Александр Стариков: «При всех «но» в перспективе ближайшего полувека мы все равно придем к общему увеличению высотной застройки»

Много десятилетий не стихают споры урбанистов о том, лучше ли жить и работать у земли или "в облаках", важнее чистое небо над головой ил яркие виды и высотные силуэты. Расходятся мнения по данному вопросу и у покупателей жилья. Одни готовы платить за квартиру в пентхаусе практически любые деньги, а другие никогда не купят апартаменты в доме высотой более 3-4 этажей. О вечном противостоянии взглядов на высоту застройки рассуждает Александр Стариков, партнер бюро Syntaxis.

2977

В качестве наглядных примеров поляризации обеих концепций можно привести Рим, Париж, Санкт-Петербург с одной стороны и Нью-Йорк, Сингапур и Гонконг с другой. К первой категории относятся исторические места, где во многом ограничено либо запрещено высотное строительство. Во втором перечне локаций сама ткань городов в значительной степени состоит из высотных зданий. У обеих стратегий развития есть свои поклонники и критики, а рынок старается подстроиться под тех и других.

Само по себе высотное строительство не является пагубным явлением, но скорее неотъемлемым атрибутом современного мегаполиса. Для того чтобы в плотном живом городе оставалось место для полноценных улиц, площадей, парков, скверов и одновременно на приемлемом уровне удерживалась стоимость недвижимости необходимо строить вверх. Здоровый урбанизм — это баланс интересов и типологий. В Нью-Йорке высотный Манхеттен граничит с малоэтажным Бруклином, а люди могут выбрать, где им больше нравится жить и работать – в энергетически заряженном центре с бешеным ритмом или почти что на природе в спокойной обстановке.

Если говорить о глобальных трендах, то выбор мест для сооружения высотных зданий все же сегодня чаще тяготеет к центральным районам. Это во многом связано со стремительной конверсией промышленных территорий, а также наличием развитой многослойной инфраструктуры. В постфордистскую эпоху все производственные процессы выносятся из центра на периферию, монотонный физический труд перекладывается на автоматизированные сборочные линии, что не требует большого количества рабочих, а значит и жилья. В ядре мегаполисов концентрируется сфера услуг и управленческие структуры, что приводит к сверхуплотнению городской ткани. Однако невероятно возросшая пропускная способность инфраструктуры позволяет избежать транспортного и функционального коллапса при высотной застройке.

Так, в центре Лондона вслед за возведением относительно небольшого небоскреба «Мэри-Экс» от Нормана Фостера, был сооружен куда более масштабный The Shard за авторством Ренцо Пиано. Объект высотой в 310 метров первоначально вызвал бурную реакции общественности, но затем архитектору удалось убедить горожан, что башня принесет больше пользы для столицы Великобритании чем вреда. Такой же устойчивый тренд мы можем наблюдать и в других исторических городах с консервативной градостроительной политикой. Там, где еще десятилетие назад не мыслилось появление небоскрёбов сегодня обнаруживаются интересные и уместные для всех сторон решения. По своей сути такие многофункциональные башни позволяют человеку максимально эффективно управлять временем, когда в одном здании находятся: квартира, офис, детский сад, фитнес и другие необходимые учреждения.

Однако нельзя и забывать, что структура спроса на объекты недвижимости всегда зависит от конкретного морфотипа окружения того или иного города. Так, в Москве исторический центр должен оставаться низко и средне этажным ведь потребитель часто выбирает и ценит именно такие проекты. В старой Москве не стоит трогать исторические места, но разумно и перспективно развивать деловые кварталы и уже упомянутые бывшие промышленные зоны. При грамотном распределении функций между жилой, коммерческой и социальной проблем для жителей не возникнет.

За пределами границ старой столицы качественная продуманная высотная архитектура может формировать и поддерживать благоприятную комфортную среду. Однако для нее должен быть проведен глубокий ландшафтно-визуальный анализ, отработаны ракурсы восприятия из различных частей города, не нарушающие, а дополняющие небесную линию.

А вот на территории Новой Москвы можно сделать акцент на разновысотную застройку – таунхаусы 2-3 этажа, среднеэтажная застройка на 5-9 этажей и точечные доминанты не выше 17-ти этажей.

Когда высотный девелопмент упоминается в негативном контексте речь чаще всего идет о застройке живописных подмосковных территорий низкобюджетными типовыми жилыми домами в погоне за высокой маржой и быстрыми деньгами. Существует масса проектов, где без участия архитекторов произведена "привязка" типовых решений. Такие прецеденты фактически уничтожают панорамы и не формируют никакой среды. Качественный высотный девелопмент – действительно интересный, прогнозируемый и логически объяснимый вектор развития строительного рынка. Однако работая в таком формате, необходимо соблюдать баланс и гармонично распределять высотные объемы, принимая во внимание плотность того или иного района и не руководствоваться исключительно экономикой проекта. Низкие бюджеты порой требуют куда более пристального внимания девелоперов и архитекторов.

Кроме того, важно создавать и модернизировать инфраструктуру, усиливать возможности работы общественного транспорта. Впрочем, сейчас это и так поэтапно происходит в городе. Сервисы краткосрочной аренды личного транспорта до начала эпидемии в Москве развивались стремительнее, чем в каком-либо другом мегаполисе Европы. Также в столице в транспортную сеть ежегодно включается все больше станций метрополитена, и «подземка» здесь действительно одна из наиболее удобных в мире.

Было бы заблуждением считать, что распространение практики высотного строительства ограничится МКАД и ЦКАД. Крупнейшие города России также постепенно начинают ориентироваться на подобный девелопмент, разогревая спрос на данный продукт, хоть и не столь стремительно, как в Москве. В регионах все еще много интересных площадок, где можно сооружать объекты в пределах 10-12 этажей.

Один из решающих факторов выбора девелоперской концепции – его финансовая модель. Конечно, создание на одном участке пятиэтажного здания или двадцатиэтажной башни приведет к результатам с совершенно разным уровнем маржи. И на этапе принятия решения как раз и должен в полную силу работать законодательный регулятор, ограничивающий неуместные проекты. И все же при всех «но» в перспективе ближайшего полувека мы все равно придем к общему увеличению высотной застройки. Города-миллионники в нашей стране постепенно укрупняются и уплотняются, наблюдается стремительное развитие крупнейших агломераций. Именно поэтому распространение подобного девелоперского продукта можно назвать закономерным процессом в рамках современного характера урбанизации.

Ключевую роль играет качество вложенной интеллектуальной работы в проекты. При продуманном позиционировании доминант, правильных объемно пространственных решениях и качественной реализации, высотные объекты будут только улучшать Москву и другие города России.




Поделиться

Материалы по теме

Советы юристов

Как эксплуатировать высотные комплексы?

Утвержден новый свод правил «Здания и комплексы высотные. Правила эксплуатации».
10.10
не указано

10 фактов о проектировании высотных сооружений

Проектирование здания - важнейший этап, особенно если речь идет о высотном здании. Что необходимо знать о проектировании высотных зданий рассказывает Николай Клементьев, директор по проектированию ГК «Спектрум».
15.12
81797

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

подпишись НА эксклюзивные новости cre