Игры с государством
Работая с представителями администрации, я увидел настоящий цинизм. Если говорить о политиках и государственных деятелях, то, конечно, более циничный мир найти трудно. В бизнесе все прямее, а здесь очень много условностей, много двуличия, дипломатии, мало денег, да и при этом кидают. Быть исполнителем какой-то работы для властей на рыночных основаниях сейчас невозможно в нашей стране. Государство во многих своих проявлениях (муниципальных, городских, федеральных) как заказчик не представляет из себя игрока, который играет поправилам. Скорее это игрок, у которого в кармане свисток судьи. Когда государство выигрывает, оно игрок на поле, оно все заказывает, объясняет, ставит задачи, когда приходит время расплачиваться, не только в финансовом плане, но и, например, перед обществом, оно, как судья, сразу останавливает игру. Я разочаровался в государстве как в заказчике, может что-то поменяется в будущем.
О боксе
Мои успехи в боксе довольно скромные. У меня первый взрослый разряд. Мне этот вид спорта очень близок, я от него многим заряжаюсь. Бокс те же шахматы. Разница только в том, что в боксе все делается быстрее и при этом еще бьют. А принципы те же: поиск уязвимых мест противника, мышление - все это очень похоже и очень созвучно. Это очень динамичный и отнюдь не агрессивный, вопреки всеобщему убеждению, спорт. В боксе бьют, это сурово, но в боксе не избивают. Я, конечно, не беру профессиональный бокс, это гладиаторство. А любительский, спортивный бокс, если ты походишь к этому виду спорта как к шахматам, то будешь о собственной защите много думать, чтобы не был сломан нос, не было много рассечений.
О распиле
90-е для меня - полная неорганизованность и горящие глаза людей вокруг. Какие-то призрачные возможности, проходящие мимо тебя, в тот момент пока ты учишься в университете. Тот, кто был постарше, был в комсомоле, у кого была предпринимательская жилка, тот и успел к распилу. С человеческой точки зрения, немного обидно, что возрастом не вышел. Но если говорить серьезно, мы до сих пор в этом состоянии распила. Главную роль играет, какой у тебя административный ресурс на том рынке, на котором ты работаешь. В то время как на американском рынке главное - уметь просчитать рынок, не бояться конкуренции, обладать большим глазомером и напором. Я не мизантроп, не склонен говорить, что народец плохой. Просто условия для конкуренции были созданы изначально неправильными. Понятно, что я смотрю со своей колокольни и в реальной жизни все сложно. Но, тем не менее, наш бизнес застрял в 90-х. Перемены есть, но они недостаточны и не такие глубокие, как должны быть. Говорят, что должно смениться несколько элит. Очень этого не хочется.
Выбор гуманитария
Занятия маркетингом – мой старый и совершенно осознанный выбор. Когда я заканчивал школу, единственным прикладным использованием гуманитарного профиля был маркетинг. Если бы хорошо успевал по математике, был бы, скорее всего, Прохоровым или Фридманом. Конечно, во много склонность человека к точным или гуманитарным наукам определяет его склад ума, дальше образование шлифует эту составляющую, а окружение делает из человека специалиста. Так получилось, что образование шлифовало мою коммуникативную основу. А окружение сделало окончательную огранку. Есть причина экономическая, есть причина рыночная и есть причина социальная того, что я занимаюсь маркетингом. Экономическая причина не Бог весь какая веская. Хлеб, который мы зарабатываем, достаточно тяжелый и при этом грубый и скудный. А вот если говорить о рыночной составляющей, то на самом деле быть лидером в узкой нише, в каком-то своем сегменте – это круто. Это говорит, что ты специалист. Это хороший способ выделиться на рынке. Есть и социальная цель. Ты формируешься как человек с репутацией профессионала. Правда, профессионала в узкой отрасли, но это проще, чем быть специалистом широкого профиля.
О связях
Рынок очень сильно изменился. В начале 2000-х все было завязано на контактах. После известных событий 2008 года от нас потребовался совершенно иной уровень производительности. Мы решаем узкоспециализированые вопросы, которые прямо влияют на операционный доход. Мы не занимаемся украшательством, а увеличиваем цену объекта. Для заказчика 2011 года очень важно, чтобы ты с ним встретился и внушил ему доверие на первом этапе. А дальше гораздо важнее, чтобы ты сумел внедрить то, что нарисовал. Если раньше внедряли, что нравилось, а не то, что нужно, и никто не считал денег, то сейчас идет очень строгий учет. Заказчик обрел понимание, что деньги берутся не из тумбочки, а от арендаторов, а они получают их от покупателей. Раньше мы были в поле личностных связей и отношений. Или ты входишь в круг, или не входишь, в тусовке или не в тусовке. Постепенно жернова кризиса отсеяли людей, которые не могут ничего делать. Некоторое количество из них осталось, как любители поговорить на лужайке, для экзотики. Это люди, с которыми просто приятно пообщаться. А если ты хочешь зарабатывать свой хлеб, грубый и скудный, то будь добр выдавать результат.
О детях
Как и всякий нормальный человек, основное время я трачу на семью. У меня трое детей. Это бесконечный поглотитель энергии, знаний и умений. Многое можно и нужно этим созданиям передать, многому научить, а еще большему научиться вместе с ними. В фарватере моего возраста у меня есть яхты, и я люблю бывать с друзьями на регатах. Но есть увлечения моего 11-летнего сына. Он увлекается боксом, и я увлекаюсь боксом. У меня есть уникальная возможность переживать с детьми трех возрастов их книжки, их фильмы. Точно не будешь в 14-й раз один смотреть старые советские фильмы. С детьми есть принудительное оправдание просмотра всей классики. Прожить три периода своей жизни заново - это само по себе увлечение.
О войне
Когда есть возможность, стараюсь читать книги по военной истории. Как и почему проходили войны, как это сказывалось на ходе истории - все это очень интересно. В поведении корпораций прослеживаются мотивы государств и армий. Мотивация какого-нибудь менеджера вполне похожа на мотивацию генерала или полководца. Война и военная история написана кровью, а деньги - это часть крови. Они кому-то несут радость, а у кого-то при этом забираются. Многие принципы войны применимы в бизнесе. Например, основатель «Мацуситоэлектрикс» прямо сказал, что бизнес – это война. А Джек Траут написал книгу «Маркетинговые войны». Военной риторики много в нашем деле.