Темой
21-ого «Русского Завтрака», прошедшего в рамках выставки MAPIC в Каннах, стала
синергия города и торгового центра. Какие социокультурные функции можно и нужно
возлагать на торговые центры, какие технологии планирования общественного
пространства в ТЦ могут помочь девелоперу сделать во всех смыслах слова актуальный
ритейл-объект – на эти и другие вопросы отвечали ритейлеры, девелоперы и консультанты.
Специально для «Русского Завтрака» российский научный и общественный деятель Симон Кордонский провел тщательный анализ социокультурных функций торговли и рассмотрел социокультурные особенности различных регионов. На примере Сургута и Краснодара эксперт продемонстрировал поведенческие отличия потребителей. «Ввиду того, что Краснодар – это большая территория, особенное географическое положение, наличие сословий, в этом городе исторически активно развивалась торговля ярмарочного типа. До сих пор в городе живет и здравствует сенной рынок, от которого на три–четыре квартала простирается неформализованное рыночное пространство. Есть, конечно, и торговые центры с совсем другими потоками посетителей. В целом же активно развиваются два вида торговли», – рассказал эксперт. В отличие от Краснодара, Сургут – это новое образование. Этнического расслоения там нет, нет групп, которые выделялись бы поведенчески или сословно. Кроме того, в отличие от Краснодара, где есть альтернативные способы времяпрепровождения, здесь альтернатив нет. В городе с такими особенностями будут приживаться крупные ТЦ, которые представляют собой некий симбиоз между торговой и социальной функцией.
По словам эксперта, сегодня при проектировании ТЦ за рамками остается сословная структура, в которой люди живут и которую не осознают, не всегда учитывается и географическая специфика, и история места в целом. Таким образом, подвел итог выступления сомодератор дискуссии Максим Вайнберг, исполнительный директор компании «Адамас», сегодня у девелопера есть два пути развития ТЦ. Можно импортировать социальную функцию в строящийся ТЦ согласно тому, какая именно аудитория находится в зоне доступа этого проекта. Второй путь – создать некое общественное пространство, и уже в это пространство интегрировать торговую функцию.
Дмитрий Неткач, эксперт по моделированию поведения потребителей Watcom Shop Mechanics, рассказал о том, какие общие типичные черты сегодня присущи большинству российских покупателей. Если ранее у среднестатистического потребителя существовало около пяти ТЦ, куда он ездил за покупками, сегодня их количество уменьшилось до двух, а количество магазинов, посещаемых за один визит в ТЦ, увеличилось. При этом «в результате того, что человеку нужно посетить больше мест в ТЦ, сократилось время посещения каждого конкретного магазина. Эта скорость не позволяет обеспечить нужное качество трафика. В подобной ситуации первоочередную роль играет качество интегральной розничной среды. Мы, в отличие от потребителя, видим созданную в магазине или торговом центре среду фрагментарно: мерчандайзинг видит одно, дизайнер – другое, продавец – третье. Потребитель же видит все сразу и воспринимает, сам того не осознавая, атмосферу в комплексе. Поэтому сегодня как никогда важно работать над качеством созданной среды и единством ее восприятия», – подытожил эксперт.
Далее сомодератор “Русского завтрака» Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International, предложила ритейлерам, девелоперам и консультантам уже на примере конкретных проектов обсудить роль таких элементов социокультурной функции в ТЦ, как развлекательная составляющая, общественное питание, присутствие общественных зон в ТЦ и event-менеджмент. Андрей Колокольников, вице-президент Morgan Stanley, поделился опытом управления социокультурной функции в ТРЦ «Метрополис», Алексей Чиналиев, первый вице-президент по коммерции, ОАО «ТПС Недвижимость», рассказал о специфике взаимоотношений с городом на примере объектов компании, а Сергей Сабанов, генеральный директор, DARS DEVELOPMENT, отметил региональную специфику «социализации» торговых центров.
Партнером дискуссии выступила компания Colliers International. Спонсор «Русского Завтрака» – DigiSky.