Москва признана самым привлекательным городом для ритейл-девелопмента в Восточной Европе

85% от всех строящихся в Восточной Европе торговых площадей приходятся на долю Москвы, Санкт-Петербурга и Киева,  одновременно с этим продолжает восстанавливаться сектор розничной торговли в Польше, Румынии, Сербии и Словакии, говорится в новом исследовании Colliers International.

Эксперты проанализировали показатели основных рынков Восточной Европы в первой половине 2013 г., включая такие города, как Белград, Будапешт, Бухарест, Братислава, Прага, София, Варшава, Загреб, Москва,  Санкт-Петербург  и Киев.

Стремительный рост розничных продаж в России и Украине привел к росту конкуренции между арендаторами, что спровоцировало строительный бум в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. 

Порядка 85% от всех строящихся в Восточной Европе торговых площадей располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, при этом объемы строительства в 2013 г., по меньшей мере, на 45% превышают прошлогодние. 
Львиная доля строящихся площадей по-прежнему приходится на Москву, однако аналитики отмечают резкий рост на рынках Санкт-Петербурга и Киева. Особенно это касается Киева, где объемы нового строительства  выросли за год с 180 000 до 708 000 кв. м. 

В таких городах, как Прага, Загреб, Белград, Будапешт, Варшава, Бухарест и Братислава, доля строящихся площадей незначительна, а в сумме составляет всего порядка 6,8%. В то же время показатель одной только Софии — 4,7%, Санкт-Петербурга — 17,7%, Киева — 27,8%, Москвы — 43,1%. 

Сектор розничной торговли продолжает наращивать обороты в Польше, Румынии, Сербии и Словакии. В Венгрии ситуация обратная, а в Болгарии, Хорватии и Чехии объемы розницы остаются невысокими. Как результат, большинство рынков вынуждены консолидироваться, что приводит к стабилизации базовых ставок аренды. 

«При том, что арендные ставки в целом остаются на прежнем уровне, в отдельных секторах заметны тенденции к снижению. Например, базовые ставки в сетевых магазинах Софии и Киева упали на 20%, а традиционные торговые центры Софии, Киева и Загреба столкнулись со снижением на 9%, 19% и 8%, соответственно», - отмечает Дамиан Харрингтон, Региональный директор отдела исследований Colliers International в Восточной Европе.

Согласно данным исследования, по уровню площадей традиционных торговых центров на душу населения лидирует Загреб с показателем 789 кв. м на 1000 человек, на 2- м месте Братислава (708 кв. м), на 3-м — Прага (655 кв. м). Самые низкие показатели у Москвы (273 кв. м) и Белграда (187 кв. м). Среднее значение по всем 11 восточноевропейским столицам составляет 460 кв. м. 

Высокие показатели на душу населения в Загребе, Братиславе и Праге говорят о том, что эти рынки находятся на пороге насыщения. Можно предположить, что города с результатами ниже среднего не исчерпали потенциал роста за счет нового строительства. 

В тоже время восточноевропейским рынкам еще предстоит вплотную столкнуться и по-настоящему ощутить влияние интернет-торговли. На примере Великобритании видно, что эффект будет значительным и затронет преимущественно традиционные торговые центры. Однако, учитывая нехватку крупных розничных сетей в большинстве восточноевропейских столиц, такое влияние может оказаться менее заметным, чем в Западной Европе. Вместе с тем остается серьезный риск снижения спроса на торговые площади в ближайшие годы. 




иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Поделиться

Материалы по теме

Исследования рынка

Новые ритейлеры выходят на рынок Москвы во II квартале 2013 г.

CBRE опубликовал предварительные результаты II кв. 2013 г. в сегменте торговой недвижимости. 

04.07
Исследования рынка

Великобритания признана самым развитым рынком онлайн-ритейла

Компания Cushman & Wakefield  выявила наиболее развитые рынки онлайн-ритейла.

02.07
не указано

Гонконг в центре внимания ритейлеров

Гонконг является самым активным рынком торговой недвижимости, который привлекает намного больше новых участников, чем какой-либо иной город. На его рынке появился 51 новый ритейлер.

 

31.05
28817

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

подпишись НА эксклюзивные новости cre