Главный операционный директор Группы М.Видео-Эльдорадо Сергей Ли: «На фоне резких изменений макроэкономических факторов и потребительских настроений во втором квартале 2022 года Группа М.Видео-Эльдорадо демонстрирует устойчивые финансовые результаты и улучшение ключевых метрик, свидетельствующих о росте эффективности бизнеса.
Бизнес-модель, объединяющая онлайн и физическую розницу, в очередной раз доказывает свою состоятельность. В текущих условиях магазины остаются основной площадкой для получения консультаций о новых брендах, выбора товаров и получения сервисной поддержки, и несмотря на всю турбулентность потребительского спроса, общий трафик наших магазинов и онлайн-платформы в первом полугодии показал небольшой рост в 2% относительно прошлого года.
В течение всего двух месяцев, с учётом текущий реалий, мы с нуля отстроили процессы импортных закупок и логистики, привлекли новых партнёров как в рамках прямых закупок электроники, так и в формате маркетплейса. В результате, ассортимент на наших площадках во многих категориях сейчас соответствует докризисному уровню. Мы продолжаем поддерживать доступные цены, развиваем кредитные продукты, выводим на рынок новые линейки качественных товаров и обеспечиваем для наших клиентов высочайший уровень покупательского опыта от выбора необходимого товара до его доставки, установки и гарантийного обслуживания, включая собственную гарантию на импортируемые товары. Как результат, мы видим восходящий тренд продаж в июле-августе.
Глубокая перестройка ключевых процессов, контроль расходов, фокус на операционной эффективности позволили нам заметно улучшить финансовые позиции Группы при сохранении масштабов бизнеса и операций – мы продолжаем работать в более чем 300 городах, развиваем мобильную платформу и онлайн. Валовая прибыль показала рост на 16,2%, показатель EBITDA вырос в 1,5 раза, расходы как доля от выручки снизились на 1,3 п.п. до 17,3%. При этом Группа сохраняет умеренную долговую нагрузку – чистый долг на конец первого полугодия составил 67,9 млрд рублей против 64 млрд годом ранее, соотношение чистого долга к EDITDA остаётся на рабочем уровне 2,3х.
Во втором полугодии 2022 года Группа продолжит работу с партнёрами как на территории России, так и за её пределами, расширяя доступный покупателям ассортимент качественной электроники и бытовой техники. В фокусе компании также остаются проекты, связанные с мобильными приложениями, персонализацией, развитием своего маркетплейса и аналитических инструментов для партнёров, доступных через личный кабинет поставщика».
Ключевые факторы, оказавшие влияние на финансовые показатели
Рынок бытовой техники и электроники в первой половине 2022 года демонстрировал высокий уровень волатильности. Макроэкономическая нестабильность и ослабление рубля стимулировали значительный спрос на дорогостоящие товары в конце февраля и первой половине марта, что отразилось на динамике продаж в первом квартале 2022 года, показавших уверенный двузначный рост. Во втором квартале на фоне высокой экономической неопределённости, нестабильной ситуации с поставками и с уходом или приостановкой деятельности в РФ целого ряда известных брендов произошло заметное снижение рынка потребительской электроники. В результате по итогам полугодия GMV Группы в целом остался на уровне прошлого года, прибавив 1,5% год-к-году.
Во втором квартале 2022 года снижение GMV составило 29,2%, при этом оборот Группы поддержали следующие факторы:
- рост на 28% продаж техники собственных торговых марок на фоне изменений в ассортименте электроники на российском рынке и росте интереса потребителей к низкому и среднему ценовым сегментам. В востребованных категориях, таких как холодильники, посудомоечные машины, мелкая бытовая техника доля собственных товарных брендов Hi и Novex выросла более чем в 2 раза год-к-году. При этом, по итогам 6 месяцев продажи собственных торговых марок показали ещё более уверенный рост на уровне 60% год-к-году;
- усиление продаж брендов Китая, Турции, Беларуси и других стран СНГ – спрос на такие бренды как Haier, Beko, Candy, «Витязь», Hisense, Grundig и пр. в рамках Группы вырос на 46% по сравнению с прошлым годом;
- повышение спроса на ряд услуг и сервисов компании. В частности, объем проданных сервисов для крупной бытовой техники и техники для дома вырос на 44% по сравнению с первым кварталом 2022 года в результате реализации отложенного спроса после всплеска покупок в феврале-марте 2022 года;
- запуск обновлённых кредитных продуктов и программ, включая расширение ассортимента техники, доступной к покупке по программам «рассрочки». Увеличение периода действия кредитов без переплат до 18 месяцев также способствовало восстановлению кредитных продаж, достигнувших 14% доли от общих продаж в июне по сравнению с 4,6% в марте текущего года;
- расширение доступного ассортимента техники и электроники в рамках развития собственного маркетплейса. За год количество партнёров маркетплейса увеличилось в 1,5 раза за счёт привлекательного для партнёров омниканального форматы работы с высоким уровнем целевого трафика и выгодных коммерческих условий.
Трафик, включая онлайн и магазины, показал рост +1,5% год-к-году и составил 641 млн посещений. При этом, во втором квартале, несмотря на трудную макроэкономическую и рыночную ситуацию, трафик остался практически на уровне прошлого года: -3,1% ко второму кварталу 2021. Основным драйвером такой стабильности трафика явилось развитие мобильных приложений М.Видео и Эльдорадо, показавших рост посещений на 63% год-к-году за второй квартал 2022 года и на 80% за 6 месяцев 2022 года.
Выручка
Скорректированная EBITDA
Скорректированный показатель EBITDA Группы составил 7 002 млн руб. в 1 полугодии 2022 года по сравнению с -1 456 млн руб. годом ранее. Скорректированная EBITDA маржа выросла на 3,9 п.п. год-к-году и составила 3,2% в 1 полугодии 2022 года. Рост показателя связан с ростом валовой маржи5 на 2,6 п.п. и одновременным со снижением коммерческих, общехозяйственных и административных расходов (без учёта амортизации) на 1,3 п.п.
Чистая прибыль/убыток
Чистый убыток Группы увеличился на 31,1% год-к-году до 3 747 млн руб. по сравнению с 2 859 млн руб. за аналогичный период 2021 года в результате роста финансовых расходов и расходов на амортизацию, что было частично компенсировано ростом показателя EBITDA.
Долговая нагрузка
По состоянию на 30 июня 2022 года общий долг Группы вырос год-к-году на 2 857 млн руб. и составил 70 800 млн руб., в то время как денежные средства и их эквиваленты на конец отчётного периода снизились на 9 180 млн руб. по сравнению с 31 декабря 2021 года и составили 2 874 млн руб.
Чистый долг Группы по итогам отчётного периода увеличился на 3 940 млн руб. год-к-году и составил 67 926 млн руб. Все долговые обязательства Группы номинированы в рублях.
В результате соотношение чистый долг / скорректированная EBITDA на 30 июня 2022 года составило 2,3x – снижение на 0,4x по сравнению с 31 декабря 2021 года и на 3,0x по сравнению с 30 июня 2021 года.