Крупные игроки продолжают запускать магазины под зонтичным брендом: так, «Магнит» открыл сеть хозяйственных магазинов в дополнение к продуктовым, аптеке и косметике. О планах выхода в мебельный сегмент и товары для дома активно заявляют продавцы бытовой техники – в частности, на фоне ухода IKEA и других западных компаний.
«Золотое яблоко», например, планирует пойти дальше пылесосов, и открыть продажи аптечных товаров, рассказывает Роман Бойко, генеральный директор ООО «Урбитек ФМ». Первый аптечный киоск с безрецептурными лекарствами компания запускает в Екатеринбурге. Как сообщила в мае в интервью РБК гендиректор «Золотого яблока» Анна Кошкина, компания экспериментирует с новыми товарными категориями, выбирая их по простому принципу — смежные с основным ассортиментом продукты, которые могут понравиться покупательницам. В сети в итоге уже продавались хозтовары, колготки и белье, правда, со временем из-за дефицита площадей ретейлер все-таки решил частично увести их в онлайн. В будущем игрок собирается продавать также постельное белье, солнцезащитные очки и косметички.
В свою очередь, классические оффлайн-ретейлеры переходят к модели маркетплейса, сообщают в CORE.XP. Модель, где ретейлер обеспечивает «встречу» продавца и покупателя, является устойчивой в контексте получения прибыли в кризисных условиях, и вписывается в такую меру поддержки, как легализация параллельного импорта, указывают эксперты компании. Так, «Л’Этуаль» уже запустил маркетплейс на базе существующего онлайн-магазина. «ВкусВилл» теперь тоже продает не только свои товары, но и является посредником для других производителей, открыв в онлайн-приложении каталог «Супермаркет», – продолжает Роман Бойко. – Яндекс.Маркет начал торговать подержанными сумками люксовых брендов. Сейчас вообще время возможностей и перепрофилирования, и, безусловно, Яндекс и Сбербанк стоят во главе нововведений. Все проекты, безусловно, пилотные, а значит рискованные, но сейчас – самое время для такого рода рисков».
В новые форматы, особенно на фоне ухода иностранных арендаторов из торговых центров, активно идут и крупные девелоперы. Так, в июле девелоперская группа «Ташир» запустила сеть магазинов по продаже товаров для дома – первый Zebra Home открылся на площадях торгово-развлекательного центра Kvartal на Аминьевском шоссе. Общая площадь торгового объекта – около 1000 квадратных метров, инвестиции в проект - более 150 млн рублей. В будущем девелопер собирается открывать более крупные магазины, площадью до 10 тысяч квадратных метров. Сейчас основным поставщиком для новой сети стал текстильный центр «РИО» в Иваново, который сам «Ташир» открыл в 2011 году; в составе специализированного комплекса – более 500 магазинов по продаже текстильной продукции. Однако игрок ведет переговоры и с новыми поставщиками.
Для успешного развития нового направления, особенно захвата крупной доли рынка, когда открывается стратегическое окно возможностей, как правило, нужно две составляющие: инвестиции, достаточные для стремительного развития, и готовность гибко реагировать на меняющиеся ситуацию, условия или потребительское поведение, перечисляет Луиза Улановская, основатель консалтинговой компании Lanska Group, преподаватель Высшей Школы бизнеса НИУ ВШЭ. И если с первым фактором для развития новых направлений у крупных корпораций и экосистем проблем нет, то второй – гибкость – обычно оказывается слабым звеном. Процесс принятия решений в любой экосистеме или крупной компании – будь то госбанк или федеральный ретейлер проходит через длинную цепочку анализа рисков, согласований, инвесткомитетов, поясняет она. Успех выхода на рынок гиганта в непрофильном для основного бизнеса направлении плотно завязан именно на готовность быстро принимать рыночно обоснованные, но иногда неочевидные решения. А дополнительную устойчивость на раннем этапе новому непрофильному направлению придает его связанность с клиентами экосистемы и крупной компании, из которых и формируются первые потребители.
«Инноваторы и последователи по классической диффузии инноваций могут быть органично сформированы из текущих лояльных клиентов, готовых тестировать новые продукты или услуги, делиться мнением и служить первопроходцами, – уточняет г-жа Улановская. – Через короткое время они переключатся на что-то новое, а непрофильное направление сможет развиваться дальше через потребителей раннего большинства. Схема универсальна и работает на любом рынке – от доставки веганской еды на дом до продажи пылесосов косметическим ритейлером. Но все это работает только при условии стремительной и гибкой реакции на вызовы рынка, что, повторюсь, для крупной корпорации может стать камнем, о который споткнется гигант».