Крупнейшие ритейлеры Санкт-Петербурга

Для формирования рейтинга 10 крупнейших розничных сетей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по объему занимаемых площадей) ИА INFOLine специально для журнала CRE проанализировали показатели более 300 торговых сетей, относящихся ко всем сегментам розничной торговли, кроме продаж автомобилей и мотоциклов, а также моторного топлива. Для формирования первичной выборки из 300 торговых сетей впервые использовались материалы Торгового реестра Санкт-Петербурга, который по состоянию на 1 января 2013 года включает информацию о 150 торговых сетях с более чем 3500 торговых объектов.

На втором этапе из 300 розничных сетей были выбраны и подробно проанализированы 60 крупнейших ритейлеров с чистой выручкой на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области более 2 млрд рублей.

Далее ИA INFOLine cовместно с журналом CRE проранжировали эти компании по совокупному объему занимаемых ими площадей на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Компании, занявшие первые 10 позиций, публикуются в текущем рейтинге.
26825
Х5 Retail Group

Российский ритейлер, владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка» и сети аптек «А5». По состоянию на 2012 год под управлением – более 3300 магазинов с лидирующими позициями в Москве, Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Под управлением также более 30 распределительных центров на территории России. Группа является одним из ведущих франчайзеров в ритейле – 434 магазина на территории России.

На январь 2012 года один из брендов группы – «Перекресток» – занял лидирующее место среди петербургских супермаркетов. Выручка сети составила 8,59 млрд рублей, что составляет долю в 28,79% от общей выручки. Кроме того, компания обогнала конкурентов по количеству супермаркетов: в Петербурге их зафиксировано 32. Как стало известно, группа займется в Петербурге ребрендингом «Пятерочек»: на месте дискаунтеров уже этим летом появятся «Перекрестки». Проект стартует с магазинов на пр. Пятилеток, 2, и Дачном пр., 9, Туристической ул., 36, в Петергофе на Гостилицкой ул., 2а.

Уход от самого популярного в «столице дискаунтеров» формата аналитики связывают с растущей популярностью ритейла более высокого ценового сегмента. Кроме того, подобное решение может быть вызвано тем, что компания более двух лет не сможет открывать магазины из-за доминирующего положения на рынке (доля компании – более 25%). Учитывая, что в Петербурге продуктовый премиум-формат практически не развит, ориентацию региональной модели потребления на гипермаркеты и дискаунтеры и сложную «приживаемость» московских сетей вообще, Х5 Retail Group нужно будет сделать петербуржцам действительно интересное предложение. Впрочем, другого выхода в условиях антимонопольных ограничений у компании нет. До этого компания была занята увеличением присутствия на Северо-Западе (прежде всего – в Ленобласти), что позволяло в условиях законодательных ограничений на территории Петербурга наращивать свою долю в регионе. Впрочем, по данным антимонопольной службы, доля группы в некоторых муниципальных образованиях также превышает допустимые 25%. В мае стало известно, в частности, что торговая сеть «Пятерочка» оштрафована на 110 тыс. рублей за непредоставление информации в УФАС

ГК «О'КЕЙ»

Российская сеть гипермаркетов и супермаркетов, управляемая компанией «О’Кей Групп», основана в Санкт-Петербурге в 2001 году, насчитывает 85 торговых комплексов в Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах общей торговой площадью более 435 тыс. кв. м.

Общая выручка компании в 2012 году выросла на 26% и составила 117,3 млрд рублей; чистая прибыль достигла 4,7 млрд рублей, что составляет рост в 44,4% год-к-году.

Компания заявила о планах присутствия к 2015 году в 25 крупнейших городах. Ритейлер ведет активную логистическую экспансию, в частности, увеличивая объемы складских помещений. Компания – традиционно якорный арендатор в крупнейших ТЦ Санкт-Петербурга. Основной формат – гипермаркеты, однако группа активно развивает сеть супермаркетов шаговой доступности «О’Кей-Экспресс». Кроме того, компания планирует инвестировать к 2016 году $500 млн в открытие магазинов формата дискаунтер под брендом «Да». Проект разрабатывался для Москвы и МО – выходить на рынок Санкт-Петербурга с этим форматом «О’Кей» из-за переизбытка в регионе дискаунтеров пока не планирует.

Компания развивает собственные торговые марки молочных, мясных и других продуктов и товаров повседневного спроса.

«Лента»

Российская сеть гипермаркетов, штаб-квартира – в Санкт-Петербурге. ООО «Лента» (головная компания сети) полностью владеет Lenta Ltd. Основанная в 1993 году, «Лента» объединяет около 60 гипермаркетов в России. Выручка сети в 2012 году выросла на 22,4%, до 109,9 млрд рублей, чистая прибыль – в 5,3 раза, до 6,34 млрд рублей. В прошлом году компания открыла 14 новых гипермаркетов в России и занялась развитием нового для себя сити-формата – гипермаркетов площадью 5 тыс. кв. м (в два раза меньше обычных для «Ленты» 10 тыс. кв. м). Сити-формат размещается в торговых комплексах на арендных площадях; первый городской гипермаркет был открыт в декабре 2012 года в Колпино в ТК «Ока». До этого «Лента» придерживалась политики самостоятельного строительства гипермаркетов. По оценкам аналитиков, нынешняя стратегия позволит не сдерживать рост компании и выполнить за два–три года план по наращиванию своей доли в России. В 2013 году «Лента» вышла на рынок публичных заимствований с дебютным выпуском на 10 млрд рублей (выпуск и проспект облигаций 1–3-й серии зарегистрирован 11 января 2012 года); средства будут направлены на развитие компании.

По состоянию на июнь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 16 гипермаркетов сети.

«Корпорация СБР»

Мультиформатная сеть «Метрика» создана корпорацией «СБР», лидером на рынке строительных материалов Северо-Запада с 1995 года. Первый магазин «Метрика» формата DIY открыт в 2005 году на Пулковском ш., и уже в 2006-м, по оценкам аналитиков, компания заняла 2-е место по узнаваемости бренда в осваиваемом сегменте. По некоторым данным, сегодня «Метрика» – самая крупная DIY-сеть в России (по числу магазинов и скорости прироста новых торговых площадей). Средняя торговая площадь магазина в Петербурге – около 6 тыс. кв. м. В региональном развитии ритейлер ориентируется на размещение рядом с крупными федеральными сетями FMCG. В 2011 году компания запустила интерактивный проект «Метрика.Ру». Лидер по развитию собственных торговых марок среди российских сетей DIY – доля СТМ в обороте компании превышает 10%, однако в рамках программы «Метрика-99» ее планируется увеличить до 25%. В 2012 году компания открыла в Петербурге единый распределительный центр сети более 10 тыс. кв. м. В марте 2012 года заявлено о выходе в Петербурге в продуктовую розницу.

«Максидом»

Первая российская сеть магазинов для дома, ремонта и строительства, на рынке – более 15 лет. На сегодня представлена в России 9 гипермаркетами, 7 из которых находятся в Санкт-Петербурге, 1 – в Нижнем Новгороде, и 1 – в Казани. Согласно большинству рейтингов, «Максидом» находится в пятерке крупнейших сетей DIY в России. Традиционно экспансия направлена на увеличение присутствия в Ленинградском регионе.

«ТД Интерторг»

Компания создана в 2003 году; владеет брендами «Народная 7Я семья», «ИдеЯ», «Норми». Кроме того, ООО «ТД Интерторг» развивает по франшизе сеть супермаркетов Spar в Северо-Западном регионе. Сеть универсамов «Народная 7Я семья» была запущена в Санкт-Петербурге в 2004 году, сеть «ИдеЯ» – через несколько лет. В декабре 2011 года началось развитие сети супермаркетов Spar; в мае 2012 года под управление ООО «ТД Интерторг» перешла сеть универсамов «Норма». Сегодня в Санкт-Петербург еи Ленинградской области 143 универсама «Народная 7Я семья», 12 супермаркетов «ИдеЯ», 21 универсам «Норма».

Год назад компания заявила о том, что вложит не менее 70 млн рублей в запуск собственного производства полуфабрикатов мощностью не менее 20 т ежедневно для реализации в принадлежащих компании сетях, для чего было арендовано 4,5 тыс. кв. м помещений в здание завода «Колпин» (ул. Труда, 5 в Колпине).

OBI

Первая западная компания (создана более 40 лет назад в Германии) формата DIY, вышедшая на российский рынок; открытие первых магазинов в Москве (OBI Химки и OBI Теплый Стан) – в 2003 году. С 2005 года – экспансия по всей России, включая Санкт-Петербург. В данный момент OBI представлена 19 гипермаркетами в России, из которых 6 работают в Москве и Московской области, 2 – в Нижнем Новгороде, 2 – в Екатеринбурге и по 1 гипермаркету в Краснодаре, Казани, Волгограде и Омске. Пять гипермаркетов OBI работает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в планах – запуск еще нескольких проектов и наращивание присутствия в регионе.

В торговых залах гипермаркетов OBI можно найти товары для строительства, ремонта, отделки дома и работы в саду и на даче. В магазинах сети представлено более 50 тыс. наименований товаров.

К-раута

Финская сеть строительных гипермаркетов формата DIY, входящая в концерн Kesko, с магазинами в Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии, Латвии, Литве и России. Компания «К-раута» вышла на рынок Петербурга в 2005 году. В настоящий момент у компании 9 магазинов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Auchan Groupe

Auchan Groupe – одна из крупнейших в мире корпораций – операторов розничных сетей; штаб-квартира располагается в Лилле. Владеет сетью гипермаркетов Auchan (более 600 магазинов в мире), супермаркетами Atac, Elea, Simply Market, несколькими площадками электронной торговли, банком, сетью мебельных и хозяйственных магазинов. В России с 2002 года, первый магазин – в Мытищах. На конец 2011 года – около 50 гипермаркетов в Москве и области, Нижегородской, Ленинградской областях, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Омске, Уфе, Казани. В России активно развивает также проект «Ашан-Сад». Недавно было сообщено о закрытии сделки по приобретению сети Real,-. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге сегодня насчитывается 7 гипермаркетов сети Auchan. Компания планирует продолжать активную экспансию в регионе, подробности которой предпочитает не разглашать.

ГК «Полушка»


«Полушка» – петербургская сеть магазинов формата «дискаунтер». Первый универсам открылся в 2003 году. Позиционирует себя как сеть магазинов у дома для покупателей любого достатка, открытую 24 часа в сутки 365 дней в году, включая новогоднюю ночь. По состоянию на июнь 2013-го в сети представлено порядка 150 универсамов формата «магазин у дома», работающих в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской области, городах Валдай, Волосово, Выборг, Тихвин, Кингисепп, Кириши, Сланцы; начата экспансия в Центральном регионе, открыт филиал в Москве. «Полушка» входит в десятку крупнейших сетей по Северо-Западному федеральному округу. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывается 84 магазина «Полушка». В ближайшее время компания сосредоточится на продолжении экспансии в Северо-Западном регионе, особенно в Санкт-Петербурге. Площадь торгового зала «Полушки» – от 200 до 700 кв. м, ассортимент – от 4 тыс. до 7 тыс. позиций.

Помимо дискаунтера «Полушки» группа компаний развивает сеть супермаркетов «Лайм» формата «фрешмаркет», с расширенным ассортиментом свежих продуктов, работающих в ценовой категории «средний», «средний плюс».

Сеть фрешмаркетов «Лайм» начала развиваться с 2010 года. В настоящее время в Санкт-Петербурге открыто 5 магазинов. Площадь магазинов – от 600 до 1500 кв. м, в зависимости от площади ассортимент составляет 7–13 тыс. наименований продукции.

В планах компании открывать не менее 50 магазинов обоих форматов в год в каждом федеральном округе присутствия компании.

Дмитрий Степанов, президент холдинга «Продовольственная биржа», в который входит «Любавушка» (оператор «Полушки»), рассказал, что холдинг делает серьезную ставку на развитие форматов супер- и гипермаркета под брендом «Лайм». Дмитрий Степанов отметил, что вложения в «Лайм» более существенны и выше срок окупаемости – три–четыре года (в отличие от «Полушки», где срок окупаемости составляет два–два с половиной года).

Коментарии (0)


Поделиться

27357

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre