85% от всех строящихся в Восточной Европе торговых площадей
приходятся на долю Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, одновременно с этим продолжает
восстанавливаться сектор розничной торговли в Польше, Румынии, Сербии и
Словакии, говорится в новом исследовании Colliers International.
Эксперты проанализировали показатели
основных рынков Восточной Европы в первой половине 2013 г., включая такие
города, как Белград, Будапешт, Бухарест, Братислава, Прага, София, Варшава,
Загреб, Москва, Санкт-Петербург и Киев.
Стремительный рост розничных продаж в России и Украине
привел к росту конкуренции между арендаторами, что спровоцировало строительный
бум в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.
Порядка 85% от всех строящихся в Восточной Европе торговых площадей располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, при этом объемы строительства в 2013 г., по меньшей мере, на 45% превышают прошлогодние.
Львиная доля строящихся площадей по-прежнему приходится на Москву, однако аналитики отмечают резкий рост на рынках Санкт-Петербурга и Киева. Особенно это касается Киева, где объемы нового строительства выросли за год с 180 000 до 708 000 кв. м.
В таких городах, как Прага, Загреб, Белград, Будапешт, Варшава, Бухарест и Братислава, доля строящихся площадей незначительна, а в сумме составляет всего порядка 6,8%. В то же время показатель одной только Софии — 4,7%, Санкт-Петербурга — 17,7%, Киева — 27,8%, Москвы — 43,1%.
Сектор розничной торговли продолжает наращивать обороты в Польше, Румынии, Сербии и Словакии. В Венгрии ситуация обратная, а в Болгарии, Хорватии и Чехии объемы розницы остаются невысокими. Как результат, большинство рынков вынуждены консолидироваться, что приводит к стабилизации базовых ставок аренды.
«При том, что арендные ставки в целом остаются на прежнем уровне, в отдельных секторах заметны тенденции к снижению. Например, базовые ставки в сетевых магазинах Софии и Киева упали на 20%, а традиционные торговые центры Софии, Киева и Загреба столкнулись со снижением на 9%, 19% и 8%, соответственно», - отмечает Дамиан Харрингтон, Региональный директор отдела исследований Colliers International в Восточной Европе.
Согласно данным исследования, по уровню площадей традиционных торговых центров на душу населения лидирует Загреб с показателем 789 кв. м на 1000 человек, на 2- м месте Братислава (708 кв. м), на 3-м — Прага (655 кв. м). Самые низкие показатели у Москвы (273 кв. м) и Белграда (187 кв. м). Среднее значение по всем 11 восточноевропейским столицам составляет 460 кв. м.
Высокие показатели на душу населения в Загребе, Братиславе и Праге говорят о том, что эти рынки находятся на пороге насыщения. Можно предположить, что города с результатами ниже среднего не исчерпали потенциал роста за счет нового строительства.
В тоже время восточноевропейским рынкам еще предстоит вплотную столкнуться и по-настоящему ощутить влияние интернет-торговли. На примере Великобритании видно, что эффект будет значительным и затронет преимущественно традиционные торговые центры. Однако, учитывая нехватку крупных розничных сетей в большинстве восточноевропейских столиц, такое влияние может оказаться менее заметным, чем в Западной Европе. Вместе с тем остается серьезный риск снижения спроса на торговые площади в ближайшие годы.