По весне считают

В России больше не работает сервис Pick Point — с 4 апреля компания прекратила принимать грузы.  Решение связано в том числе со сложностями, которые у компании начались из-за ухода с рынка западных ретейлеров. Эксперты подсчитывают, кто за год ушел, кто пришел, а кто (и в каком виде) – остался.
 

Автор: Влад Лория. Журнал CRE Склады и логистика, апрель 2023 г.

5533
Изображение взято из источника: cre.ru
Причинами ухода Pick Point называются иски контрагентов на сумму, в семь раз превышающую уставной капитал ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», уход западных брендов, а также невозможность финансирования из заграницы, перечисляет Степан Щедров, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами, Union Brokers. «Pick Point была первой компанией, установившей в России постаматы, и вот, спустя 13 лет активного освоения этого сегмента, приняла решение его покинуть, - добавляет он. - Учитывая широкий спектр конкурентов, ниша будет занята довольно быстро. Бесконечные плюсы бесконтактной, круглосуточной выдачи заказов, к которым привыкли клиенты, смогут также обеспечить «Сберлогистика», OZON, «Яндекс», Boxberry, 5Post и прочие. Заявлены и планы на установку 10000 постаматов в подъездах жилых домов по проекту «Московский постамат». Задуматься о перспективах развития, а, возможно, и просто об удержании позиций, стоит теперь логистическим компаниям B2C - инициативу и лидерство в сервисе могут перехватить маркетплейсы, наращивающие свои ресурсы собственных служб доставки. Но несомненно и то, что целый ряд издержек понесут сотрудничающие с Pick Point сети, предприниматели, собственники, начиная от финансовых, заканчивая невосполнимыми временными затратами».



ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ

Уход международных брендов, очевидно, коснулся сферы логистики, однако в значительно меньшей степени, чем другие секторы экономики, считает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. «Один из «классических» путей выхода глобальных брендов – передача активов локальному менеджменту с сохранением штата сотрудников в России, - продолжает она. – Именно так поступили швейцарская Kuehne+Nagel (теперь действует под брендом NOY TECH), французская DPD group (DPD Russia), британская Raven Property Group (Raven Russia)».

Часть игроков все-таки полностью покинули российский рынок и продали активы российским компаниям, например, датский Maersk. Некоторые международные логистические бизнесы приостановили работу или ограничили перечень оказываемых услуг в соответствии с требованиями глобальных корпораций, но все еще не приняли окончательного решения об уходе. К ним относятся немецкая DHL Group, нидерландская TNT Express, американские FedEx и UPS. О приостановке отправлений в направлении российских и белорусских получателей заявили крупные контейнерные перевозчики ShipCo (США), MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция), Hapag-Lloyd (Германия), Ocean Network Express (Япония), Yang Ming (Тайвань) и Hyundai Merchant Marine (Южная Корея). Есть и те «международники», что продолжают работать в России: например, французский логистический оператор FM Logistic.



«Самый нашумевший кейс 2022 года, конечно, - прекращение оказания услуг экспресс-доставки компанией DHL, - резюмирует Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс». - Это стало колоссальным потрясением для рынка, где DHL долгие годы был неким эталоном качества, а с учетом возможностей в международной логистике с сетью офисов по всему миру и собственных самолетов – и лидером в продуктах по импорту и экспорту. О решении компания сообщила буквально за два месяца, что, конечно, доставило много дискомфорта клиентам, которые в моменте должны были переключить трафик на новых поставщиков. Причем все это нужно было сделать с соблюдением тендерных процедур, которые зачастую в некоторых компаниях настолько бюрократизированы, что уложить их в два месяца просто невозможно».

ДЕНЕГ И СПРОС

В 2022 году доля зарубежных организаций в распределении спроса на склады в России сократилась на 8% и составила 9%, подсчитывает, в свою очередь, Руслан Петручак, советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation, адвокат. «Из-за возникновения новых трудностей и рисков международные игроки принимают решение уйти, что, конечно, приводит к росту числа сделок отказа от занимаемых складских площадей или пересмотру условий заключенных договоров, - добавляет он. – Основные же игроки рынка заняли выжидательную позицию и не торопятся увеличивать складские мощности ввиду оптимизации бизнес-стратегий и возможных дальнейших потребностей, связанных с уходом иностранных брендов. Резюмируя: несмотря на то, что уже больше года как иностранные бизнесы начали менять статус работы в России, доля не определившихся о новом формате работы еще остается немалой. Среди них основное количество – это бренды компаний-производителей, имеющие здесь свои заводы. Такие активы – довольно проблемные для их быстрой продажи, что осложняет поиски покупателя и увеличивает время структурирования сделки. Конечно, в итоге они несут потери не только за счет простаивания своих заводов, но и из-за наличия больших площадей складских помещений. И иностранные бренды в случае продажи бизнеса в России, как правило, пытаются включить существующую аренду складов в периметр сделки. Это приводит к тому, что арендованные ранее ушедшим брендом складские помещения остаются покупателю».



Скорее всего, по модели сохранения складских помещений прошла сделка польского ретейлера LPP Group и испанской группы Inditex, магазины которых открылись уже под новыми брендами в ТЦ, поэтому потребность в складских помещениях сохранилась и у новых владельцев. Из недавних сделок с иностранным участием г-н Петручак вспоминает также французскую FM Logistiс, которая решила остаться на российском рынке, поскольку грузоперевозки из Европы стали сложнее, но не исчезли совсем, и нашла покупателя на свои складские комплексы в логопарках в Подмосковье. Сделка проходила по схеме sale-leaseback, таким образом, FM Logistic после продажи объектов остается их арендатором. «В случае полного ухода иностранного бренда с рынка, конечно, необходимости в дальнейшей аренде складских помещений нет, и площади освобождаются, - указывает эксперт. - Например, H&M Group, GAP, Victoria's Secret, Jysk, Michael Kors были представлены на рынке с помощью дистрибьюторов или арендовали помещения, поэтому необходимости в продаже бизнеса в РФ не имели, в связи с чем прекратили аренду, в том числе и складских помещений».

«В прошлом году Accent Capital тоже столкнулся с уходом из России своего многолетнего партнера-арендатора ID Logistics – крупнейшей французской компании, специализирующейся на международной контрактной логистике, - вспоминает Анастасия Корневич, директор департамента управления складской недвижимостью Accent Capital. - После событий 2022 года ID Logistic были вынуждены покинуть российский рынок. В результате компания, которая более десяти лет выстраивала бизнес в России, потеряла большой «кусок» рынка, большую долю прибыли. Она занимала 37 000 кв. м или 25% площади нашего складского комплекса «Валищево», и быстрый выход из контракта, конечно, создал трудности и особые условия для сделки. К счастью, мы смогли найти компромисс и соблюсти интересы сразу трех сторон: ID Logistics передали все площади и оборудование своему клиенту, холдингу «Объединенные кондитеры».

МЕСТО ВАКАНТНО

Места ушедших западных игроков были заняты всего за год. «В основном – теми же международными компаниями, которые заранее выкупили оборудование, настроили независимые WMS, сумели договориться «внутри», либо выделили себя в отдельный российский бизнес, либо реорганизовались, переименовались и нашли какие-то другие варианты продолжить работу в России, -  резюмирует Анастасия Корневич. - Причем это не были новые компании из «дружественных» государств – рынок не увидел новых игроков из Китая, Белоруссии или других стран. Все же рынок логистики очень специфичен – нельзя просто так войти на новый рынок, сначала необходимо наладить бизнес – арендовать или построить складские помещения, найти клиентов, выстроить логистические цепочки».

Освобождающиеся складские площади будут постепенно заполняться за счет выхода на российский рынок азиатских компаний, которые ранее не имели собственных складов в России, а также за счет российских производителей, ретейлеров и дистрибуторов, увеличивающих запасы товаров, констатирует Руслан Петручак. «Сложившаяся ситуация и необходимость замещения ушедших с полок товаров создают время возможностей для отечественного бизнеса: мы уже видим высокую активность со стороны логистических операторов по аренде/покупке складских площадей», - соглашается Екатерина Ногай. По ее словам, только в Московском регионе за 1 квартал 2023 года на них пришлось 17% спроса, или 91 тыс. кв. м. Настало «время русских компаний», и они активно этим пользуются – никто никого не ждет, никто не смотрит на «соседей» – все активно действуют и развиваются, поддерживает Анастасия Корневич. Именно поэтому весь год сегмент складов чувствует себя наиболее уверенно по сравнению с другими секторами коммерческой недвижимости, убеждена она.  «Ну а кто еще планирует уйти? – размышляет Мария Мартынова. – Такое ведь не планируют. Любой бизнес хочет удержать свою долю рынка, которой добивался зачастую десятилетиями. Поэтому уходить будут компании, которые не смогут побороть давление инвесторов или владельцев из-за границы, или финансово нестабильные. И речь идет скорее не о зарубежных компаниях, а о представителях российского небольшого бизнеса».
Прямая речь
 
Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management:
 
Складские комплексы остаются одним из самых устойчивых сегментов в кризис, и, на мой взгляд, обладают хорошими перспективами. В первую очередь это связанно с имеющимся дефицитом больших объемов высококачественных складских площадей, а также с более сжатым циклом девелопмента, сравнительно с другими видами недвижимости. Пожалуй, самый сильный удар по индустриальному сектору нанес не уход тех или иных брендов, а нарушение логистических связей. Однако оставшиеся на рынке компании не готовы сидеть сложа руки – сейчас бизнес сфокусирован именно на поиске альтернативных каналов поставок и на выстраивании новых связей. Транспортные цепочки со временем можно будет стабилизировать, но без площадей этого сделать невозможно, что, в свою очередь, поддержит высокий уровень бизнес-активности на рынке индустриально-складской недвижимости.

Уже сейчас, по итогам первого квартала 2023 года, уровень вакансии качественной складской недвижимости в Московском регионе держится на очень низком уровне – около 1,5%-1,7%, а объем сделок бьет все рекорды - более 600 тыс. кв. м. На наших проектах мы также не ощущаем сильного провала, поскольку уже есть игроки, которые занимают пустеющие ниши. Наибольшую активность проявляют e-commerce и компании FMCG-сектора, которые практически сразу поглощают образовавшуюся вакансию на качественных объектах.

Конечно, PickPoint был значимым игроком на логистическом рынке, однако о своих планах по расширению сети пунктов выдачи заказов в разное время заявляли: Х5 Group, «ВкусВилл», «Халва», «СберЛогистика», «Почта России», маркетплейсы и многие другие. Вплоть до пилотного столичного проекта – «Московский постамат», когда прошлым летом в подъездах жилых домов начали устанавливать первые специальные ящики для доставки посылок. Власти заявляют, что в течение ближайших лет в столице будет развернута полноценная сеть из 10 тысяч постаматов, которые упростят доставку интернет-заказов. Уход из России многих брендов привел к тому, что существенно уменьшился и рынок B2C-доставки. Именно совокупность этих факторов: возросшая конкуренция со стороны маркетплейсов и сетей, которые оперируют собственными ПВЗ, на фоне сокращения спроса со стороны компаний, продающих потребительские товары, - и привела к снижению оборотов оператора. Я думаю, общая ситуация изменится не сильно, так как существующий объем заказов, который доставлял PickPoint, уже перераспределен или будет удовлетворен в самое ближайшее время. 

Ранее у нас в стране приостановили свою деятельность крупные логистические компании, такие как DHL, UPS и FedEx, которые еще в феврале перестали принимать посылки и отправления в РФ. Некоторые международные транспортные компании с головным офисом в России формально «сменили» флаг своего присутствия. Сегодня многие товары из стран ЕС и США поступают в нашу страну через оффшоры, например, Гонконг или ОАЭ. Вывод один: все не так ужасно, все продолжает работать. Так, например, контейнерные перевозки восстанавливаются, часть объема уже взяли на себя Южная Корея и Япония. Я думаю, логистические цепи и дальше будут оттачиваться, что положительно скажется не только на оптимизации и себестоимости доставки, но и поддержит стабильный спрос на складские и логистические комплексы.
 
 
 

Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

Union Brokers

Щедров Степан

Консалтинг и брокеридж

Union Brokers

ACCENT CAPITAL

Корневич Анастасия

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Lynks Property Management

Волох Леонид

Юридическая поддержка

BGP Litigation

Поделиться

Материалы по теме

Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Закрытый заказ

К марту 2023-го сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» увеличились до 60 дней, а цена – в 2 раза, до $7000 за 20-футовый контейнер (TEU). Порты в России не справляются с растущим грузопотоком из-за нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, малого числа судов на рейсах Иран – Россия, заторов в обмелевшем Волго-Донском канале и т.д. Параллельно границы для наших грузов на земле недавно практически закрыла Польша, наполовину - Грузия и другие страны.

Автор: Иван Майоров. Журнал CRE Склады и логистика, апрель 2023 г.

05.05
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Ноги кормят

По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в экономике России все острее становится проблема нехватки работников любой квалификации и профессии. О дефиците «качественной рабочей силы» к концу 2022-го сообщили 55% компаний. Ситуация в отдельных сегментах рынка коммерческой недвижимости, логистики, e-commerce и ретейла еще хуже: в феврале игроки в очередной раз заявили о «катастрофическом дефиците кадров» - от курьеров, операторов и водителей до топ-менеджеров.  

Автор: Евгений Арсенин. Журнал CRE Склады и логистика, февраль 2023 г.
11.04
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Все сложено

Сегмент складов и логистики остается не только одним из самых стабильных, но и перспективных на рынке коммерческой недвижимости даже в кризис. Эксперты – о прогнозах-2023.

Журнал CRE Склады и логистика, февраль 2023 г.
03.04
90882

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

подпишись НА эксклюзивные новости cre