За звездой кочевой. Офисный рынок подстраивается под сотрудников нового типа

Несмотря на вынужденный бум «удаленки» и изменение отношения к работе вне офиса даже в самых консервативных странах, европейские и американские социологи уже год назад констатировали: пандемия с ее ограничениями, закрытыми границами и санитарными паспортами стала началом заката эры «цифровых кочевников». Эксперты CRE – о том, почему digital nomads в России, напротив, становится только больше и к ним примкнули даже те, кто никогда не собирался «кочевать».
3733
Изображение взято из источника: wciom.ru
По данным McKinsey, около двух третей сотрудников предпочли бы гибридную модель занятости, предполагающую работу и в офисе, и дома.

На острие атаки

По оценкам Работа.ру и СберКорус, более 50% российских компаний уже сейчас имеют работников, которые временно или постоянно работают дистанционно. Удаленные работники к тому же на 13% более продуктивны, чем офисные, считают в Стэнфордском университете. И несмотря на то, что термин «цифровой кочевник» (digital nomad) существует с конца XX века, именно пандемия перевела их из все еще экзотического для российского кадрового рынка явления в плоскость набившей всем оскомину «удаленки», резюмирует Изабелла Гоглидзе, старший консультант Kontakt InterSearch Russia.

Так, в первый год пандемии большинство кандидатов на рынке недвижимости отказывались переходить на новое место работы, если работодатель – например, девелоперская компания – не предлагал удаленного формата взаимодействия.

 
«К всеобщему удивлению, некогда консервативная индустрия смогла в очень сжатые сроки мобилизоваться, переведя многие процессы в режим удаленной работы, что позволило привлечь ценных сотрудников, – рассказывает г-жа Гоглидзе. – Правда, для кандидатов уровня CEO –1, –2 вопрос удаленного формата работы не возникал и не возникает по-прежнему. Как правило, на этих позициях главная задача – в стратегическом развитии компании, увеличении маржинальности девелоперских проектов, что влечет за собой тесную и личную коммуникацию с акционерами и топ-руководителями девелоперского, проектного, финансового, юридического, коммерческого, градостроительного и других департаментов компании».

Именно нежелание топ-руководителей работать удаленно, а также невозможность (пока?) передачи управления строительными проектами искусственному интеллекту и роботам возвращает девелоперские компании к прежнему режиму и объему работы в офисе.

Нужда заставила

Возможно, «кочевой» угрозы для отрасли могло бы и не быть, но в Kontakt InterSearch Russia напоминают о тренде последних лет: девелоперы стараются нанимать все больше специалистов из непрофильных сегментов. На рынке есть запрос на best practice, возрастает потребность в найме специалистов из FMCG- и IT-индустрий – как на топовые, так и на линейные позиции, перечисляет Изабелла Гоглидзе. И для кандидатов из этих индустрий, особенно из иностранных компаний, «удаленка» и «гибридка» – отнюдь не пандемическое ноу-хау.

В итоге игроки вынуждены подстраиваться и перестраиваться под требования нужных им специалистов с «кочевнической» философией и запросами.

 
«Если брать широкую трактовку явления “цифрового номадизма”, то “кочевниками” делает не отсутствие страновой привязки к месту работы или области деятельности, а собственно факт цифрового взаимодействия с коллегами без необходимости нахождения на закрепленном рабочем месте, – размышляет Герман Свердлов, генеральный директор, директор по цифровой трансформации, консалтинговая практика “Герань и партнеры”. – В этой связи все мы, ушедшие на “удаленку” в первые волны пандемии или работающие в таком формате по сей день, в одночасье стали цифровыми кочевниками. Для многих собственников бизнеса и руководителей именно вынужденная “удаленка” дала шанс убедиться в практической жизнеспособности такого способа работы. В итоге через полтора года после начала пандемии к цифровым кочевникам относят всех, кто в принципе больше не работает на закрепленном рабочем месте. Да и сам цифровой номадизм в России стал называться “удаленкой”».

И в цифру, и в букву

Пандемия спровоцировала и бум диджитал-специальностей, привлекая к ним внимание специалистов из других сфер, которые столкнулись с кризисом или потеряли работу, рассказывает Владимир Корицкий, коммерческий директор сервиса Работа.ру. В итоге даже на консервативном российском кадровом рынке сначала зародился, а затем усилился тренд на смену профессии. Число вакансий в IT активно растет: по данным Работа.ру, в июле количество предложений для новых сотрудников в сфере выросло на 24% по сравнению с июнем 2021 года. Многие из этих вакансий предлагают удаленную занятость.

Спрос на новых сотрудников влечет за собой и спрос на профессии со стороны соискателей. 49% опрошенных Работа.ру отметили, что самой перспективной сферой для карьеры сегодня является IT. За перспективы развития в робототехнике и искусственном интеллекте проголосовали по 28% респондентов. Еще около четверти участников исследования отметили возможности для карьеры в строительстве (26%), нанотехнологиях (25%) и медицине (24%).

В связи с растущей конкуренцией за лучшие в сегменте и на рынке в целом кадры работодатели действительно все чаще предлагают в качестве преимущества для сотрудников гибридный формат работы или удаленную занятость, резюмирует г-н Корицкий. Для многих собственников бизнеса основным критерием наконец-то становится эффективное выполнение задач, а не местоположение работников.

 
«Если раньше все-таки “кочевали” специалисты, чьи профессии исторически не были привязаны к офису (архитекторы, дизайнеры, копирайтеры, программисты), то с появлением высокотехнологичных инструментов онлайн-офисов (Битрикс, Dropbox, Google Drive, Box и т.д.) спектр возможных для удаленной работы профессий сильно расширился, – соглашается Александр Смуров, cоздатель SMART среды 4Rooms City, СЕО SMUROV.GROUP и эксперт по коммерческой недвижимости и инвестициям. – Теперь “на удаленке” могут без потери качества работать представители практически любых классических профессий: менеджеры среднего звена, бухгалтеры, маркетологи, HR и т.д.».

Портрет на фоне…

Полтора года пандемии шли для рынка за десять лет: новые инструменты позволяют организовывать, структурировать и контролировать огромное количество удаленных сотрудников. Но пока эти люди стали «диджитал номадами» только в теории, считает Александр Шарапов, президент Becar Asset Management. Реальное же положение дел можно будет оценить лишь при открытии границ.

 
«С одной стороны, диджитал номадов, то есть тех, кто желает, мечтает и хочет путешествовать, быть свободным в перемещении и не привязан к определенному месту работы и жизни, стало больше, – констатирует г-н Шарапов. – Но с другой – собственно путешествующих диджитал номадов стало существенно меньше – из-за ограничений. Но в их “портрете” ничего не изменилось: это все тот же человек в возрасте от 20 до 40 лет, правда, теперь еще с депрессией и обидой на власти. Он разозлен и готов выходить на любые протесты, лишь бы побыть в толпе и выплеснуть негативные эмоции, вместе с которыми его заперли в локдаун. Это и тот человек, который видит, что диджитал за 1,5 года “взлетел в космос”. Причем, речь не только об акциях цифровых компаний, но и о количестве людей, которые пользуются этими технологиями. При этом, повторюсь, сам этот цифровой кочевник заперт, ему не дают путешествовать и ограничивают в свободах. В итоге перспектив для таких людей стало, с одной стороны, больше, а с другой – их свобода была сильно ограничена».

Мы пойдем другим путем

По оценкам JLL, в 1-м полугодии 2021 года на сервисные офисы пришлось уже 6% спроса в офисном сегменте, а в абсолютных цифрах объем сопоставим с объемом сделок в сервисных офисах за весь 2020 год. По данным совместного исследования Space 1 и Cushman & Wakefield, которое проводилось среди российских компаний из Топ-500, около 20% респондентов готовы рассмотреть сервисный офис для переезда или релокации отдельных команд.

 
«Что действительно изменила пандемия, так это отношение крупных компаний к удаленной работе, – считает Павел Федоров, управляющий директор Space 1. – Поэтому современный диджитал номад – это все-таки уже не фрилансер, работающий из любой точки мира, а сотрудник крупной компании, часто IT, который не привязан к фиксированному рабочему месту и традиционному графику. Компенсационный пакет такого сотрудника вполне может включать оплату рабочего места в коворкинге, в том числе в другом городе. На рынке уже есть примеры, когда компании компенсируют затраты на аренду квартиры и рабочего места, например, в Сочи и Красной поляне».

Однако массовым такой подход в России все-таки станет вряд ли, полагает эксперт. Гораздо вероятнее масштабное внедрение системы незакрепленных рабочих мест для совмещения «удаленки» и работы в офисе. Это, по словам г-на Федорова, и мотивирует компании на переезд в flex-офисы, предлагающие высокую степень технологичности пространства и развитый IT-сервис.

Уже сейчас крупные компании оптимизируют затраты на аренду в пользу сервисных и гибких пространств, поддерживает Александр Смуров. В недалеком будущем же наличие двух-трех дней в неделю «цифровой кочевой жизни» станет предметом торга для соискателей и условием, которое должны будут брать в расчет руководители и менеджеры при выстраивании рабочих процессов, прогнозирует Герман Свердлов.

Жить и работать

Постпандемический рост числа «удаленщиков» и новых «цифровых кочевников» влияет и на ранее сдержанно развивающийся в России сегмент коливингов. Поколения Y и Z отказываются от покупки жилья в пользу арендной модели, говорит Александр Смуров.

 
«Эти люди не хотят иметь собственность, – поясняет он. – Вместо этого они предпочитают накопления, которые позволяют вести более свободный образ жизни: путешествовать, познавать мир, заводить знакомства в разных странах, развиваться, быть мобильными и не привязываться к одному месту жительства. Им нужны коливинги, они ищут среду, где смогут работать, общаться и отдыхать одновременно».

В итоге на мировой и российский рынок коливингов начали активно выходить крупные инвесторы, сообщает Вячеслав Рожманов, генеральный директор R2 Asset Management. По данным The Housemonk, число операторов коливингов растет постоянно, в прошлом году их стало на 260 больше и сейчас насчитывается 870. В свою очередь, коливинг-резидентов в мире – более 3 млн человек (большая часть – в США, Китае и Европе).

Российский рынок традиционно догонит эти страны чуть позже, но, например, в Москву уже вышла компания Glorax, известная своими проектами в Санкт-Петербурге. Девелопер приобрел участок в районе Белорусского вокзала: по проекту здесь собираются построить 23 тысячи кв. м апартаментов.

 
«Постояльцы, которые жили в российских коливингах и смежных форматах, никуда не делись, но пандемия привела новых, – говорит Александр Шарапов. – Девелоперские компании, поняв, что это настоящий и достаточно прибыльный бизнес, начали активно в него инвестировать. Настолько, что некоторые на волне хайпа стали называть коливингами обычные жилые дома с малометражными квартирами – в маркетинговых целях».

Дайте мне среду, и я переверну мир

Развлечения, досуг, рестораны – все это также в итоге становится в России и в мире дополнением «многофункциональной среды» для диджитал номадов, резюмирует Александр Смуров. Старая-новая эра цифровых кочевников будет влиять и на городское планирование в целом: офисы, жилые кварталы, стрит-ретейл будут проектироваться исходя из новых потребностей резидентов, которые хотят видеть все необходимое в шаговой доступности. Появятся разнообразные гибкие кластеры, прогнозирует г-н Смуров: одни в «зеленой зоне» вокруг озер, другие – на островах (например, бизнес-кемпы/бизнес-лагеря), третьи – в центре города. Несмотря и даже благодаря пандемии люди будут объединяться в комьюнити по направлениям, ценностям и интересам: кемп предпринимателей, кемп спортсменов и т.д.

 
«Три года назад, когда я изучал аналитику Газпрома и Сбербанка, мысль о размытии суверенитета и границ стран, а также о появлении единой мировой валюты казалась футуристичной, – вспоминает эксперт. – Но теперь, с развитием цифровых офисов, очевидно, что мы все-таки идем в новую эпоху цифровизации, где люди будут привязаны к крупным цифровым офисам и крупным системам лояльности. Основная власть на рынке переходит к крупным корпорациям».

На этом фоне само понятие «цифровых кочевников» может действительно исчезнуть, поскольку станет новым образом жизни для большинства сотрудников компаний. Популярность цифровых офисов, кибер-спорта, трансформация «классических» профессий – все это стало возможно для каждого, благодаря уже одному только смартфону в кармане.

Вся ваша урбанина

Неестественный, стихийный прирост «цифровых кочевников» во время пандемии привел к окончательному размытию «портрета» явления, соглашается Максим Жучков, директор по маркетингу PARUS Asset Management: зачастую «номадами» ведь вынужденно становились даже те, кто совсем не собирался.

 
«Теперь это и в самом деле такой “нормальный образ жизни современного продвинутого человека”, – считает г-н Жучков. – Так что диджитал номадов более нельзя выделять в отдельную категорию: ранее присущий отдельной группе потребителей формат в той или иной степени стал нормой потребления для большого социального пласта – работать в кафе с мобильного или ноутбука, уединяться в ближайшем коворкинге (или даже снимать квартиру только для работы), заказывать товары онлайн – теперь это норма для всех. А вот существовать в формате дом-офис-дом – устаревший паттерн».

Вынужденная изоляция и постпандемия кардинально изменили все возможные модели потребления; резко выросли и сервисы, которые должны были обеспечить общество в новых, «цифровых-кочевых» реалиях жизни. Недвижимость без возможности привлечения клиентов в закрытые офисы реализовала новые способы онлайн-показов, онлайн-ипотеки, онлайн-покупок, перечисляет Максим Жучков. Ресторанный бизнес выжил благодаря сервисам доставки готовых блюд (и продуктов); ретейл также выживал благодаря e-commerce и курьерам. Откровенно умирающий формат загородной недвижимости вдруг стал ультравостребованным и трендовым, чего уж точно не ожидали сами лендлорды, давно записавшие эти имения в убыточный пассив.

Время – деньги

Люди стали в целом ценить свое время и понимать его стоимость: именно поэтому, по словам г-на Жучкова, дальнейший рост e-commerce в России – поступательное движение, а не разовый всплеск.

 
«Но неверно было бы говорить о том, что люди “перешли” в онлайн или не перешли, – уточняет Александр Шарапов. – Если раньше покупки совершались многими только офлайн, то теперь это смешанный формат, предусматривающий как онлайн, так и офлайн. На уровне городских властей, в свою очередь, активно внедряется система электронных билетов и предварительной записи, например, к врачу. Но по факту многие сервисы, скорее, раздражают, чем радуют. Так что если бизнес перестроился на двойную систему: онлайн и офлайн, то госорганы, кажется, все делают так, чтобы всем было как можно менее удобно».

Новые запросы клиентов диктуют рынку недвижимости новые правила, соглашается Герман Свердлов. Яркий пример – коллаборация Snapchat и американских ретейлеров, которые работают с этой социальной сетью для демонстрации магазинов и ассортимента через дополненную реальность. Старое-новое цифровое кочевничество станет трамплином для развития технологий во всех сферах – от медицины и образования до досуга.

Гиг-экономика наступает, резюмирует Александр Шарапов, а к «номадам» из мегаполисов будут все чаще примыкать специалисты из малых городов.

 
«Компании видят, что условные московские сотрудники работают на “удаленке” или фрилансе в разы хуже, чем условные работники из малых городов, – поясняет он. – Гибкие команды, сформированные из “удаленщиков”, начали формировать даже государственные компании. Ну и вообще: вспомните, велико ли было влияние пролетариев на рынок коммерческой недвижимости России в середине XIX века? Невелико, они только появились, но их прослойка постоянно и очень интенсивно увеличивалась. Все еще преобладало крестьянство, из которого, впрочем, происходило очень мощное перетекание на заводы. Теми же невероятными темпами сейчас идет перетекание в диджитал. И так же, как в начале XX века была понятна необходимость строительства жилья для рабочих, так и сейчас – все больше жилья требуется для старых-новых диджитал номадов. Этот класс продолжит богатеть, а его представители являют собой образцы успешности: они и станут трендсеттерами. “Кочевнические” профессии будут становиться модными. Эти-то ребята в итоге и будут менять жизнь во всем мире и у нас – в России».

Текст: Евгений Арсенин
Опубликовано в CRE №16 (сентябрь, 2021)



Поделиться

Материалы по теме

Источник: Ростех-Сити. Википедия
Экспертный анализ

Очень тяжёлый люкс: уходить из «статусных» офисов арендаторы не планируют

По данным Knight Frank, за три квартала 2021 года доля свободных офисов в классе А внутри третьего транспортного кольца Москвы снизилась до 6,3%, а трендом III квартала 2021 года стали значительные темпы реализации качественных офисных объектов Москвы с самыми высокими ставками аренды. Эксперты CRE – о том, кому и почему в век «удаленки» до сих пор нужен офисный «тяжелый люкс».
16.11
Источник: Restate.ru
Экспертный анализ

Как изменятся бизнес-парки после пандемии?

Девелоперы из-за кризиса, вызванного пандемией, переосмысливают подходы к проектированию бизнес-парков. Как меняется функционал новых объектов и какие глобальные тренды повлияют на развитие рынка офисной недвижимости в России и за рубежом, - рассказывает Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга JLL.

19.10
Источник: РБК Pro
Экспертный анализ

Субаренда: 6 советов для лучшей эффективности

Многие компании планируют сдать в субаренду свои офисные помещения, чтобы оптимизировать портфель недвижимости вследствие пандемии коронавируса. Екатерина Чичек, директор, отдел услуг корпоративным клиентам CBRE, рассказала, что нужно знать о сдаче офисного помещения в субаренду, в том числе о том, когда это имеет смысл, как извлечь из этого выгоду и какие проблемы возникают наиболее часто.
14.09
84977

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre