Стиль индастриал

Стили в архитектуре, как, впрочем, и в моде, возникают и развиваются по спирали времени. Все новое – хорошо забытое старое. Это становится очевидным по прошествии десятилетий, служа еще одним подтверждением библейской истины «что было – то и будет». Еще вчера модный модерн с его пресловутыми башенками и навязчивым, порой бессмысленным декором сегодня стал неактуален. В XXI веке ведущую роль в архитектуре стали играть функциональность и технологичность. Именно эти два основных качества являются стержнем в стиле индастриал.

624
Автор: Дарья Денисова

Немного истории
Научно-технический прогресс, начавший набирать обороты в цивилизованном мире в XIX веке, повлек за собой появление в начале XX века новых тенденций в архитектуре. Ярчайшим архитектурным творением того времени можно считать парижскую Эйфелеву башню. В этом сооружении впервые слились воедино архитектурные и конструктивные идеи. Впрочем, конструктивное решение господина Эйфеля в точности совпадает с конструктивным решением Творца при создании большой берцовой кости ноги человека. В 30-е годы XX века возник и получил широкое распространение архитектурный стиль конструктивизм. Апологетом этого стиля стал великий Корбюзье, который в некоторых своих зданиях довел его до абсурда.
Суть конструктивизма выразить очень просто: бетон, стекло, металл, то есть полное отсутствие каких-либо нефункциональных элементов. «Мы не знаем, каких высот мог бы достичь конструктивизм первой половины XX века, если бы не началась Вторая мировая война. После войны всем хотелось жить красиво, соответственно возник краткосрочный ренессанс классицизма», – отмечает промышленный архитектор Алексей Петров.
Возродил конструктивизм в нашей стране, причем в самых худших его проявлениях, Н. Хрущев в конце 50-х годов прошлого века. Со временем на почве конструктивизма возникло несколько самостоятельных направлений. Среди них – индастриал и хай-тек. Как заметила Анна Ульянова, главный архитектор архитектурного бюро A&A – Alcopa Project, «несмотря на то, что у этих двух стилей поистине много общего и зачастую дизайнеры и архитекторы объединяют их, они не больше чем родные братья». Существенные различия этих двух стилей заключаются в подходе к архитектонике. Если для хай-тека характерно смягчение «острых углов» конструктивизма, поиск новых изящных функциональных форм (а-ля Картье), то индастриалу свойственно нарочито подчеркивать «шершавость» и грубость фактуры. «Проще говоря, индастриал призывает выставить напоказ такие специальные устройства, как, в частности, розетки и огнетушители. Концепция этого стиля подразумевает красоту этих предметов, которые не следует прятать и декорировать», – добавил Сергей Наседкин, ведущий архитектор компании A&A – Alcopa Project. В некотором роде индастриал унаследовал методологический подход к объекту живописца Рубенса – использовать натуральный материал, не пытаясь улучшить его фактуру. Иными словами, любая промышленная труба – это «вещь в себе». Она сама по себе интересна.

Первые индастриал-интерьеры
Первые попытки подступиться к стилю индастриал возникли в начале 90-х годов при оформлении офисов нескольких крупных компаний. В полуразрушенном заводском здании, которое не подвергали реконструкции и ремонту, а буквально ограничились тем, что освободили его от технологического оборудования и мусора, сделали хорошие деревянные полы из палубного паркета. В это пространство поместили шикарную мебель и необычные элементы интерьера, которые придали помещениям шарм. Повесили очень дорогие люстры, а в одном из офисов в центре комнаты поставили перегородку из хрусталя, которая при четко продуманном освещении сияла, как бриллиант. «Когда в такой, казалось бы, разрухе установили хрустальную перегородку, люди поняли, что этот интерьер выбран не случайно и не в целях экономии, а просто потому, что эстетически удовлетворял хозяина», – отметила Анна Ульянова.
Эти дизайнерские изыски оформились в стиль индастриал, когда потребители в массовом порядке признали, что это красиво. По словам Алексея Петрова, популярность стиля в наше время можно объяснить массовой «механизацией» сознания людей, а также постоянным развитием новых технологий, которые имеют прямое отношение к данному направлению. В сущности, индастриал является своеобразной романтической попыткой разрушить пространственно-временной континиум, попыткой реализовать «новое время» в старом пространстве, каким зачастую становятся заброшенные заводы.

Виды индастриала
Существуют два вида индастриала –натуральный и искусственно созданный. Натуральный индастриал подразумевает, что элементы этого стиля изначально заложены в здании. В качестве примера можно привести клуб «Муха», который находился в здании бывшего цеха, примыкавшего к «Военторгу». Хозяева заведения сохранили грубую стальную лестницу с железными перилами. В интерьерах помещения были выставлены напоказ технологические трубопроводы, рамы, обрамлявшие картины, выполнены из тонких труб. При этом клуб был обставлен классической жесткой мебелью из дорогих пород дерева. Грамотно поставленный свет дополнительно подчеркивал объемы промышленных элементов интерьера, создавая причудливую игру света и тени. Стилистическим собратом «Мухи» является и по сей день действующий клуб «Гауди», расположенный в старом здании элеватора.
Клубная культура и современная музыка подразумевают присутствие авангардных стилей архитектуры. Так, первый техно-клуб в России «Тоннель» разместился в здании бывшего бомбоубежища, тем самым спровоцировав возникновение новой небольшой ветви стиля индастриал – милитари индастриал.
Искусственно созданный индастриал появился как логическое развитие стиля. В новых стенах имитируется индустриальная старина со всеми присущими ей элементами. В качестве примера можно привести кафе «Сварня», которое располагается в недавно построенном здании крупного торгового центра. В интерьере кафе выделены и подчеркнуты вычурные конструкции труб, выкрашенные в серо-черный цвет. Мебель – сварная, металлическая, а униформа официантов стилизована под костюмы сварщиков.
Об одном из примеров воссозданного индастриала нам рассказали архитекторы компании A&A – Alcopa Proyect, которые проектировали кабинет президента крупного холдинга. Проект еще не реализован. В кабинете будет изготовлен подвесной настенный элемент из гипсокартона, декорированный под бетон, а настоящая сетка рабица будет укреплена на металлических растяжках на потолке. При этом пол предполагается дорогой деревянный, не обработанный лаком. Колонны, поначалу смутившие архитекторов своей громоздкостью, решили обернуть в стекло, тем самым сделав их визуально легче. И в завершение композиции в помещении будет размещен стилизованный под антиквариат письменный стол хозяина кабинета. Сочетание вычурного аскетизма в отделке с дорогими элементами интерьера, в данном случае мебелью, выглядит очень респектабельно.

Материалы и их использование
«Если раньше, оформляя помещение в стиле индастриал, дизайнеры пользовались подручными средствами, то по мере развития этого направления появилась целая индустрия строительно-отделочных материалов», – отметил Рафаэль Губедулин, основатель арт-студии «Бедный Йорик». Множество корпораций заняты производством продукции, которая, с одной стороны, является чисто конструктивной, технологичной, а с другой – имеет ярко выраженные декоративные характеристики. Впрочем, при создании интерьеров в стиле индастриал доминирующую роль играют не сами материалы, а их использование.
Казалось бы, нет ничего проще – отбить старую штукатурку, ободрать потолок, ошкурить от ржавчины и старой краски трубы... Но это только для начала. Старая обшарпанная кирпичная стена отнюдь не должна быть грязной и шершавой. Выглядывающий из-под отбитой штукатурки кирпич вряд ли будет выглядеть достойно. Каждый такой кирпичик надо привести в порядок, каждый шов восстановить. Только в результате долгого кропотливого труда с каждым кирпичом в отдельности можно получить образцовую стену в стиле индастриал. Ну а затем стены необходимо покрыть специальным составом, препятствующим образованию пыли, иначе в этом помещении попросту невозможно будет находиться. Можно упростить задачу – отбив старую штукатурку, нанести новую, но придать ей грубый рельеф. «Причем в этом случае особенно удачны варианты, использующие диссонанс между двумя рядом располагающимися стенами, одна из которых – идеально гладкая и ровная, а вторая, как «скола», изрытая буграми и ямами, кривая и в потеках», – заметил Рафаэль Губедулин. Чтобы контраст не был вопиющим и примитивным, фактуру стен можно обыграть при помощи разного освещения. Например, идеально отштукатуренная стена освещается грубо и концентрированно, а «скола» – мягким и рассеянным светом.
Дизайнерское решение отделки потолка может быть осуществлено при помощи цвета. Совсем не обязательно делать его идеально ровным и белым, а уж тем более оформляя помещение в стиле индастриал. Если нет намерения делать акцент на трубах, кабелях и потолке, их можно выкрасить в черный цвет. В свое время чешские специалисты при строительстве метро «Пражская» поступили именно так, скрыв тем самым абсолютно необработанный потолок и проходящие по нему коммуникации.
С другой стороны, индастриал предполагает наличие красоты и изящества в технологических элементах интерьера, а значит, вместо того чтобы прятать, их надо всячески подчеркивать и выделять. В качестве примера можно привести оформление интерьеров в одном из магазинов «Спортмастер». Технологические трубы в комплексе выкрашены в яркие и разные цвета, тем самым привлекая к себе внимание.
Последней модной тенденцией стали ржавые стальные трубы. Подобно живописцам, которые искусственно старили свои картины, дабы продать их подороже, современные дизайнеры применяют специальные растворы, которые искусственно старят материалы.
Если потолок и стены можно преобразить в любом, даже самом экзотическом направлении, то пол оформляется традиционно. Скорее всего его придется сделать заново. Причем, поскольку в стиле индастриал присутствует много элементов интерьера из металла, пол, как правило, делается из дерева и редко покрывается лаком, дабы подчеркнуть его естественность.
Пол, стены, потолок являются определяющими элементами объемно-планировочного решения интерьера помещения. Все остальные детали, которые можно внести в оформление помещения в стиле индастриал, зависят лишь от фантазии дизайнера и предпочтений заказчика. Это могут быть как гаечные ключи, украшающие стену, или заводские станки, функционально размещенные в помещении, так и шикарный персидский ковер посреди профессионально воссозданных руин.
В стиле индастриал особое значение придается распределению световых потоков, а также выбору цветовой гаммы. С помощью света и грамотно подобранного цвета можно акцентировать внимание на тех предметах интерьера, которые его заслуживают.
Индастриал – одно из самых динамичных современных направлений в дизайне и архитектуре, убежден Алексей Петров, именно поэтому он используется в основном в тех помещениях, где человек долго не задерживается, – в барах, ресторанах, клубах, кинотеатрах – и реже в офисах. К тому же индастриал – одно из немногих направлений, которые допускают эклектичность. Причем смешение казалось бы несовместимого и является квинтессенцией данного стиля. Однако это будет выглядеть красиво только в том случае, если будут соблюдены пропорции «меда» и «дегтя». Авторский вкус и чувство меры в данном случае имеют решающее значение.
В среде архитекторов и дизайнеров, использующих в своей работе стиль индастриал, существуют различные мнения по поводу эмоциональной составляющей этого направления. По словам Анны Ульяновой, «стиль индастриал, несмотря на свои острые, грубые углы, отнюдь не агрессивен. Просто человек делает его таким. Ту же классику можно сделать очень агрессивной при использовании определенных элементов в интерьере». «Думаю, индастриал не может быть агрессивным, ведь его элементы создавали не художники, а технологи. Значит, эти предметы интерьера без души, они мертвые», – считает Алексей Петров. А вот Рафаэль Губедулин иного мнения. «Стиль индастриал – продукт постиндустриального общества, – говорит он. – Само общество во всех своих проявлениях настроено агрессивно. В условиях всемирной войны с терроризмом агрессивна не только архитектура, но и мода, реклама, мораль в конечном итоге. Агрессивны, по сути, сами машины и механизмы. Значит, индастриал как элемент современной культуры, безусловно, агрессивен». Возможно, это одна из причин, по которой за последние несколько лет стремительного развития стиля индастриал в нашей стране не построено ни одного здания, строго выдержанного в этом направлении. Как правило, его смешивают с другими более мягкими направлениями в архитектуре. Образцом архитектуры в стиле индастриал можно считать построенный в Париже Центр Помпиду, ключевым элементом которого являются чередующиеся трубы разной величины.
Еще один негласный спор среди дизайнеров возник по поводу экономичности стиля. Некоторые из них убеждены, что многие клубы и рестораны выбирают такой вариант оформления интерьера, потому что затраты на него минимальны. Ободрал стены, трубы вымазал – и готово… Безусловно, это будет стиль индастриал, однако в его грубой форме. В том случае, если заказчик хочет, чтобы помещение, оформленное в стиле индастриал, выглядело как подлинное произведение искусства, затраты на него могут достичь практически любой величины.


Коментарии (0)


Поделиться

1631

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre