэнергией проблем не было, и телефоны, и все остальное работало. Единственной трудностью было то, что у тех людей, с которыми мы работаем, были неполадки с телефонами и электричеством и многое осталось несделанным, поскольку офисы других компаний были закрыты. Это подтвердил и Толга Гузельдже, управляющий директор отдела маркетинга коммерческой недвижимости компании «Энка»: «Наши офисы находятся здесь, и я могу вас заверить, что все было благополучно».
В центре Москвы, на Гоголевском бульваре, 11, ситуация тоже была под контролем. Максим Кунин, глава отдела недвижимости компании Flemings Family & Partners в Москве, рассказывает: «Мы не получали электроэнергии от города часов с 11 утра. Но у нас хватило собственных резервов, чтобы обеспечить для всех арендаторов работу необходимого оборудования – лифтов, света, телефонов, компьютеров. Мы не могли обеспечить только работу системы кондиционеров, но, даже несмотря на то, что день был жарким, жалоб мы не получили. Думаю, люди осознавали, что «снаружи» происходит настоящий кризис».
Торговые центры
В этом сегменте царил истинный хаос. Пострадали практически все торговые центры юга Москвы – они были закрыты через пару часов после отключения электричества. Можно было бы предположить, что крупнейшие торговые центры, как и офисы класса А, должны иметь генераторы, способные обеспечить работу систем по крайней мере на несколько часов. Однако все оказалось не совсем так. «Насколько я знаю, не существует нормативных актов, согласно которым торговые центры должны иметь аварийный генератор электроэнергии, – прокомментировал ситуацию директор Департамента розничной торговли компании Noble Gibbons Джеф Кершо. – Даже в Калифорнии, с ее строгим законодательством, есть несколько законов по части систем жизнеобеспечения, но ни в одном из них не говорится, что торговый центр должен продолжать работу – что должны, например, работать кассы и т. д. Нормы по пожарной сигнализации и огнетушителям здесь довольно строгие, но это уже другой вопрос». Михал Щверчински, заместитель начальника отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, отмечает: «Из опыта моей работы в качестве девелопера в Польше могу заявить, что разработать и установить генератор, способный генерировать столько киловатт, сколько требуется, чтобы обеспечить работу всего торгового центра, практически невозможно. Но в Польше необходимо – и, полагаю, это предусмотрено законом – иметь достаточно мощностей для обеспечения аварийного освещения, что не предполагает обязательную работу лифтов и эскалаторов».
Потери операторов торговых центров должны быть значительными, особенно учитывая упущенный сбыт и необходимость замены испорченных продуктов. Операторы не обнародовали цифры, но можно подсчитать, что если в один посещаемый крупный гипермаркет ежечасно приходит 4000 покупателей, а сумма на кассовом чеке в среднем составляет 1000 руб., то только пять часов упущенных продаж составляют солидную сумму, а еще и возмещение порчи товаров. Если, конечно, последнее имело место.
Электричество отключилось и в крупнейшем представителе торговых центров в Москве – «Меге» в Теплом Стане. «Да, электричества не было, и комплекс не работал», – сказали нам в PR-агентстве «Правда». Больше комментариев не последовало. Опрошенные арендаторы «Меги» подтвердили информацию: «Где-то до обеда отключилось электричество, и в тот день мы не работали». В ТЦ «Калужский» света не было, но резервная система была зафиксирована. В компании «Калужская управляющая компания», управляющей «Калужским», сообщили, что они «на такие длительные отключения не рассчитывали».
В администрации торгового центра «Л-153» сообщили, что комплекс проработал после отключения света еще час-полтора на автономном питании, после чего его пришлось закрыть.
Татьяна Королева, коммерческий директор ООО «Братиславский круг», управляющего ТЦ «БУМ», рассказала, что около 12 часов отключились свет, компьютеры и мобильные телефоны. Выяснить, что происходит, удалось лишь после того как кто-то все-таки прозвонился по сотовой связи. Из торгового центра были удалены все арендаторы и покупатели, и центр закрыли. Ряд систем продолжал работать на UPS, однако через шесть часов отключились и они. Гендиректор сети «Киномакс» Владимир Федоров сообщил, что проблемы с электричеством в кинотеатре «Солярис», расположенном в «БУМе», начались с того, что снизилось напряжение в сети с 220В до 127В, что негативно сказалось на дорогостоящем оборудовании. «Картинка стала тусклой, но, что происходит, поняли не сразу; в конце концов кинопоказ остановили, вернули зрителям билеты». Напряжение для кинотеатра восстановили к 9 часам вечера.
Арендаторы ТЦ «Черемушки» рассказали, что между 11 и 12 часами по громкой связи было объявлено о закрытии центра, свет был отключен уже после закрытия. «У нас сохранялось питание по резервному вводу, ввиду чего отключилась только половина торгового центра, – объясняет Антон Малахов из компании «Оптиматехностимул», – арендаторы просто не разобрались, что происходит». «Электропитание было восстановлено уже в 13.30; в комплексе есть дизель-генератор, но он работал для офисной части (Cherry Tower). Работа торгового комплекса после включения электричества уже не возобновлялась, в целом аварию мы пережили не очень болезненно, только день потеряли».
Всплесков мародерства и паники, по словам арендаторов и управляющих, удалось избежать даже в тех центрах, где электричество отключилось внезапно. «Охрана у нас очень хорошо сработала, – отметила Татьяна Королева, – все покупатели спокойно вышли в течение часа».
Причины
Эксперты отмечают системно-структурный характер причин аварии. Tемпы роста экономики Московского узла превышают даже резервные возможности созданной еще в советское время энергосистемы, темпы же роста инвестиций в энергоинфраструктуру сейчас явно недостаточны. Авария с оборудованием и пожар на подстанции в Чагино, построенной в 1960-е годы, приведшие к остановке всей деятельности в Москве, видятся началом будущих проблем.
Тем не менее единого подхода к решению данной проблемы среди собственников и операторов первостепенных столичных объектов недвижимости не существует. Программа мероприятий у каждого своя. «Мы оказались незащищены в этой ситуации, – считает Татьяна Королева, – и от повторения ее никто не застрахован, поэтому необходимо готовиться, чтобы в случае чего выйти из нее с наименьшими потерями». «Наши технические службы рассматривают возможность усовершенствования технических систем, хотя торговый центр еще новый; идет речь и об установке дизель-генератора, о генераторе, насколько мне известно, думают в «Седьмом континенте». «Ситуация явно форс-мажорная, – считает Антон Малахов, – один дизель-генератор у нас уже есть для офисной части, хотя она и не идет в классификации по высшему классу, не думаю, что генератор необходим и для торговой части».
Один из выходов в сложившейся ситуации – обеспечение новых зданий множественными источниками энергии или по крайней мере альтернативным внешним источником, как, например, на Гоголевском, 11. «Подключение здания к двум и более внешним источникам энергии сокращает возможность аварии, – считает Ли Тимминс. – Вначале это требует большего количества вложений, но взамен обеспечивает определенную безопасность». Тем не менее организовать подобное в Москве – дело непростое, в некоторых районах просто нет альтернативных систем энергоснабжения, за исключением стратегических зданий с обеспечением снабжения по II классу. По словам Ли Тимминса, неясно, запланирована ли альтернативная система энергоснабжения для проекта «Москва-Сити». Однако даже она не сможет помочь в случае полного прекращения энергоснабжения, как это случилось в 2003 году в Нью-Йорке.
В условиях наличия стареющей энергетической инфраструктуры и отсутствия согласованности у федеральных и местных властей девелоперам и управляющим компаниям предстоит самим находить оптимальные варианты для своих проектов, ориентируясь на потенциального клиента, для которого данное здание предназначено.
не указано
Конец света
25 мая начиналось как обычный рабочий день. Необычной была только жара – 28 градусов. В районе 11.30 мы стали получать по электронной почте тревожные послания от нашего офис-менеджера, в которых говорилось, что «пол-Москвы отключено от электроэнергии, метро стоит, а трамваи перекрыли все движение». Первой мыслью было – наш офис-менеджер шутит. Внезапно погас свет, вскоре опять зажегся – но не из-за того, что в нашем бизнес-центре на Шаболовке есть аварийный генератор электроэнергии, а потому, что эта часть Москвы пострадала не так сильно, как юг и юго-восток. Реальные трудности начались, когда стало невозможно пользоваться электронной почтой, так как не работали серверы провайдеров.
01.07.2005
534
Коментарии (0)
Чтобы ответить войдите