На момент сдачи номера в печать о приостановлении или прекращении деятельности на территории РФ заявили порядка 50 операторов (занимающих помещения в торговых центрах – Ред.), подсчитывает Марина Малахатько, старший директор, глава ретейл- департамента CBRE. Из них наибольшая доля приходится на сегмент fashion (67,4%), за ним идет «косметика и парфюмерия» (10,9%), а также сегменты «товары для дома» и «ювелирные изделия/часы» (по 6,5%, соответственно). Оставшаяся доля приходится на детские товары и сегмент фуд-ретейла. Международные бренды занимают, в среднем, от 10 до 40 % площади в зависимости от концепции и размера торгового центра, и наибольшие риски увеличения вакантности характерны для суперрегиональных ТЦ (более 80 тыс. кв. метров арендопригодной площади), в которых крупные зарубежные сети арендуют значительную часть площадей.
При негативном стечении обстоятельств может опустеть более половины площадей торговых центров, прогнозирует Марина Малахатько. «Средний московский торговый центр (вроде «Атриума», «Павелецкой плазы», «Европейского» в Москве) – это около 200 магазинов, – поясняет она. – На международные марки приходится 30–40% - как правило, они занимают около половины площади ТЦ».
Потеря качества
Больше всего от демарша иностранных брендов пострадали именно качественные торговые объекты, а также крупные ТРЦ, которые изначально ориентировались на более широкий ассортимент и в которых была возможность привлекать концепции на большие площади, или на более интересных условиях, отмечает Павел Люлин, управляющий партнер УК IPFM. По его оценкам, доля закрытых магазинов сейчас составляет 20-30% «по дверям», включая уровень вакансии, который был на момент принятия решений ряда брендов о приостановке (10-11%). Это не отменяет того факта, что в некоторых торговых центрах доля может быть и больше, но есть нюансы – можно считать по закрытым дверям, или по площади и данные будут различаться, поясняет эксперт. Эдуард Тишко, директор, управляющий партнер LCM Consulting, говорит о потерях на уровне 30-40 % по закрытым площадям. «Ранее мы оценивали долю закрытых магазинов до 40%, но с ростом заявлений о безвременных закрытиях доля свободных площадей в ряде ТЦ будет достигать 70%», – поддерживает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
Районные центры оказались менее подвержены «великому исходу» за счет того, что в их формате больше преобладают услуги и товары первой необходимости в противовес fashion брендам, уточняет Павел Люлин. «Но и о полупустых моллах речи пока не идет, да и думаю, не дойдет в принципе, – убежден он. – Даже вакансия в 30% не является критической для торгового центра, ведь многие открывались и с большей долей пустых магазинов, и потом «досдавались» в процессе. И даже сейчас приостановившие деятельность договорились о том, чтобы в помещении горел свет, или была включена вывеска».
Вне сегмента fashion ситуация вообще не столь удручающая, считает Эдуард Тишко: так, среди магазинов спортивных товаров закрытия единичны (Adidas и Puma), при этом лидерами остаются «Спортмастер», «Триал-Спорт» и Decathlon. В детском сегменте доминирующие игроки были и остаются российскими; в сегменте БТиЭ в основном представлены азиатские аккредитованные магазины, либо российские мультибрендовые цифровые супермаркеты, их закрытия также не коснулись. «С одной стороны, ситуация может ухудшиться, ведь пока только 40% из западных брендов объявили о приостановке, остальные работают, но рынок с замиранием сердца ждет их действий, – вздыхает Павел Люлин. – В таком случае придется заменять их российскими аналогами, или иностранными, но более лояльными. Сейчас идут переговоры с индийскими и турецкими партнерами – в основном это fashion, но есть и косметика, и общественное питание. Налаживаются связи и с китайскими коллегами – я знаю, что Союз Торговых Центров сделал ряд шагов в этом направлении. А РСТЦ в свою очередь ведет работу с иранской стороной»... (конец ознакомительного фрагмента)
При негативном стечении обстоятельств может опустеть более половины площадей торговых центров, прогнозирует Марина Малахатько. «Средний московский торговый центр (вроде «Атриума», «Павелецкой плазы», «Европейского» в Москве) – это около 200 магазинов, – поясняет она. – На международные марки приходится 30–40% - как правило, они занимают около половины площади ТЦ».
Потеря качества
Больше всего от демарша иностранных брендов пострадали именно качественные торговые объекты, а также крупные ТРЦ, которые изначально ориентировались на более широкий ассортимент и в которых была возможность привлекать концепции на большие площади, или на более интересных условиях, отмечает Павел Люлин, управляющий партнер УК IPFM. По его оценкам, доля закрытых магазинов сейчас составляет 20-30% «по дверям», включая уровень вакансии, который был на момент принятия решений ряда брендов о приостановке (10-11%). Это не отменяет того факта, что в некоторых торговых центрах доля может быть и больше, но есть нюансы – можно считать по закрытым дверям, или по площади и данные будут различаться, поясняет эксперт. Эдуард Тишко, директор, управляющий партнер LCM Consulting, говорит о потерях на уровне 30-40 % по закрытым площадям. «Ранее мы оценивали долю закрытых магазинов до 40%, но с ростом заявлений о безвременных закрытиях доля свободных площадей в ряде ТЦ будет достигать 70%», – поддерживает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
Районные центры оказались менее подвержены «великому исходу» за счет того, что в их формате больше преобладают услуги и товары первой необходимости в противовес fashion брендам, уточняет Павел Люлин. «Но и о полупустых моллах речи пока не идет, да и думаю, не дойдет в принципе, – убежден он. – Даже вакансия в 30% не является критической для торгового центра, ведь многие открывались и с большей долей пустых магазинов, и потом «досдавались» в процессе. И даже сейчас приостановившие деятельность договорились о том, чтобы в помещении горел свет, или была включена вывеска».
Вне сегмента fashion ситуация вообще не столь удручающая, считает Эдуард Тишко: так, среди магазинов спортивных товаров закрытия единичны (Adidas и Puma), при этом лидерами остаются «Спортмастер», «Триал-Спорт» и Decathlon. В детском сегменте доминирующие игроки были и остаются российскими; в сегменте БТиЭ в основном представлены азиатские аккредитованные магазины, либо российские мультибрендовые цифровые супермаркеты, их закрытия также не коснулись. «С одной стороны, ситуация может ухудшиться, ведь пока только 40% из западных брендов объявили о приостановке, остальные работают, но рынок с замиранием сердца ждет их действий, – вздыхает Павел Люлин. – В таком случае придется заменять их российскими аналогами, или иностранными, но более лояльными. Сейчас идут переговоры с индийскими и турецкими партнерами – в основном это fashion, но есть и косметика, и общественное питание. Налаживаются связи и с китайскими коллегами – я знаю, что Союз Торговых Центров сделал ряд шагов в этом направлении. А РСТЦ в свою очередь ведет работу с иранской стороной»... (конец ознакомительного фрагмента)
Полностью (и бесплатно) материал можно прочитать здесь