Expo Real: легкое оживление

Expo Real в этом году был многочисленнее, шумнее и активнее, чем в 2009-м. Как отметили участники выставки в Мюнхене, рынок, похоже, ожил или, как утверждали более осторожные, показывает признаки легкого оживления.
Площадь выставки осталась прежней – в шести павильонах на 64 тыс. кв. м, но посетителей было несколько больше. Впрочем, ситуация в мире остается по-прежнему сложной: сегодня инвесторы и участники рынка сосредоточены на двух главных проблемах – финансировании и стабильности. В центре их внимания жилая недвижимость. На европейском рынке это обусловлено продажей жилых фондов частным инвесторам, в России – более быстрой динамикой возврата вложенных средств и более высоким уровнем спроса по сравнению с другими секторами недвижимости.

Тем не менее интерес к масштабным проектам в России остается и даже становится по-новому актуальным. Свидетельством такой актуальности является все более тесное взаимодействие рынка и государственных структур, особенно ярко проявляющееся в проектах комплексного освоения территорий. Эта тема обсуждалась на деловой программе «Бизнес по-европейски», организованной «Импресс Медиа, Маркетинг» при поддержке Bavaria Property Services International GmbH. Как отметила руководитель отдела консультационных услуг в области недвижимости Ernst & Young Ольга Архангельская, сегодня без участия государства мегапроекты не могут быть реализованы. Впрочем, степень участия государства является предметом дискуссии. «В условиях нестабильности, когда рынок не справляется со своими естественными механизмами, государство может стать залогом макро- и микроэкономической стабильности», – отметил вице-президент УК «Морской фасад» Лев Пукшанский.

Проблема в данном случае не только в финансировании, но и в сооружении соответствующей инфраструктуры. Тем не менее многие КОТ сегодня сталкиваются с серьезным замедлением стройки. Одним из главных тормозов реализации Александр Ольховский, управляющий директор ВТБ, называет путаницу с зонами ответственности бизнеса и государства, граница между которыми должна проходить по линии земельного участка. «То, что внутри, – ответственность девелопера, снаружи – коммуникации, дороги и прочее – за это должно отвечать государство», – уверен он. Причина «безответственности» государства, по мнению эксперта, в недостаточности ресурсов и неготовности власти к соблюдению сроков строительства. Во второй части деловой программы «Инвестиции будущего: экономика и инженерия «зеленых» проектов» отмечалось, что в России экодевелопмент пока находится на стадии становления. Цены на электроэнергию ниже, чем в Европе, да и само государство не стимулирует девелоперов строить «зеленые» здания так, как это делают власти в Европе и США. «Однако очень важно, что энергосберегающими технологиями в области строительства и управления недвижимостью заинтересовался президент РФ Дмитрий Медведев. Это дает основание полагать, что ситуация в России, где многое зависит от координации сверху, будет развиваться в правильном направлении», – сказал гендиректор компании Bavaria Property Services International GmbH Маркус Майер. В качестве примера Маркус Майер привел Германию, где все профессиональное сообщество, включая самих арендаторов, заинтересовано в развитии экологического девелопмента, а толчком к этому послужил закон об энергоэффективности, принятый в 1977 году. О том, как работают «зеленые» технологии в России, Маркус Майер показал на примере офисного комплекса «Кантри Парк», одного из первых «зеленых» проектов в России.

Старший менеджер отдела консультаций по недвижимости компании Ernst & Young Юлия Стефанишина отметила, что около 9% опрошенных Ernst & Young респондентов готовы арендовать офисы в «зеленых» зданиях. Еще 9% арендаторов ответили, что уже делают это. Каковые мотивы? В одних случаях арендаторы руководствуются корпоративными правилами и стандартами, в других – видят в этом маркетинговые перспективы. Но никто из опрошенных не смог сказать, какие практические преимущества арендаторам дают «зеленые» здания. Тем не менее «зеленая» стратегия становится определяющей практически для всех новых проектов в России. Деловая программа «Импресс Медиа, Маркетинг» завершилась туром по лучшим современным зданиям Мюнхена со специалистами профессиональных property management компаний, архитекторами, инженерами. За два дня участники тура смогли увидеть и подробно изучить инженерную начинку жилого комплекса Wagnis 3 Riem, БЦ High Light Tower, музея БМВ, многофункционального городского района Arnulfpark, Allianz Arena и других знаковых объектов, формирующих современный облик и энергоэффективный характер Мюнхена.


иГРОКИ РЫНКА

Другое

Импресс Медиа

Поделиться

16195

журнал CRE 22-1 (358)

16.12.2019-15.01.2020
Девелопмент: Строительный обряд Несмотря на восстановление девелоперской активности и завершение острой фазы пятилетнего кризисного цикла, на рынок по-прежнему влияют дорогое финансирование, спад покупательской способности, изменение потребительского поведения и трансформация кадровых и логистических сегментов.  Консалтинг: Запишитесь на консультацию Увеличение спроса на консультационные услуги во всех сегментах, рост интереса к запросам для новых и нетрадиционных формато...

подпишись НА эксклюзивные новости cre