На пробу. Игроки начинают выходить в непрофильные сегменты

«Золотое яблоко» теперь продает детскую одежду, роботы-пылесосы и товары для животных, Сбер – делает одежду, «Ташир» – открывает мебельные магазины, Л`Этуаль – аптечные корнеры и работает как маркетплейс. Выход бизнесов в непрофильные сегменты в кризис эксперты называют «риском за шампанское» – премия неочевидна, но попробовать можно.

Текст: Вадим Михайлов. Журнал CRE Retail, август 2022г.

2676
Изображение взято из источника: CRE

Крупные игроки продолжают запускать магазины под зонтичным брендом: так, «Магнит» открыл сеть хозяйственных магазинов в дополнение к продуктовым, аптеке и косметике. О планах выхода в мебельный сегмент и товары для дома активно заявляют продавцы бытовой техники – в частности, на фоне ухода IKEA и других западных компаний.

«Золотое яблоко», например, планирует пойти дальше пылесосов, и открыть продажи аптечных товаров, рассказывает Роман Бойко, генеральный директор ООО «Урбитек ФМ». Первый аптечный киоск с безрецептурными лекарствами компания запускает в Екатеринбурге. Как сообщила в мае в интервью РБК гендиректор «Золотого яблока» Анна Кошкина, компания экспериментирует с новыми товарными категориями, выбирая их по простому принципу — смежные с основным ассортиментом продукты, которые могут понравиться покупательницам. В сети в итоге уже продавались хозтовары, колготки и белье, правда, со временем из-за дефицита площадей ретейлер все-таки решил частично увести их в онлайн. В будущем игрок собирается продавать также постельное белье, солнцезащитные очки и косметички.

В свою очередь, классические оффлайн-ретейлеры переходят к модели маркетплейса, сообщают в CORE.XP. Модель, где ретейлер обеспечивает «встречу» продавца и покупателя, является устойчивой в контексте получения прибыли в кризисных условиях, и вписывается в такую меру поддержки, как легализация параллельного импорта, указывают эксперты компании. Так, «Л’Этуаль» уже запустил маркетплейс на базе существующего онлайн-магазина. «ВкусВилл» теперь тоже продает не только свои товары, но и является посредником для других производителей, открыв в онлайн-приложении каталог «Супермаркет», – продолжает Роман Бойко. – Яндекс.Маркет начал торговать подержанными сумками люксовых брендов. Сейчас вообще время возможностей и перепрофилирования, и, безусловно, Яндекс и Сбербанк стоят во главе нововведений.  Все проекты, безусловно, пилотные, а значит рискованные, но сейчас – самое время для такого рода рисков».

В новые форматы, особенно на фоне ухода иностранных арендаторов из торговых центров, активно идут и крупные девелоперы. Так, в июле девелоперская группа «Ташир» запустила сеть магазинов по продаже товаров для дома – первый Zebra Home открылся на площадях торгово-развлекательного центра Kvartal на Аминьевском шоссе. Общая площадь торгового объекта – около 1000 квадратных метров, инвестиции в проект - более 150 млн рублей. В будущем девелопер собирается открывать более крупные магазины, площадью до 10 тысяч квадратных метров. Сейчас основным поставщиком для новой сети стал текстильный центр «РИО» в Иваново, который сам «Ташир» открыл в 2011 году; в составе специализированного комплекса – более 500 магазинов по продаже текстильной продукции. Однако игрок ведет переговоры и с новыми поставщиками. 

Для успешного развития нового направления, особенно захвата крупной доли рынка, когда открывается стратегическое окно возможностей, как правило, нужно две составляющие: инвестиции, достаточные для стремительного развития, и готовность гибко реагировать на меняющиеся ситуацию, условия или потребительское поведение, перечисляет Луиза Улановская, основатель консалтинговой компании Lanska Group, преподаватель Высшей Школы бизнеса НИУ ВШЭ. И если с первым фактором для развития новых направлений у крупных корпораций и экосистем проблем нет, то второй – гибкость – обычно оказывается слабым звеном. Процесс принятия решений в любой экосистеме или крупной компании – будь то госбанк или федеральный ретейлер проходит через длинную цепочку анализа рисков, согласований, инвесткомитетов, поясняет она. Успех выхода на рынок гиганта в непрофильном для основного бизнеса направлении плотно завязан именно на готовность быстро принимать рыночно обоснованные, но иногда неочевидные решения. А дополнительную устойчивость на раннем этапе новому непрофильному направлению придает его связанность с клиентами экосистемы и крупной компании, из которых и формируются первые потребители.

«Инноваторы и последователи по классической диффузии инноваций могут быть органично сформированы из текущих лояльных клиентов, готовых тестировать новые продукты или услуги, делиться мнением и служить первопроходцами, – уточняет г-жа Улановская. – Через короткое время они переключатся на что-то новое, а непрофильное направление сможет развиваться дальше через потребителей раннего большинства. Схема универсальна и работает на любом рынке – от доставки веганской еды на дом до продажи пылесосов косметическим ритейлером. Но все это работает только при условии стремительной и гибкой реакции на вызовы рынка, что, повторюсь, для крупной корпорации может стать камнем, о который споткнется гигант».




Поделиться

Материалы по теме

Источник: CRE
Игроки рынка

H&M согласился платить

Компания внесла платежи по договорам аренды и штрафы за простой магазинов в галерее «Актер» и ТРЦ «Колумбус». Общая сумма выплат оценивается в 400 млн рублей.
26.08
Источник: CRE
Экспертный анализ

Тут вам курорт

По данным CMWP, впервые с 2004 года строительство торговых центров в России упало до рекордно низкого уровня. Однако бум внутреннего туризма и многократное увеличение оставляемых теперь в стране денег «на отдых», дают игрокам надежду на строительство моллов в регионах с высоким туристическим потоком. Уход иностранных брендов и глобальная трансформация рынка для таких объектов проблемой будут лишь отчасти или не повлияют вообще, считают эксперты: туристов интересуют торговые центры как часть досуга.
 
Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail, август 2022г.
25.08
Источник: CRE
Игроки рынка

IKEA найдет возможность остаться

Компания ищет варианты оставить свою продукцию в России через франчайзи или найти покупателя на российский бизнес с правом обратного выкупа. Из всех слухов наиболее логичным выглядит поиск восточного франчайзи для развития на территории РФ.
24.08
88003

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre