Дерипаска лишился «Зенит - Арены»

Власти решили отказаться о контракта с корпорацией «Трансстрой» Олега Дерипаски на строительство футбольной арены клуба «Зенит» – их не устраивает срыв сроков строительства объекта ЧМ-2018. В компании недоумевают, обвиняя в простое администрацию, не выдающую документы на строительство. 
7465

О том, что власти не намерены продлять истекающий 15 ноября контракт, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Метельский сообщил во время визита на строящийся стадион Дмитрия Медведева. Премьер остался недоволен ходом строительства, заявив, что за два года на площадке ничего не изменилось. «Это не просто долгострой, это выглядит позорно», - возмутился Д.Медведев.

Футбольный клуб «Зенит» и холдинг «Газпром» (совладелец и генеральный спонсор клуба) также ставят в вину подрядчику затягивание сроков строительства, обвиняя «Трансстрой» в неправильном хранении стройматериалов, несоблюдении технологии строительства и неудовлетворительном качестве работ.

«Трансстрой» обвинения отвергает. «С мая 2012 г. мы до сих пор не получили документацию по новому проекту для производства работ. Комитет по строительству остановил работы на объекте в связи с передачей документов по проекту в Главгосэкспертизу», - сообщил газете «Ведомости» гендиректор ПСК «Трансстрой» Игорь Панкин. До сих пор не определена стоимость объекта, расчет которой заказчик должен был передать в ведомство. Г-н Панкин оценивает объем уже выполненных работ в 9 млрд руб., из которых 800 млн руб. – деньги акционеров компании, а остальное – средства комитета по строительству.

«Основная причина задержки строительства стадиона – не в подрядчике, а том, что проект все эти годы меняться, а финальная смета и финальный проект так и не согласованы», - поддерживает «Трансстрой» Сергей Федоров, директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге. Соглашается с ним и Денис Радзимовский, генеральный директор, партнер S.A.Ricci-Санкт-Петербург. «Обвинять в постоянном росте стоимости строительства только девелопера несправедливо. За это время несколько раз менялись исходная документация, техническое задание: то планировали сделать раздвижную крышу, то увеличить площадь. Конечно, если подготовительные работы уже ведутся, и вдруг меняется техническое задание к проекту, то изменяется в сторону повышения и его стоимость», - поясняет эксперт.

Как бы то ни было, уже известны новые претенденты на строительство арены клуба «Арена»  - французская Vinci, немецкие Hochtief и Alpine, японская Kajima, шведская Skanska и американская Turner. «Иностранным подрядчикам будет безусловно интересно участвовать в таком масштабном проекте: стоимость работ высокая, это может компенсировать все возможные риски», - считает г-н Радзимовский. Изначально и планировалось привлекать к строительству иностранцев, однако затем решили сэкономить, отмечает эксперт.

Ожидается, что конкурс на завершение строительства будет объявлен в ноябре, как только станет известна стоимость стадиона. Известно, что «Трансстрой» также будет участвовать в тендере.

«Зенит-Арена» - многофункциональная футбольная арена высшей категории разряда А круглогодичного использования с возможностью проведения футбольных матчей под эгидой ФИФА и УЕФА уровня до полуфинала чемпионата мира. Стадион вместимостью 68 тыс. человек должен принять матчи чемпионата мира по футболу 2018 г., он строится на месте стадиона им. Кирова на Крестовском острове с 2006 г. До конца 2012 г. на финансирование строительства в городском бюджете предусмотрено 28,8 млрд руб. Окончание строительства намечено на конец 2014 - начало 2015 гг.

Сроки строительства сдвигались уже несколько раз: сначала объект планировалось завершить в 2009 г. (по контракту с компанией «Авант» на 6,7 млрд руб.). После уточнения сметы Главгосэкспертиза согласовала стоимость строительства в 23,7 млрд руб. Однако контракт с «Авантом» был расторгнут из-за того, что подрядчик успел за два года освоить лишь 270 млн руб.

После этого подряд на строительство в 2008 г. заполучил «Трансстрой», который пообещал построить объект на 30% дешевле заявленной цены (за 13,022 млрд руб.) к концу 2010 г. (весь стадион с учетом вложенных средств был оценен в 18 млрд руб.) В 2010 г. Главгосэкспертиза разрешила еще больше увеличить смету – до 33,1 млрд руб. – соответственно, выросла и сумма контаркта с «Трансстроем» - до 22,5 млрд руб.

По оценкам г-на Радзимовского, сейчас стоимость стадиона оценивается в 44 млрд руб. – то есть почти в три раза выше, чем в 2008 г. При этом аналогичные объекты в Европе стоят в два раза меньше, чем российский проект – на эти деньги можно было бы построить два стадиона, подобных лондонскому «Эмирейтс», рассчитанному на 60 тыс. зрителей, говорит г-н Радзимовский.

Чуть меньшую цифру – около 40 млрд руб. – называет Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». «Специфическая локализация, не самые благоприятные климатические условия и связанные с этими факторами сложные технические решения (выдвижное поле, прогреваемый купол и др.), а также происходившие несколько раз принципиальные изменения проекта по инициативе заказчика (в том числе из-за требований международных футбольных организаций), несомненно, оказывают заметное давление на стоимость работ», - поясняет эксперт высокую стоимость строительства.

«Стратегические» объекты, которые строятся к Олимпиадам, саммитам, чемпионатам и другим событиям, очень часто дорожают в цене по ходу реализации проекта. По оценкам г-на Федорова, такое удорожание может составлять до 50%. «Среди причин - внесение изменений в проект, рост стоимости стройматериалов, поскольку строительная фаза занимает не один год. Кроме того, в процессе реализации проекта возможна смена субподрядчиков, и, соответственно, пересмотр стоимости тех или иных работ, которые возлагались на предыдущую компанию», - поясняет эксперт, добавляя, что часто подрядчики намеренно занижают сметную стоимость, чтобы выиграть конкурс, а затем пытаются приблизить ее к реальной.

Еще одна проблема с такими проектами – затягивание сроков строительства. «Я бы сказал, что у нас в принципе редки случаи, когда строительство объекта завершается в четко установленный срок. Объекты, как правило, запаздывают со сроком ввода на 2-3 года», - говорит г-н Радзимовский, добавляя, что это не всегда вина девелопера.

По мнению г-на Клягина, «Трансстрой» может рассчитывать на компенсацию затрат, так как ряд условий не был выполнен по вине заказчика. «Впрочем, нельзя исключать, что получить их компания сможет только в судебном порядке», - добавляет эксперт. 




Поделиться

Материалы по теме

Проект

Стадион «Зенита» будет строить компания Дерипаски

В конкурсе на строительство стадиона для «Зенита» на Крестовском острове победила инжиниринговая компания «Инжтрансстрой», принадлежащая Олегу Дерипаске.
05.12
События

Новый стадион футбольного клуба «Зенит» подорожал вдвое

Стоимость нового стадиона в Петербурге увеличилась вдвое до 13-14 млрд руб., Смольный рассчитывает привлечь к финансированию проекта «Газпром». 
28.04

Комментарии экспертов


Радзимовский Денис, генеральный директор, партнер S.A.Ricci в Санкт-Петербурге: «Стоимость "Зенит-Арены" сравнима с двумя стадионами "Эмирейтс" в Лондоне»

Сегодня строительство стадиона оценивается в 44 млрд.руб. Любопытно, что в 2008 г. стоимость строительства оценивалась в 18 млрд. руб., т.е. более чем в 2 раза ниже.При этом средняя стоимость аналогичного стадиона в Европе вдвое меньше, чем сумма, в ... Далее

23225

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

подпишись НА эксклюзивные новости cre