5 главных трендов рынка DIY в 2022

2021 год стал рекордным для рынка DIY по обороту розничной торговли. Текущий год внес свои существенные коррективы и в результате по данным INFOLine, за первое полугодие 2022 оборот снизился на 3% без учета цен. Но какие тенденции стоят за сухими цифрами? Об этом рассказывает Анатолий Нестеров, генеральный директор «Торговой Сети «Технониколь».
3064
Изображение взято из источника: Технониколь
Тренд 1 – Снижение трафика в ТЦ и рост онлайна 

В связи с закрытием ряда магазинов и уходом популярных брендов, трафики в моллах просели. По разным оценкам они упали на 7-15%, однако, важно понимать, что средняя температура по больнице здесь не отражает реального положения дел. По факту в некоторых торговых центрах, особенно в регионах, трафик упал гораздо значительнее. Это подстегнуло развитие онлайна, так, по нашим оценкам, по некоторым позициям продажи в онлайне выросли в 5 раз. Часть сетей отмечают, что снижение трафика в моллах сказалось на уровне продаж. Тем не менее, специфика DIY сектора заключается в том, что покупатели предпочитают выбирать отделочные материалы оффлайн для того, чтобы видеть, как они сочетаются друг с другом и оценить их характеристики самостоятельно. Поэтому мы не ожидаем, что спрос полностью перераспределится в сторону онлайна.

Тренд 2 – Изменение потребительского поведения

Индекс потребительской уверенности по итогу 2 квартала 2022 г. упал до синус 31% (по данным  Росстата), что сравнимо только с результатами первого квартала 2016 года, когда мы наблюдали экономический кризис. С того момента индекс еще не опускался настолько низко. Инфляция остается на высоком уровне и составляет порядка 21,5% (по данным Банка России), что дополнительно стимулирует потребителей сокращать расходы, а сети – запускать собственные торговые марки. На первый план вновь выходит рациональное потребление, о котором мы говорим последние 5 лет. По многим позициям люди начинают переходить в более низкий ценовой сегмент, однако, в DIY мы этого практически не наблюдаем – мало кто готов купить более дешевый инструмент, который поломается через несколько дней. Сокращение расходов населения  – это вызов для любого бизнеса, но в сегменте DIY на спрос влияют и другие факторы – в частности, продажи квартир и ИЖС, где у компаний есть повод для оптимизма. Кроме того, уход ряда брендов привел к перераспределению спроса среди тех, кто остался на рынке.

Тренд 3 – Рост ИЖС

Пожалуй, самый позитивный из трендов. За первое полугодие россияне построили 32,9 млн кв. м жилья, что почти в полтора раза больше показателя за аналогичный период 2021 года – 20,3 млн кв. м жилья. Рост составляет 62%, и конечно, это поддержало рынок DIY. Лидерами по ИЖС стали Московская и Ленинградская области, Башкортостан, Краснодарский край и Татарстан. Очевидно, что текущая экономическая нестабильность в будущем отразится на уровне ввода, но мы оптимистично смотрим на ситуацию в будущем.

Тренд 4 – Смена и перераспределение поставщиков

Не секрет, что сети, работающие в западных регионах, сотрудничали в том числе с западными поставщиками. В условиях санкций им пришлось оперативно переориентироваться на отечественных партнеров. Особенно непросто это далось сетям, работающим в Калининградской области, т.к. это несет за собой определенные логистические вызовы. Одновременно с этим рынок покинула IKEA, у которой в России было открыто 26 магазинов. Это беспрецедентный случай для истории рынка DIY в нашей стране. Выручка компании за 2021 в России составила 157,2 млрд рублей. Напомню, IKEA была ориентирована именно на локальных поставщиков, с уходом бренда все они остались без крупнейшего окна сбыта. Часть из них вынуждена была закрыться, но другая – налаживает сотрудничество с другими сетями. На полтора месяца закрывались OBI, что также ударило по поставщикам.

Тренд 5 – Логистические вызовы

Еще один беспрецедентный вызов года для бизнеса – вынужденная перестройка логистики. Все маршруты доставки через Европу перекрыты. Доставлять грузы из Китая в дальневосточные порты, используя суда западных компаний, уже невозможно. Поставки в Калининград блокированы – как железнодорожные, так и автотранспортные. Компании переходят от контейнерной перевозки на железнодорожный транспорт через азиатские страны, однако мощность этого пути ограничена. Это ведет к увеличению сроков поставки, а значит и к отсутствию товара на полке, в случае, если ритейлер все же не справился с вызовом. Глобально логистика в России перестраивается буквально задом наперед – если раньше поставки шли из Европы с севера через Москву на юг и так же через Москву с запада на восток, то сейчас ситуация ровно обратная. Именно поэтому многие сети заявляют о том что их главная цель сейчас – сохранить товар на полке. Нам это удается.

Коментарии (0)


Поделиться

Материалы по теме

Рейтинг

Рейтинг: где в Подмосковье больше всего DIY форматов

В 2020 году в городах Подмосковья будет в 2 раза больше гипермаркетов, рынков и комплексов, торгующих строительными материалами, чем в Москве. 
11.12
Точка зрения

Как поживают гипермаркеты DIY?

По мнению Сергея Камлюка, CEO инвестиционной компании KEY CAPITAL, из гипермаркетов DIY «выживут» только самые умные и быстро адаптирующиеся к меняющейся реальности.
19.03
88730

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

подпишись НА эксклюзивные новости cre